Фрагмент для ознакомления
2
Сущность, цели и принципы реализации государственной молодежной политики
Молодые люди как отдельная группа имеют свои собственные критерии оценки и характеристики, которые отличают их от всех других групп общества. В настоящее время молодые люди анализируются по нескольким критериям, таким как возраст, психологические и социальные характеристики.
В качестве основной цели моложёной политики можно назвать создание условий для развития возможностей молодежи в соответствии с потребностями общества.
В настоящее время приоритеты развития молодежной политики устанавливается государством. Это представляет собой проблему, так как другие институту современного общества не принимает участия в формировании направлений развития молодежной политики. При этом, данную ситуацию никто изменять не собирается.
Теоретически, такие авторы, как Панова Ю. А. [29, с. 379] и Ростовская Т. К. [31, с. 23] в качестве субъектов. реализующие молодежную политику выделяют молодежь, государство и общественные объединения. Указанные субъекты имеют свои цели и задачи, разные у каждого участника. [31, с. 29]. Каждый субъект разрабатывает собственную модель молодежной политики. Все эти субъекты также активно участвуют в реализации государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика-представляет собой направление деятельности, основанное на нормативных нормативных, финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-аналитических, кадровых и научных мероприятий. Целью данной системы мероприятий является установление и поддержание соответствующего социального статуса молодого поколения, а также установление и поддержание определенного качества жизни самих молодых людей, которые в будущем станут экономически активным населением. Важно не только развивать национальные приоритеты и национальную идентичность у молодежи, но и развивать чувство гордости за Родину. Стратегическим приоритетом национальной молодежной политики является создание условий для формирования гармоничной личности, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, заботливой, обладающей сильным моральным стержнем, адаптирующейся к меняющимся условиям и принимающей новые творческие идеи. Важной задачей является воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, демонстрация высокой культуры творческого мировоззрения, профессиональных знаний, в том числе культуры межнационального общения, ответственности и умения принимать самостоятельные решения, направленные на повышение благосостояния страны.
Реализуется национальная политика на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, развитие возможностей по самореализации, повышение конкурентоспособности в мире, укрепление лидерских позиций.
Реализация моложёной политики предусматривает реализацию широкого руга задач в том числе воспитание патриотизма у молодых людей, с независимым мышлением и конструктивным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующими высокую культуру, в том числе культуру международного общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения [11, с. 131].
Основным нормативным актом, регламентирующим становление молодежной политики в стране, в настоящее время выступает «Стратегия развития молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия предусматривает основные направления развития моложёной политики на основе анализа проблем и недостатков формирования направлений молодежной политики.
В эпоху цифровых технологий можно отметить внедрения современных цифровых технологий и информации во все отрасли жизнедеятельности. Молодёжь, в силу своей любознательности может получить как правдивую информацию, так и ложную, поддаться под влияние информационных служб недружественных государств.
В последнее время получили развитие новые способы получение и распространения информации.
В связи с этим повышается скорость передачи информации, глобальная паутина распространилась во все уголки мира.
Рассмотрим молодежную политику в цифровую эпоху. В настоящее время новую цифровую эпоху называют информационным обществом. С точки зрения исторического развития информационное общество пришло на смену постиндустриальному. Данные перемены оказали влияние на все общество, в том числе и на молодых людей. При этом, учитывая возраст и активность данной целевой аудитории, информационные технологии развиваются в данной социальной группе гораздо быстрее, чем в других группах. В связи с этим на молодежную политику возлагаются задачи, направленных на достижение показателей использования информационных технологи, в том числе в социальных сетях [7, с. 436].
Современная молодежь отличается от предыдущих поколений. Это обусловлено развитием общества, современными вызовами и активным внедрением информационных технологий. Согласно «Теории поколений», Нила Хао и Уильяма Штрауса в 1991 году, школьников можно отнести к поколению «Z» которые являются представители переходного поколения из двадцатого в двадцать первый век, Интернет появился раньше рождения большинства детей, несмотря на то, что это «технология будущего» для их родителей, для современных молодых людей это стало обычным делом. Они не представляют жизни без смартфонов и социальных сетей. Все общество разделено в онлайн и оффлайн для них. Дети поколения Z характеризуются смутным чувством ответственности, ребячеством и редакторской осведомленностью; они больше всего знакомы с новостями по заголовкам, читают очень мало и черпают больше информации из различных картинок; виртуальные туры иногда более популярны, чем реальные посещения театров и музеев,
Такие подростки чаще общаются в социальных сетях, избегая непосредственного общения и встреч с однокашниками и друзьями после школы. Марком Пренски в своей книге «Аборигены и иммигранты в цифровом мире», высказывает сомнение о соответствии системы образования требованиям нового поколения [18, с. 76].
В России сотрудничество с молодежью поднято до уровня национальной политики.
Требования современного общества, вызовы национальной безопасности и проблемами, происходящими в молодежном обществе, обуславливает внимание к развитию молодежных пространств. В частности, последствиями сокращения численности населения в 1990-е годы привело к уменьшению количества молодых людей (возраст 14-30 лет). В 1995 году было 35,2 млн., молодых людей в возрасте до 30 лет, в 2000-38,3 млн., в 2005 году можно отметить самый высокий показатель -39,5 млн., после этого численность молодежи пошла на спад, в 2010-36,6 млн. а к 2025 году 25 миллионов молодых людей.[10, с. 40].
Расширяя идеи «Основных элементов национальной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р была утверждена «Стратегия развития образования Российской Федерации до 2025 года». Указанный документ раскрыл особенности современного развития детей, их психологический особенности, характеристика развития и взаимодействия.
Так же наши отражения меры государственного воздействия для объединения усилий семьи общества и государства в целях воспитания современного поколения
При этом в обществе можно отметить ряд проблем, препятствующих эффективному развитию и воспитанию молодёжи. Для решения указанных проблем разрабатываются нормативные акты и принимаются другие меры государственного воздействия. Рассмотрим основные направления нормативного регулирования: К ним относятся (рисунок 1), перечень законодательных актов не является исчерпывающим:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 (ред. От 10.02.2016) «Об утверждении Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)»
4. Закон г. Санкт-Петербурга от 27 июня 2013 года № 425-62 «О реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 17 октября 2022 года) [Электронный ресурс] режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/537937085?section=status (дата обращения: 02.03.2024 г.)
5. Александрова Н.А., Брюхова О.Ю. Профессиональная ориентация в фокусе внимания государства: проблемы, противоречия, пути решения. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Тамбов: Грамота, 2016. - № 9(71). - С. 13-16.
6. Болдина М.А., Деева Е.В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2017. - №1 (165). - С. 7-17
7. Болдина М.А., Деева Е.В. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы, 2016. - №12 (046). - С. 431-439.
8. Борзенко, Г. В. Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития / Г. В. Борзенко. // Молодой ученый. – 2020. – № 45 (335). – С. 301-304.
9. Бутова Т.В. Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне] / Т.В. Бутова, А.И. Дунаева, Н.О. Удачин // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. – No 3 (22). – С. 10.
10. Варшавская Е.Я. Молодежь, исключенная из сферы занятости и образования, в странах ЕС и России // Вопросы статистики, 2015. - №4. - С. 40-47
11. Герасимов Г.И., Лубский А.В. Диалог о парадигмальном подходе в образовании // Гуманитарий Юга России, 2014. - № 1. - С. 131.
12. Гуляев, И. И. Гражданская и правовая культура российской молодежи: учебное пособие для вузов / И. И. Гуляев. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 124 с.
13. Гуслякова, Л. Г. Основы социального образования: учебное пособие для вузов / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, С. И. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 164 с.
14. Дианина Е.В. Роль социальных сетей в работе по профориентации и их перспективы развития // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. / отв. Ред. А. В. Кулешова. — М.: АО «ВЦИОМ», 2017.- С. 247-249
15. Дробышев Е.А Занятость молодежи: зарубежный опыт и его применение в России // Социальная политика и социология, 2016. - №4 (82). - С. 285-293,
16. Дружинина В.В. Обеспечение сбалансированности местного рынка труда: зарубежный опыт // Научный вестник Херсонского государственного университета, 2014. -№ 36. - С. 124-128
17. Железняк М.И. Совершенствование социально-экономического партнерства на молодежном сегменте рынка труда: институциональные формы и механизм реализации // Вопросы регулирования экономики, 2015. - № 1. - С. 67–73.
18. Жилин Д.М. Навыки XXI века и наука XXI века – противоречие или соответствие? // Естественнонаучное образование: взгляд в будущее. – М.: Издательство Московского университета, 2016. - С. 76-90.
19. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении / М. К. Горшков и др.; – М.: ФНИСЦ РАН, 2017. - 129 С.
20. Зеер Э.Ф, Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России, 2017. - №4. - С. 258-263.
21. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация человека: учеб. Пособие для вузов / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. С.-Петерб. Гос. Ун-та. – СПб.: Химиздат, 2015. – 166 с.
22. Извеков Ф.С. Зарубежный опыт преодоления безработицы // Инновационное развитие социально-экономических систем: III Международная студенческая научно-практическая конференция (25 мая 2017 года, Россия, г. Ульяновск): сборник научных трудов / под общ. Ред. В. Н. Лазарева. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. - С. 189-192.
23. Кайшаури Е.И. Работающая молодежь и прекаризационная занятость // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15—16 марта 2017 г. / отв. Ред. А. В. Кулешова. — М.: АО «ВЦИОМ», 2017. - С. 1447-1450.
24. Касаткина Н.П. Динамика профессионального выбора молодежи в системе «школа – вуз – рынок труда»: социоструктурный анализ: на примере Республики Мордовия. Автореферат на соискание канд. Социол.наук: 22.00.04, Саранск, 2018. – 20 с.
25. Келасьев В.Н., Платонова Н.М. Человек в процессах включения в социальные среды и исключения из них // Ученые записки СПбГИПСР, 2014. - № 2. - С. 64-69.
26. Лунева, Е. В. Информационное обеспечение молодежной политики: учебное пособие для вузов / Е. В. Лунева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 163 с.
27. Лупачева Н.С. Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения / Н.С. Лупачева // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. – № 4. – с. 23-34.
28. Любина О.Н. Государственная молодежная политика: особенности реализации и отражение в государственных программах Российской Федерации и города Москвы / О.Н. Любина // Управление. 2017. № 1. – с.55-61.
29. Панова, Ю. А. Проблемы молодежной политики в Российской Федерации и пути их решения / Ю. А. Панова // Молодой ученый. – 2019. – № 21 (259). – с. 379-382.
30. Профессиональное образование и социальное партнерство в работе с молодежью: монография / А. В. Пономарев [и др.]; под общей редакцией А. В. Пономарева, Н. В. Поповой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 253 с.
31. Ростовская, Т. К. Молодежная политика в современной России: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 155 с.
32. Соловей, А. А. Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации / А. А. Соловей. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 298–300.
33. Тетерлев, М. В. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: основы, цели и направления / М. В. Тетерлев // Молодой ученый. – 2023. – № 20 (467). – С. 691-695.
34. Соколов, С. В. Анализ проблем современной государственной молодежной политики и пути их решения / С. В. Соколов. – Текст : электронный // Бизнес и общество. – 2022. – N 4 (36). – URL: http://busines-society.ru/2022/num-4-36/51_sokolov.pdf.