Фрагмент для ознакомления
2
Традиционно, и это характерно прежде всего для педагогов-практиков, когда речь идет об интеллектуальной готовности детей к обучению в школе, в первую очередь обращается внимание на набор знаний, умений и приобретенных форм поведения, которые сформировались в процессе приобретения их запаса. Это все служит основой для приобретения новых знаний и навыков, а также для формирования и функционирования новых форм интеллектуального развития. Это результат освоения детьми образовательной программы дошкольного образования, необходимый для формирования других видов готовности (мотивационной, личностной и коммуникативной) [17].
Понятие «интеллект» включает в себя следующий признак: постоянство, которое не меняется на протяжении всей жизни человека; К.М. Гуревич и Е.И. Горбачева считают, что интеллектуальное развитие - это ценность, которая меняется, а интеллект сохраняет свою ценность неизменной [6].
В.В. Зеньковский утверждает, что «интеллектуальная сфера более прозрачна по своей природе, так как обращена к внешнему миру». Следует отметить, что интеллектуальное развитие не занимает доминирующего положения в психике ребенка, но нельзя отрицать, что прогрессивное развитие интеллекта открывает дальнейшие ступени в развитии ребенка. Правильнее было бы сказать, что рост интеллектуального развития является главным фактором, а не важнейшим симптомом изменений в самом ребенке [7].
Значительный вклад в исследование проблем интеллектуального развития детей внесла Л.И. Божович. Она утверждал, что дети должны уметь выделять главное из явлений и предметов окружающей действительности, сравнивать их, находить сходства и различия, что дети должны научиться рассуждать, находить причинно-следственные связи и делать выводы [3].
Л.А. Венгер рассматривает интеллектуальную готовность, необходимую для обучения в школе, с точки зрения конкретных навыков: умение слушать правила и выполнять предписания старших, определенный уровень сформированности памяти (механической и логической), определенный уровень умственного развития, владение обобщенными понятиями, умение планировать действия, умение различать слова и предметы и способность различать явления, владение арифметическими действиями, готовность рук к овладению письмом [8].
B.C. Мухина определяет уровень сформированности интеллектуальной готовности к школе, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов [13].
Н.Г. Салмина освещает вопрос предметной готовности и утверждает, что развитие символико-символической деятельности является важным этапом для перехода к систематическому обучению. Возможным показателем развития интеллектуальной готовности к обучению является символическое функционирование [18].
В.Г. Маралов отмечает, что интеллектуальная готовность в школьном обучении отражает преобразования, происходящие в сфере сознательной деятельности, связанные с усвоением общественно-исторического опыта. Исследователи показали, что интеллектуальное развитие постепенно приводит к дифференциации самооценки, повышению уровня ее критичности, созданию благоприятных условий и осуществлению саморегуляции поведения, что существенно влияет на успешность обучения [14].
В настоящем исследовании при определении сущностных характеристик интеллектуальной готовности к школе мы будем следовать Кулагиной И.Ю которая связывает эту готовность с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы [17].
И.Ю. Кулагиной определены сущностные характеристики интеллектуальной готовности к школьному обучению. И.Ю. Кулагина связывает эту готовность с развитием мыслительных процессов - умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать, выделять существенные признаки, оценивать причинно-следственные связи, делать выводы и т. д. [17].
Интеллектуальная готовность к обучению также подразумевает формирование у ребенка определенных компетенций. Например, способность определять учебные задачи. Это требует от ребенка умения искать сходства и различия между объектами и причины появления у них новых свойств. Чтобы сформировать у ребенка интеллектуальную готовность к школе, взрослые должны развивать его познавательные потребности, обеспечивать адекватный уровень мыслительной деятельности, знания и умения, необходимые для решения соответствующих задач.
Формирование интеллектуальной готовности к обучению требует создания предпосылок путем обеспечения чувства своевременности, развития речи ребенка, культуры речи и разговорного языка. Задача учителя - развивать познавательные потребности ребенка, обеспечивать достаточный уровень мыслительной активности, предоставляя соответствующие задания и необходимый объем знаний об окружающем мире.
Для того чтобы анализировать, детям необходимо овладеть критериями и методами изучения предмета. Отсутствие таких навыков приводит к трудностям в обучении. Например, они могут неправильно ориентировать тетради, делать ошибки при написании букв, не различать геометрические фигуры в незнакомом положении, считать предметы справа налево, а не слева направо, читать справа налево и т. д.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Это включает в себя произношение и эмоциональную культуру речи. Необходимо развивать навыки фонематического восприятия, иначе дети будут неправильно произносить слова, будут возникать ошибки при чтении и письме, дети будут пропускать слова. Плохо артикулированная речь затрудняет овладение пунктуацией и затрудняет чтение [19].
Дети должны владеть разговорной речью на высоком уровне. Они должны уметь ясно выражать свои мысли и связно излагать услышанное. Они должны уметь выделять основные моменты истории и рассказывать ее по определенному плану.
Очень важна готовность ребенка узнавать новое. Они должны проявлять интерес к новым явлениям жизни и фактам. Все психические процессы должны быть хорошо развиты. Ребенок должен уметь концентрироваться на разных видах деятельности (например, на написании элементов чисел).
Развитие мыслительных процессов позволяет детям регулярно наблюдать за учебными объектами и явлениями, прослеживать важные признаки объектов и явлений, делать умозаключения и выводы.
В процессе подготовки к обучению необходимо развивать гипотетический характер мышления детей, приводя примеры выдвижения гипотез, повышать их интерес к обучению, учить не просто слушать, а задавать вопросы и высказывать возможные предположения.
Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению проявляется в сформированности определенного уровня познавательных процессов, который происходит на протяжении всего дошкольного детства. Интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается в умении обобщать, сравнивать объекты, классифицировать, выделять существенные признаки, оценивать причинно-следственные связи и делать выводы. Все эти способности не могут существовать независимо друг от друга. Уровень сформированности каждой из них влияет на изменения в других компонентах и общую готовность.
1.2 Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе их подготовки к школе
Для полноценного целенаправленного сопровождения детей старшего дошкольного возрастав процессе формирования интеллектуальной готовности к обучению необходима целенаправленная работа педагогов (психологов и воспитателей) по сопровождению детей на пути их личностного развития от одной ступени образования к другой. Современные технологии психолого-педагогического сопровождения уместны и востребованы. Это сотрудничество с детьми, их родителями и педагогами, учитывающее детали развивающей программы для детей определенного возраста, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, личностные качества и уровень профессиональной квалификации педагога, особенности семейного воспитания [12].
В детских садах психолого-педагогическая поддержка готовности к обучению детей старшего возраста осуществляется в несколько этапов.
Этап 1. Предварительная диагностика готовности к обучению [19].
Комплексное обследование требует проведения ряда диагностик. Это как фронтальная, так и индивидуальная диагностика. Это психолого-педагогическая оценка готовности к обучению.
Такое обследование позволяет оценить уровень сформированности предпосылок учебной деятельности. Оцениваются следующие аспекты учебной деятельности: умение работать по фронтальным ориентирам, умение действовать самостоятельно по образцам и контролю, определенный уровень работоспособности, а также умение вовремя прервать выполнение того или иного задания и переключиться на следующее.
Таким образом, оценивается сформированность регулятивных элементов деятельности в целом. Также оцениваются аналитические операции звуко - буквенного анализа, соотношение числа и количества, сформированность понятия «больше – меньше», т.е. предпосылки учебной деятельности, сформированные в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.
Кроме того, оценивается степень развития моторных навыков, особенно мелкой моторики, и способность удерживать простую моторную программу при выполнении фигурных упражнений, а также возможность сравнить эти особенности с качеством выполнения фигурных упражнений в свободном рисовании.
Также учитывается уровень сформированности пространственных представлений - важнейшего компонента когнитивного развития ребенка. Помимо оценки результата выполнения задания, учитываются также детали деятельности и поведения ребенка в ходе выполнения задания. Это очень важно, поскольку позволяет оценить деятельность и поведение ребенка в контексте работы. Это связано с тем, что, с одной стороны, выявляется "цена" активности ребенка, его эмоциональные затраты, а с другой - можно прогнозировать особенности поведения ребенка в условиях групповой работы. Сочетание объективной оценки деятельности с субъективной оценкой поведения позволяет избежать односторонних оценок способностей детей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова Е. В., Устинова Е. А. Исследование психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2022. – №. 2 (204). – С. 474-477.
2. Березнева Д. Н., Дохоян А. М. Особенности формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению //ББК–74.58 М 75. – 2022. – С. 23.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2018. – 398 с.
4. Болваненко А. С. Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе //Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. – 2020. – С. 98-101.
5. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Л.А. Венгер, В.С.Мухина. - М.: Академия, 2007. - 446 с
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология; / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2016. – 480 с.
7. Гольева Г. Ю., Белобородова Н. В. Формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению у старших дошкольников //Исследования и инновации в области педагогики и психологии. – 2021. – С. 33-40.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., СПб., 2009. – 184 с.
9. Кузнецова, А.Ю., Денисенко Е.П., Ткаченко Г.С. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе [Текст] / А.Ю. Кузнецова, Е.П. Денисенко, Г.С. Ткаченко // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 447-449.
10. Немов, Р.С. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
11. Олжабаев К. К. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста //цифровизация: теория и практика современного образования. – 2022. – С. 114-117.
12. Огольцова Е. Г., Мамлиева П. В. Формирование у дошкольников готовности к школьному обучению как психолого-педагогическая проблема //Мир науки, культуры, образования. – 2023. – №. 3 (100). – С. 275-277.
13. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2018. – 128 с.
14. Печатнова Н. Б., Некрасова Е. Н. Формирование у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе посредством реализации коррекционно-развивающей программы" школа ждет" //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – Т. 5. – №. 4 (20). – С. 309-318.
15. Рубинштейн, С.Л., Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 713 с.
16. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2019. - 304 с.
17. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия. - 2010. - 288 с.
18. Попова И. А., Иванова Е. А., Черникова С. А. Формирование интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе //проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований. – 2021. – С. 139-141.
19. Шинкарёва Н. А., Пушкина Н. Г. Дидактические игры как средство развития у старших дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе //Карельский научный журнал. – 2023. – Т. 12. – №. 1 (42). – С. 13-17.
20. Шипнягова О. В., Хмелевская Е. О. Психолого-педагогическое сопровождение мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе в условиях детского сада //Педагогическое призвание 2022. – 2022. – С. 286-294.
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика. 2019. – 560 с