Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост числа старших дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них имеют недоразвитие фонематических процессов. Таким детям свойственны: заниженный порог восприятия, слухового внимания и памяти, несформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженные темп учебной деятельности и самоконтроль. В этом смысле на первый план выходит такое нарушение у детей старшего дошкольного возраста как дизартрия.
Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей-неврологов, так и учителей-логопедов.
Клиническая картина дизартрии имеет несколько форм, каждая из которых требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходимо их патогенетическая диагностика. Поэтому, логопедам приходится самостоятельно разбираться в структуре дизартрических расстройств [1].
В первую очередь при дизартрии страдает фонематическая сторона речи. В логопедии развитию фонематической стороны речи пока уделено недостаточно внимания. Между тем особенности развития фонематических компонентов при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.
Эта патология представляет собой нарушение произносительной стороны речи при общении на родном языке. При этом такие нарушения неизбежно влекут за собой нарушения и в других сферах, в частности, нарушение восприятия, анализа. Ребенок не способен различать и произносить звуки. В результате нарушается артикуляционный аппарат, правильность построения предложений, умение выражать свои мысли. В связи с нарушением устной речи, развивается и нарушение письменной речи, поскольку эти два процесса тесно взаимосвязаны. Частым последствием такого состояния является дислексия и дисграфия. Если патологию не вылечить своевременно, происходит нарушение фонематического слуха, которое влечет за собой дальнейшее отставание в развитии [2].
Целью исследования исследование фонематических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Задачи исследования:
1. изучить основные нарушения речи.
2. раскрыть содержание понятия «дизартрия», «минимальные дизартрические расстройства».
3. выявить и проанализировать понятие «фонематический компонент речи».
4. провести экспериментальное исследование фонематических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими нарушениями.
Объект исследования – фонематические компоненты речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – фонематические компоненты речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.
Методы исследования - методы анализа и обобщения литературных источников, эксперимент, наблюдение.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в логопедической работе на диагностическом и коррекционном этапах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ
1.1. Развитие речи в старшем дошкольном возрасте в норме
Своевременное овладение правильной речью является основой дальнейшего развития личности. Человек с хорошо развитой речью становится полноценным участником коммуникаций, ему легче адаптироваться к обществу. Полноценная личность может быть развита только при условии сформированной речи. При помощи речи ребенок может легко взаимодействовать с окружающим миром, высказывать свои мысли, желания, аргументировать свою точку зрения, быть понятым. И наоборот, при несвязной речи ребенок становится необщительным, затрудняется коммуникативная функция, замедляется или нарушается дальнейшее развитие личности. Для формирования полноценной речи важно, чтобы речь ребенка была связной, и он обладал правильным звукопроизношением [3].
Многие дети умеют абсолютно точно различать и использовать звуки, в совершенстве владеют звуковой стороной речи. Они используют в ходе общения полноценный словарный запас, способны к грамматически правильному построению предложения. Однако этот процесс проходит различные стадии становления и не у всех одинаков [1].
Полноценное развитие речи подразумевает умение четко различать и произносить звуки, различать их. При этом ребенок овладевает артикуляционным аппаратом, учится правильному построению предложения. Важно умение грамотно выражать свои мысли и строить предложение. Это основные проблемы, которые необходимо решить еще в дошкольном возрасте, до того, как ребенок поступит в школу. Основным показателем того, насколько ребенок готов к поступлению в школу, является именно формирование правильной речи [2].
Овладение правильным произношением формирует правильное восприятие и правильное понимание происходящей действительности. Является залогом освоения грамоты, формирует умение читать. Необходимо помнить о том, что на основе правильной устной речи формируется письменная речь, и от того, насколько развито фонематическое восприятие напрямую зависит правильность письменной речи. В случае возникновения отставания в фонематическом слухе и восприятии возникают серьезные препятствия на пути успешного овладения учебным материалом, в чтении и письме. Это связано с тем, что возникают серьезные препятствия на пути к полноценному развитию звукового восприятия, выделения звуков в составе слова. Звуковое восприятие в норме у ребенка развивается именно в дошкольном возрасте [4].
При наличии отклонений и нарушений звукопроизношения, важно обеспечить своевременную коррекцию. Программа по коррекции должна быть комплексной. В ее основе лежит целенаправленная работа с логопедом, который основное внимание уделяет именно коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия. Важно начать коррекцию до того момента, как ребенок начнет осваивать грамоту. Это связано с тем, что звукопроизношение и письменная речь тесно взаимосвязаны.
Кроме того, коррекция должна быть проведена до начала учебы в школе, поскольку школьная программа и обстановка создает дополнительную нагрузку на организм ребенка. Кроме того, ребенок в школе подвергается стрессовому воздействию, что значительно усугубляет процесс лечения и осложняет течение нарушений [5].
Важную роль в формировании основных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой.
Связная речь – один из важнейших компонентов коммуникативной культуры, который активно развивается в дошкольном возрасте. Овладение связной речью – сложный и трудоемкий процесс, который требует постепенного освоения ряда навыков. Первым этапом является освоение монологической речи. На втором этапе приступают к расширению словарного запаса, построению связных, последовательных высказываний. Для этого целесообразно задать определенную тему, на которую необходимо развить высказывание. Более сложным этапом является создание рассказов. Часто, стремясь преподнести информацию,
Речь должна быть урегулированной и тщательно спланированной. Информация должна быть доступной для понимания и усложняться только после полного усвоения и закрепления на практике. При работе необходимо учитывать психологические особенности ребенка, его возрастные отличия. Обычно применяются не только педагогические, но и воспитательные меры [6].
Ребенку необходимо отрабатывать навыки устной речи. При отработке навыков устной речи самым затруднительным этапом обучения является формирование связной речи. Проблема состоит в первую очередь в необходимости структурирования ассоциаций, возникающих в процессе разговора. Излишняя эмоциональность и субъективный подход должен быть устранен еще на ранних этапах обучения. От последовательности изложения зависит то, насколько хорошо говорящий будет понят своим оппонентом. В дальнейшем связная речь будет необходимой базой для формирования более сложных видов деятельности [5].
К примеру, изложение, написание сочинений, эссе основано именно на применении конструкций связной речи. В основе связной речи лежит принцип систематического последовательного изложения. От формирования связной речи на ранних этапах обучения зависит глубина познания окружающего мира, полнота познания и освоения, как культуры и традиций страны, так и реалий окружающей жизни. В дальнейшем от качества полученного образования будет зависеть кругозор человека, степень развития личности, успешность общения [6].
Основными критериями, по которым устную речь считают не связной являются: искажение логики и последовательности высказывания, фрагментарность, отвлечение от темы. Отвлечение от темы следует устранять на ранних этапах подготовки. Именно отвлечение ведет к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2004.
2. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб., 2005.
3. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. — М., 2008.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – СПб., 2006.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова JI.B. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
7. Белякова, Л. И., Волосков, Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Текст]: - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005.
9. Винарская Е.Н, Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М., 2005.
10. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2009.
11. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1995. - №2.
12. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Хранитель, 2002.
13. Дизартрия как одна из самых распространенных речевых патологий современности. О.В. Кузнецова / «Topical problems of modern science» 52 Vol.1, June, 2017.
14. Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениями. Коренева Е.А. / Актуальные проблемы логопедии. - Саратов,2013. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» No 6. 2017. Alley-science.ru.
15. Капустина Т.В., Зигле Л.А. / Сборник материалов Всероссийской международной научно-практической конференции «Коррекционно-развива¬ющее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы», 2011.
16. Логопедия. [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведенный / под ред. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 496 с.
17. Логопедическая диагностика и критерии оценки речевого развития детей с расстройствами аутического спектра. Т. В. Аксенова, О. В. Бухарина, Е. А. Осипова / Журнал Дошкольная педагогика, январь, 2017.
18. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М., 2001.
19. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункий / Л.А. Ясюкова. Методическое руководство. – Санкт-Петербург, 2001.
20. Педагогика No 4 (129) / апрель / 2017. Петербургский научно практический журнал Изд-во ООО «Издательство «Детство ПРесс». www.detstvo press.ru. Главный редактор С.Д. Ермолаев.
21. Поваляева, М. А, Справочник логопеда [Текст]: / М. А. Поваляева. - Изд.6-е. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 445 с.
22. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопро-износительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с.
23. Хрестоматия по логопедии: Исторические аспекты. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия [Текст]: учеб. пособие. / Под. ред. М. К. Шеремет, И.В. Мартыненко. - М.: КНТ, 2008. - 380 с.
24. Шеремет, Н. К. Логопедия [Текст]: учеб. - третий изд., Перераб. и доклада. / Под ред. М. К. Шеремет. - М.: Слово, 2013. - 672 с.
25. Винарская Е. Н. Дизартрия [Электронный ресурс]: пособие. - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie -nauki/library/2014/12/01/vinarskaya-en-dizartriya.