Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Характеристика объекта и методик исследования
С целью изучения страхов у детей старшего дошкольного возраста на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Подснежник» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании участвовали воспитанники старших групп в количестве 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Для изучения страхов детей были применены две диагностики. Данные методики разработаны и апробированы российскими специалистами-психологами А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой.
Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше трех лет.
Использование диагностик обусловлено необходимостью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния специалистом.
1. Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи».
Ход исследования. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх.
Инструкция. «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.
Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.
Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.
2. Методика «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой.
Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.).
Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный. В эти дома с помощью экспериментатора детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция. Психолог обращается к ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка» (Приложение № 1).
Уровневые значения. Все результаты оцениваются в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.
Опишем результаты проведения диагностики по выявлению детских страхов в исследуемой группе.
Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в старшем дошкольном возрасте (таблица 1).
Таблица 1. Результаты методики «Мои страхи».
№ ФИ ребенка Характеристика рисунка
1 Андрей К. Изображены насекомые. Преобладают черные, коричневые цвета. Рисунок четкий. Слабый нажим карандаша.
2 Елизавета И. Змея. Преобладает зеленый цвет. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
3 Макар Л. Темная комната. Преобладает черный цвет. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
4 Никита Ю. Приведение. Преобладают черный, серый цвета. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
5 Матвей А. Монстры. Преобладают черный, серый цвета. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
6 Анна Б. Темнота. Преобладает черный цвет. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
7 Ирина Ж. Мама и ребенок, которые тянут к друг другу руки. Страх остаться без мамы. Преобладают светлые цвета. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
8 Екатерина О. Паук. Преобладает черный цвет. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
9 Михаил Л. Баба Яга. Преобладают светлые цвета. Рисунок четкий. Слабый нажим карандаша.
10 Леонид К. Змея. Преобладает зеленый цвет. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
11 Андрей Ю. Мыши и крысы. Преобладают черный, серый цвета. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
12 Юлия Н. Приведение. Преобладают черный, серый цвета. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
13 Роман Р. Темная комната. Преобладает черный цвет. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
14 Валентина Х. Тигр. Преобладают светлые цвета. Рисунок четкий. Слабый нажим карандаша.
15 Кристина И. Врач. Преобладают светлые цвета. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
16 Владлен З. Кощей Бессмертный. Преобладают темные цвета. Рисунок четкий. Слабый нажим карандаша.
17 Елена К. Монстры. Преобладает черный цвет. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
18 Павел З. Насекомые. Преобладают светлые цвета. Рисунок нечеткий. Слабый нажим карандаша.
19 Максим К. Врач. Преобладают темные цвета. Рисунок четкий. Сильный нажим карандаша.
20 Алексей Т. Приведение. Преобладает серый цвета. Рисунок нечеткий. Слабый нажим карандаша.
Таким образом, в своих рисунках 2 детей изобразили насекомых, 2 детей – змей, 3 детей – темное помещение, 3 – приведений, 2 – монстров, 1 ребенок – паука, 1 ребенок – боязнь расстаться с мамой, 2 – врачей, 2 – сказочных героев, 1 – мышей, 1 – тигра.