Фрагмент для ознакомления
2
Дидактические игры и игровые технологии в настоящее время чрезвычайно популярны среди педагогов-практиков. Игровые технологии сегодня пользуются большой популярностью не только в начальной школе. Под технологией в данном случае понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Игровые технологии – это современные образовательные (педагогические) технологии, которые основаны на активизации и интенсификации деятельности школьников. К игровым технологиям относят:
-дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
- игровое моделирование и экспериментирование и др.
Б.Т. Лихачев рассматривал образовательную технологию как некоторую совокупность установок, которые он относил к психолого-педагогическим. Данная совокупность содержит некоторый специальный набор способов, методов, форм, средств и приёмов обучения, воспитательных средств. Любая технология предусматривает наличие заданного результата, в данном случае, педагогического.
При таком подходе можно говорить, что любая педагогическая технология – это прежде всего вид учебной деятельности в соответствующих условиях и ситуациях, которые всегда направлены на получение заданного результата и усвоение общественного опыта. В таком опыте совершенствуется управление собственным поведением субъекта [11].
Можно отдельно говорить о том, что в условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени актуальной и значимой проблемой остаётся проблема активизации учебной и познавательной деятельности школьников.
Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Новый образовательный результат, который регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени, имеет насколько аспектов [2].
Если в традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора, то в условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта.
Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане. Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Для развития и формирования субъекта в условиях системно-деятельностного и личностно ориентированного подхода необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» [11, с.25].
Однако, изучение опыта работы учителей показывает, что в учебно-воспитательном процессе часто продолжают оставаться традиционные подходы в обучении, когда речь идёт о педагоге-трансляторе, передающем школьникам некоторую сумму знаний. При этом можно отметить, что не всегда востребованы педагогом средства и приёмы активизации учебной и познавательной деятельности субъекта, либо они используются эпизодически, то есть, не имеют под собой системы.
Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. Необходимо отметить, что современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении методических материалов в области реализации дидактических игр и игровых технологий. При этом именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников и усилить учебную мотивацию, как показывает современная образовательная практика.
Игровые технологии, как и любые другие, включают в себя широкую группу приёмов и методов организации образовательного процесса. Чаще всего это обеспечено различными педагогическими дидактическими играми. Г.К. Селевко в своих работах на принципиальные отличия, которые отличают игры дидактические от игр обычных.
Дидактическая игра не может быть реализована без дидактической цели обучения и соответствующего запланированного результата, который педагог должен достичь в процессе этой дидактической игры. Методисты рассматривают здесь такие категории как игровые технологии, элементы дидактической игры, игровое обучение.
Все они согласны с таким подходом, что игра - это лишь по форме работы. По содержанию процесса – это, прежде всего развивающее обучение. В любом случае, все эти рассматриваемые понятия близки между собой. Как игровое обучение, так и игровые педагогические технологии подразумевают реализацию учебно-воспитательного процесса, в котором реализуется триединая образовательная цель: обучение, воспитание и развитие субъекта.
Сам Г.К. Селевко исключительно высоко оценивал использование на практике игровые образовательные технологии и считал эти процессы инновационными, поскольку, по его мнению, такая стратегия инновационного образования способна поднять учебно-воспитательный процесс на качественно иную основу.
Практически в каждой игровой ситуации присутствует ситуация проблемная. Практика показала, что дети лучше воспринимают любую проблемную учебную ситуацию именно через игровую деятельность. Работать с проблемной ситуацией любому учителю не просто. для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех детей одновременно, особенно, если речь идёт об уроке. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении [13].
Основу учебной деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Дети действуют по игровым правилам, как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию учителя, главная задача которого – выдать весь учебный материал. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры можно рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной.
Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению. В этой ситуации практически все дети достаточно активны и готовы высказывать своё личное мнение. Все участники процесса совместно анализируют ход и результаты игры. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, которые обогащают словарный запас детей и развивают их числовые представления. В ходе игры они обучаются счёту, развивают память, внимание, наблюдательность, волю и др. Современная дидактика рассматривает игру как источник развития ребенка.
С.А. Шмаков считает, что человек играющий, выражает такую же существенную функцию как человек созидающий. В игре ребенок самовыражается как личность и как индивид. При этом он получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
В процессе активного общения эти процессы всегда протекают продуктивно. Еще в 20-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обращал внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Именно он исследовал педагогическое значение игры. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр [6].
Учителя практики часто говорят, что организация даже не самой сложной игры требует от учителя много времени и большой подготовки. Если педагогу – транслятору достаточно передать свои знания детям, то педагогу – проектировщику необходимо разработать целый сценарий каждого учебного занятия.
В условиях реализации системно – деятельностного и личностно ориентированного подхода ФГОС регламентирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. При рассмотрении классификаций учебных игр, предложенных исследователями, можно отметить, что чаще всего их разделяют по месту и по времени проведения. Это могут быть игры, которые проходят на воздухе и в помещениях. Игры могут быть летние и зимние. Чаще всего игры классифицируют следующим образом:
- по области деятельности;
- по характеру педагогического процесса;
- по предметной области;
- по игровой методике;
- по игровой среде.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] / А. К. Аксёнова // учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС». - 2004. – 316 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы [Текст] / М.М. Алексеева // учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2016. – 400 с.
3. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Алябьева // метод. пособие в помощь педагогам и психологам дошкол. учреждениям. – М.: Сфера, 2017. – 96 с.
4. Амасьянц, Р.А. Интеллектуальные нарушения: учеб. пособие для студентов пед. вузов / [Текст] Р. А. Амасьянц. – М.: Академия, 2016. – 238 с.
5. Аствацатуров, Г.О. Развитие речи. Учимся говорить правильно [Текст] / Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко // программа для развития речи, формирования правил произношения. – М.: Новый диск, 2018. – 95 с.
6. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С.299-303.
7. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
8. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 373 с.
9. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург:
Грамота, 2012. – 937 с.
10. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст]: лекции 5–8 / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008. – 68 с.
11. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
12. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2010. – 120 с.
13. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 03.03.2024).
14. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
15. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2017. – No3. – С. 59-62.
16. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2011. – No 5. – С. 50-52.
17. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 03.03.2024).
18. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2014. – 278 с.
19. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 03.03.2024).
20. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 03.03.2024).
21. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24.
22. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
23. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 03.03.2024).
24. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
25. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2014. – No9. – С. 81-82.