Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На данный момент в нашем обществе многие ученые отмечают утрату ценностных ориентиров, а также отсутствие чёткого понимания первоочередных общественных идеалов. Истинная культура и подлин¬ные продукты искусства попадают на периферию жизни, а «во главу же учла» становятся технические достижения. Такое понятие как «массовая культура» способствует формированию у большей части населения, особо это касаемо подрастающего поколения, стереотипного поведения и формальности средств выражения эмоций.
Считается, что самыми востребованными человеческими качествами в XXI веке стали такие качества, как мобильность и умение быстро адаптироваться в новых, совершенно незнакомых ситуациях. Исходя из этого, следует вывод, что главной задачей преподавателя современного образовательного учреждения становится сохранение психо-эмоцио¬нального состояния здоровья учащихся в процессе воспитания и обуче¬ния. Также необходимым стал поиск и разработка эффективных приё¬мов и методов, которые, в свою очередь, способствуют вхождению в социокультурную среду, а также креативному самовыражению в той или иной творческой деятельности.
Цель: изучить особенности обучения иностранному языку с в основной школе в условиях реализации ФГОС 3 поколения.
Объект исследования: - процесс обучения иностранному языку с в основной школе в условиях реализации ФГОС 3 поколения.
Предмет исследования: применение лэпбука в обучении иностранному языку в основной школе в условиях реализации ФГОС 3 поколения.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
1. Цели и задачи обучения иностранным языкам в основной школе в условиях реализации ФГОС 3 поколения.
2. Психолого-педагогические основания обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС 3 поколения.
3. Развитие универсальных учебных действий, обучающихся в иноязычном образовании в условиях ФГОС 3 поколения.
4. Лэпбукинг как инновационное средство обучения иностранным языкам и индикатор профессиональной компетенции учителя в условиях реализации ФГОС.
Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования, экспериментальные методы.
Глава 1. Особенности обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС 3 поколения
1.1. Цели и задачи обучения иностранным языкам в основной школе в условиях реализации ФГОС 3 поколения
В современной системе образования основополагающее значение имеет такой учебный предмет, как иностранный язык. Преподавание данного предмета направлено на цель формирования культуры общения учащихся, осознание важного значения языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует расширению их кругозора, воспитанию гражданской идентичности и общему речевому развитию.
Кроме того, иностранный язык является инструментом, способствующим овладению предметными областями в сфере гуманитарных, естественно-научных, математических и других наук и становится важным компонентом базы для общего образования.
Основные задачи развития процесса обучения в рамках предмета иностранный язык обусловлены переходом всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на ФГОС третьего поколения в 2022 году, в котором определены требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ на этапе основного общего образования[28].
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что основное общее образование должно способствовать личностному самоопределению обучающихся – сформировать нравственную, мировоззренческую и гражданскую позиции, выявить творческие способности учащихся, развивать способности решения проблем самостоятельно в различных сферах деятельности.
Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС должны отражать:
• воспитание российской гражданской идентичности: воспитание чувства патриотизма, ответственности и долга перед Родиной; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, истории, и культуры своего народа;
• формирование уважительного отношения к труду и ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору направления дальнейшего образования, опираясь на умение ориентироваться в мире профессий;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития современной науки;
• формирование доброжелательного и уважительного отношения к другим людям; готовности и способности вести с ними диалог с целью достижения взаимопонимания;
• освоение норм и правил поведения в обществе;
• формирование нравственного поведения и нравственных чувств, ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности во время общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе различных видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
• формирование экологической культуры, соответствующей экологической ситуации в современном мире;
• понимание значимости семьи в жизни человека и общества, заботливое и уважительное отношение к своей семьи, принятие ценности семейной жизни;
• развитие эстетического сознания через освоение учащимися художественного наследия России и других стран мира [17].
При достижении личностных результатов значимую роль играет такой предмет, как иностранный язык, который способствует:
1. Формированию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции; расширению и систематизации знаний о языке и культуры страны изучаемого языка, расширению кругозора и лексического запаса учащихся, дальнейшему овладению общей культурой речи;
2. Формированию дружелюбного и толерантного отношения к ценностям культуры других стран мира, чувства оптимизма и выраженной личностной позиции при восприятии мира, развитию национального самосознания, основываясь на знакомстве с жизнью своих сверстников за рубежом, с образцами иноязычной литературы;
3. Созданию мотивации к совершенствованию полученных знаний в рамках предмета иностранной язык на основе самооценки и самонаблюдения, к изучению дополнительных иностранных языков [13, с. 75].
Для того, чтобы достичь вышеуказанные личностные результаты, в учебные пособия по иностранному языку вводятся соответствующие темы и разделы, разнообразные по содержанию и форме задания, упражнения, тексты. Содержание заданий, упражнений и текстов отобрано в соответствие с идеей развития диалога культур между Россией и изучаемыми странами. В учебниках представлен увлекательный материал о странах изучаемого языка, их столицах, а также об обычаях, традициях и праздниках (материалы учебных пособий о праздновании Рождества, Пасхи и многих других праздниках в России и странах Европы).
Это способствует не только расширению кругозора детей, но и развитию их эстетического вкуса. В экологическом модуле учащимся предложены творческие задания и проекты, выполнение которых позволяет сформировать основы экологического мышления и культуры, развить опыт экологически- ориентированной практической деятельности в различных ситуациях жизни.
Тема здорового образа жизни, включенная в учебные пособия по иностранному языку, знакомит учащихся с видами спорта, популярными в изучаемых странах, обучающиеся смогут узнать, как их сверстники за рубежом относятся к здоровью и вредным привычкам, благодаря чему у детей смогут сформироваться ценности безопасного и здорового образа жизни. Учащиеся смогут сравнить российскую и западную систему образования, познакомиться с внутренним распорядком, правилами поведения и традициями в учебных заведениях России и Англии.
Материалы в учебных пособиях нацеливают учащихся на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности, формируют уважительное отношение к труду, помогают подросткам справиться с возникающими конфликтными ситуациями (со сверстниками, родителями или учителями) и найти верное решение. Происходит освоение правил и норм поведения в обществе, формирование готовности и способности вступать в диалог с окружающими людьми с целью достижения взаимопонимания. Сформированные у учащихся личностные универсальные учебные действия (УУД) средствами предмета иностранный язык способствуют развитию таких личностных качеств как ориентация в социальных ролях и отношениях между людьми и ценностно-смысловая ориентация (способность соотносить события и поступки с принятыми общественными принципами, умение выделять нравственный аспект поведения и знание норм морали) [4, с. 208].
Эффективно применение следующих образовательных технологий с целью развития личностных УУД:
• Проблемно-диалогическое обучение (способствует повышению познавательного интереса и мотивации обучения; формирует самостоятельность и креативное мышление учащихся);
• Проектная деятельность (развивает умственные способности обучающихся, позволяет накапливать смыслы, оценки, отношения, позитивные поведенческие стереотипы);
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (используются с целью повышения качества образовательных услуг и способствуют формированию адекватной самооценки учащихся, осознанности учения, адекватному реагированию на возникающие трудности, критическому отношению к информации и избирательности её восприятия, формируются основы правовой культуры в сфере использования информации);
• Метод ситуационного обучения (позволяет развивать систему ценностей, жизненных позиций и установок, сформировать умение отстаивать свою точку зрения, при этом адекватно оценивая других и принимая чужое мнение, то есть способность выстроить конструктивный диалог);
• Технология продуктивного чтения (направлена на формирование своей позиции, умение адекватно понимать собеседника, порождает оценочные суждения);
• Технология дифференцированного обучения (способствует формированию адекватной самооценки, саморазвитию и самосовершенствованию, учебной мотивации, умению ставить цели и достигать их, повышает уровень Я-концепции – сильные ученики смогут утвердиться в своих способностях, слабые получат возможность испытать учебный успех).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александров, Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов / Ю.И. Александров ̶. 5-е изд., перераб. и доп. ̶Санкт-Петербург: Питер, 2023. ̶528 с.
2. Велиева Н. О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранно¬му языку // Проблемы современной науки и образования. 2016. Т. 54, вып. 12. C. 104-108.
3. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий. 2018. С. 162-164.
4. Голубева Д.А. Повышение мотивации в процессе изучения иностранного языка благодаря использованию интерактивных тетрадей и лэпбуков / Голубева Д.А. // Открытый урок 1 сентября. 2019. [Электронный ресурс] – URL: https://urok.1sept.ru/articles/688807?ysclid=lb152zr7et687598187
5. Идеи зарубежных коллег: Lapbook на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/annick/ideizarubejnyh-kolleg-lapbook-na-urokah-angliiskogo-iazyka
6. Ильязова М.Д., Тулепбергенова Д.Ю. Кейс-стади как метод создания учебных професси¬онально-ориентированных ситуаций: ситуационно-контекстный подход // Сибирский педагогиче¬ский журнал. 2013. № 2. С. 58-61.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2008. - 160 с.
8. Копачева Т.А. Использование Lapbook (лэпбука) на уроках английского языка / Т.А. Копачева // Инфоурок. – 2019. – № 55. – С. 23-25.
9. Копытин А.И. Системная арт-терапия. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
10. Кулигина А.С. Le fran?ais en perspective : учебник для 7 класса общеобразовательных ор¬ганизаций и школ с углублённым изучением французского языка. М. : Просвещение, 2017. 223 с.
11. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: лекция-доклад. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 24 с.
12. Линева Е.А., Котова Е.Г., Савельева Е.Б., Леонтьева А.В. Влияние проектной деятельности на повышение учебной мотивации на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе / Е.А. Линева, Е.Г. Котова, Е.Б. Савельева, А.В. Леонтьева // Перспективы науки и образования. - 2019. - №5 (4). - С. 189-202.
13. Линева Е.А., Савельева Е.Б., Котова Е.Г. Особенности фольклора как средства обучения иностранному языку / Е.А. Линева, Е.Б. Савельева, Е.Г. Котова // Перспективы науки. - 2018. - №3 (102). - С. 124-127.
14. Макковеева Ю.А. Коллаж как арт-технология в обучении иностранным языкам // Казан¬ский вестник молодых учёных. 2018. № 5(8). С. 26-30.
15. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав // Моло¬дой ученый. 2016. № 28(132). С. 933-935.
16. Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие. М. : Когито-центр, 2015. 359 с.
17. Новосёлова И.В. Лэпбук как продукт проектной деятельности / И.В. Новосёлова // Иностранные языки. – 2019. – № 71. – С. 19-21.
18. Пак С.П. Проектная деятельность на уроках иностранного языка / С.П. Пак // Инфоурок. – 2017. – № 43. – С. 37-39.
19. Пантыкина Н.И. Использование драматизации как вида арт-технологий в обучении ино¬странным языкам // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1. С. 195-200.
20. Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста [Электронный ресурс]. – URL: https://studwood.ru/2054238/pedagogika/psihologo_pedagogicheskie_oso bennosti_detey_srednego_shkolnogo_vozrasta.
21. Савельева Е.Б. О развитии социокультурной компетенции на уроке французского языка (на примере темы Faisons de la musique) / Е.Б. Савельева // Лингвистические, методические и социокультурные аспекты изучения и преподавания иностранных языков: сборник итоговых материалов Всероссийской научно-практической очно¬заочной конференции (Орехово-Зуево, 9 сентября 2019 года) / под ред. Савельевой Е.Б., Котовой Е.Г. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2019. - С. 200-206.
22. Савлучинская Н.В., Павлова М.С. Теория и методика применения арт-педагогических тех¬нологий в работе с детьми // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 23-25.
23. Сермягина О.В. Применение технологии "Лепбук" - инновационное средство обучения английскому языку в условиях внедрения ФГОС // Инфоурок. - 2019. - №10. - С. 66-68.
24. Тиханова И.П. Лэпбук — инновационное средство обучения английскому языку в условиях внедрения ФГОС / Тиханова И.П. // Урок.рф. 2020. [Электронный ресурс] – URL: https://урок.рф/library/lepbuk_innovatcionnoe_sredstvo_obucheniya_ang lijsk_130258.html?ysclid=lb157vniru486387866
25. Третьякова И.С. Проектная деятельность на уроках английского языка / И.С. Третьякова // Инфоурок. – 2017. – № 39. – С. 29-31.
26. Универсальные учебные действия по ФГОС: виды и различия: сайт Всероссийской лиги педагогов МЭО. ̶2023. – URL: https://ligaedu.ru/stati/universalnye-uchebnye-dejstviya-po-fgos-vidy-irazlichiya/
27. ФГОС. Начальное общее образование : сайт Национальной ассоциации развития образования и науки. ̶2016 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgosnoo/
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33
29. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 28. Т. 1. С. 178¬183.