Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Благодаря речи люди имеют широкий спектр возможностей для общения друг с другом. Информация, передаваемая с помощью средств выражения, разнообразна и включает в себя сведения о ситуации общения и отношении говорящего. Под средствами выражения, или просодическим аспектом речи, понимается способность ясно выражать свои мысли и чувства, интонация, выбор слов, построение предложений, выбор фактов и примеров, которые действуют на слушателя. Важнейшими компонентами просодического аспекта являются ударение, интонация, темп, ритм, интенсивность, тон и дыхание речи. Формирование просодической стороны речи - одна из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с недостатками общего речевого развития, как на специально организованных занятиях, так и в домашних условиях [5].
В то же время можно сказать, что методы преодоления этих препятствий у детей с общим недоразвитием речи изучены недостаточно. В связи с этим желательно определить методы формирования выразительной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и разработать направления и формы организации работы по данному вопросу у данной категории детей в процессе устранения имеющихся нарушений.
Под общим недоразвитием речи понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, несмотря на нормальный слух и первичный интеллект. При развитии фразовых глаголов у детей дошкольного возраста наблюдаются дефекты мелодической организации речи, нарушения темпа и тембра речи, нарушение речевого дыхания.
Формирование выразительных средств устной речи играет большую роль в языковом развитии детей. Это связано с тем, что интонация помимо коммуникативной, семантической и эмоциональной функций выполняет компенсаторную роль [13].
Дети с недоразвитием общей речи испытывают трудности в составлении связных высказываний. При пересказе они не могут связно и адекватно выразить свои мысли. Речь детей скудна и стереотипна, так как словарный запас ограничен, а одинаково звучащие слова могут иметь разный смысл или означать разные вещи в разных ситуациях.
Отсутствие выразительности в речи является серьезным препятствием для успешного усвоения программ по гуманитарным наукам. Длительное смысловое объяснение ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется невнятностью, несвязностью высказывания, фрагментарностью, акцентом на внешних и поверхностных впечатлениях, а не на причинно-следственных связях действующих лиц. Ребенок не может самостоятельно выделить образные выражения и сравнения и опускает их, что делает его повествование схематичным и обедненным. Поэтому не весь языковой материал произведения попадает в его активный словарь.
Имеются трудности в воспроизведении компонентов интонации, которые обычно преобладают над трудностями восприятия; у дошкольников с ОНР низкий уровень восприятия и реализации мелодических компонентов, логического и словесного ударения, нарушаются коммуникативная, смыслоразличительная и синтаксическая функции интонации [9].
У детей с общим недоразвитие речи диагностируются монотонная, невыразительная, бедная и однообразная интонация, интонационные нарушения в сложных предложениях и потеря целостности сообщения. Темпо-ритмическая компетенция: средний и низкий уровень интенсивности интонации и пауз, что существенно нарушает формирование акцентно-ритмической структуры речи и реализацию фонетической функции интонации. Трудности возникают и при синтаксической сегментации, при которой выделяются интонационные центры и логические ударения.
Нарушена восприимчивость к ударно-безударной интонациям и обнаруживается слабое владение приемами интонационного и семантического анализа. Изменения качества голоса и охриплость. Хриплый, носовой голос. Затруднения в соотнесении тональных оттенков голоса со смыслом произносимого сообщения, не полностью реализуется эмоционально-экспрессивная функция интонации. Некоторые дети могут отвечать только на вопросы.
Поэтому для детей с общим недоразвитием речи активная речь может выступать в качестве средства общения только при условии постоянной помощи в виде дополнительных вопросов или оценочных суждений [3].
Большую роль в формировании выразительной речи играют специальные занятия, на которых образцы произношения сочетаются с активной практикой детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальной практикой вне занятий. Родителям детей дошкольного возраста рекомендуется проводить такую практику дома. При обучении детей данной категории необходимо уделять максимальное внимание формированию каждого элемента просодического произношения, включая интонацию, тон, темп и дыхание.
В большинстве случаев монотонность речи объясняется тем, что дети дошкольного возраста не осознают важности интонации для передачи смысла высказываний и отношения к событиям. В формировании интонации можно выделить два этапа. Сначала формируется навык распознавания интонации, а затем - навык использования интонации в собственной речи; сравнительный анализ двух прочитанных текстов может показать детям роль интонации в речи. В первый раз текст читается без выражения, во второй - с интонацией. Дети замечают разницу и легко приходят к выводу, что дело в выразительности речи [5].
Важно отметить, что роль выразительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи чрезвычайно важна. Она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания и эмоциональном состоянии говорящего. Своевременно проведенная работа по формирования данных речевых компонентов помогает не только в формировании просодической стороны речи, но и обогащает словарный запас дошкольника, развивает его связную речь. В процессе проведения разнообразных игр и упражнений дети всегда занимаются добровольно и с интересом. Основная задача работы педагога и родителей состоит в том, чтобы сделать задания доступными и легко выполнимыми для ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. /О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.
2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, ... канд. пед. наук. М., 2005.- 189 с
3. Баева И. В. Формирование интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня //фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. – 2023. – С. 13-16.
4. Брызгалова Е. Н., Соколова А. А. Педагогический потенциал подвижных игр со словесным сопровождением в работе с детьми дошкольного возраста и обучающимися по специальности «дошкольное образование» //физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития. – 2020. – С. 176-181.
5. Бурыкина М. Ю., Рыбакина А. С. Формирование речевой активности у детей с системным недоразвитием речи с использованием подвижных игр //Modern Science. – 2020. – №. 5-1. – С. 310-313.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 2018. 368 с.
7. Дементьева А. Л. Использование игр в формировании речевой готовности //Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. – 2020. – С. 74-78.
8. Евстюничева О. Ю., Говорухина Т. П. Подвижные игры и ритмика как эффективный способ коррекции речевых нарушений у старших дошкольников //2020 - С. 250.
9. Ефимова М. А. Нарушение интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Н 34 Наука и образование: материалы XXIV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и мо-лодых ученых (г. Томск, 14–22 апреля 2022 г.): в 3 т. Том III: Исследования в. – 2022.
10. Зайцева К. П., Пелихова А. В. Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. – 2020. – С. 257-262.
11. Казаручик Г. Н. Развитие интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: проблемы и способы решения //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – №. 3 (47). – С. 57-61.
12. Козлова Н. А. Исследование нарушения интонационной выразительности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования. – 2022. – С. 129-130.
13. Колесникова Н. Н., Демина А. В. Особенности интонационной выразительности речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи//Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. – 2020. – С. 189-192.
14. Корева А. В. Речевые игры для детей на прогулке //ББК 74.00 я43 А 43. – 2020. – С. 16.
15. Левина Р. Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 2007. С. 19–23.
16. Лёвкина Н. В. Условия эффективной коррекционной работы по формированию выразительности речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //прогрессивные научные исследования-основа современной инновационной доктрины. – 2022. – С. 258-261.
17. Мартьянова Е. Е. Комплексное развитие физических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста при помощи подвижных игр //психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство. – 2020. – С. 163-167.
18. Мягкоступова Е. Ю. Секция Коррекционная педагогика и инклюзивное образование К проблеме формирования выразительности речи дошкольников с общим недоразвитием речи Научный руководитель–Шебуняева Елена Валерьевна.
19. Полосина А. В., Нижник Г. Н. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования игр с мячом на физкультурных занятиях //инновации и традиции в современном физкультурном образовании. – 2022. – С. 186-189.
20. Полосина А. В. Влияние подвижных игр на формирование речи детей дошкольного возраста //Сборник научных трудов по итогам VIII всероссийского с международным участием конкурса научных работ обучающихся вузов и ссузов, молодых ученых в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, посвящённого 145-летию со дня рождения уроженца г. Ельца, первого российского олимпийского медалиста АП Петрова. – 2021. – С. 136-141
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: / учебник. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
22. Семенова Т. Н. Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в инклюзивном образовательном пространстве //Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: формирование инклюзивной культуры в организациях. —Екатеринбург, 2020. – 2020. – С. 249-255.
23. Скворцова И. О. Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений //студент и наука (гуманитарный цикл)-2021. – 2021. – С. 492-499.
24. Темняков Д. А., Темнякова Е. Д. Педагогические особенности развития речевой выразительности у детей с общим недоразвитием речи //Вестник ГОУ ДПО ТО" ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. – 2020. – №. 4. – С. 30-34.
25. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития; Особенности развития связной речи; Формирование образной речи / О.С. Ушакова. - М.: Сфера. 2009 – 240 с
26. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Шаховская С. Н. Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР //ББК 2018– С. 472.
27. Фомичева М. Ф. и др. Развитие интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе игр-драматизаций //социум. сознание. язык. – С. 31.
28. Штефан Я. В. Использование подвижных логопедических игр с речевым сопровождением как один из современных подходов в организации коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения //ББК 74.1 я73 Т 33. – 2020. – С. 322.
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. / М: Учпедгиз, 2006. 456 с.
30. Язева Н. В., Пронина Н. С. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством народных игр //Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации. – 2020. – С. 140-144.