Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования связана с формирование свойств и качеств личности, в частности, патриотических, гражданственных и др. Именно такого рода личностные качества субъекта позволяют говорить о возможности преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений является традиционная народная культура.
Степень научной разработанности проблемы. В современных научно-педагогических исследованиях Г.Н. Волковой, Л.Н. Бережновой, С.М. Мамлеевой и др., отмечено, что вопросы приобщения детей к этнокультурным ценностям в условиях дополнительного образования, оптимизации этого процесса остаются малоизученными.
Научные основы и возможность использования компонентов народной культуры в образовательной деятельности были раскрыты в исследованиях Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева и др.
Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике рассматривали Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, М.Т. Картавцева, И.С. Кон, В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью воспитания личности в соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема исследования заключается в необходимости поиска результативных методов по приобщению детей к народным традициям, обычаям, этнокультуре.
Этновоспитание является действенным средством воспитания духовности и нравственности. Этические нормы и ценности зафиксированы в традициях каждого народа. Они выступают образцами, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме и обеспечивающие его выживание и активное функционирование.
Этнические народные традиции являются хранилищем коллективной исторической памяти. Они проявляют себя в формах духовной и материальной культуры, в частности, в народном фольклоре, в языке, в религии, в обрядах и обычаях народа, в народных промыслах и ремёслах. Велика при этом роль народного искусства в воспитании подрастающего поколения.
Предмет исследования: средства и способы этнохудожественного воспитания детей и подростков в деятельности этнокультурных центров.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость этнохудожественного воспитания детей и подростков в деятельности этнокультурных центров.
Объект исследования: процесс воспитания детей и подростков в деятельности этнокультурных центров в условиях дополнительного образования.
Задачи:
1. Определить понятия «воспитание», «этнохудожественное воспитание», «этнокультурный центр».
2. Изучить Особенности реализации дополнительного образования и воспитания на примере деятельности этнокультурных центров.
3. Рассмотреть Средства и способы этнохудожественного воспитания детей и подростков в условиях этнокультурных центров.
4. Описать Организационно-педагогические условия этнохудожественного воспитания детей и подростков в условиях этнокультурных центров.
5. Предложить методические рекомендации по этнохудожественному воспитанию детей и подростков в условиях этнокультурных центров.
Гипотеза исследования заключается в следующем. Этнокультурное воспитание в условиях дополнительного образования будет успешным, если будут разработаны соответствующие программные, методические и диагностические средства, отвечающие требованиям системы дополнительного образования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий этнокультурное воспитание, этнохудожественное воспитание, этнокультурный центр.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций сотрудникам системы дополнительного образования. Материалы могут быть полезны педагогам школ и студентам, изучающим направления этнохудожественной деятельности детей и подростков.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения. Объём работы 42 страницы.
Глава 1. Теоретические основы этнохудожественного воспитания детей и подростков в деятельности этнокультурных центров
1.1. Определение понятий: «воспитание», «этнохудожественное воспитание», «этнокультурный центр»
Приобщение детей к миру народной художественной культуры открывает перед ними возможности самовоспитания, самосовершенствования, успешного самоопределения и социализации. В системе дополнительного образования детей накоплен значительный опыт по изучению, возрождению и освоению народных художественных промыслов и ремесел. В течение ряда лет во многих регионах России ведется активная деятельность по этнокультурному образованию детей.
Под воспитанием понимают деятельность, которая направлена на развитие личности. При воспитании созданы условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Это принятые в обществе правила и нормы поведения, осуществляемые в интересах человека, семьи, общества и государства [8].
Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения. В конкретном социуме происходит привитие субъекту культурных ценностей, обычаев, правил. Этнохудожественное воспитание – это целенаправленный и непрерывный педагогический процесс формирования художественной культуры личности.
Этнохудожественное воспитание включает в себя формирование умений воспринимать, понимать и оценивать продукты этнохудожественной культуры. Речь идёт о посильном сохранении, поддержании и развитии художественной культуры своего народа в процессе коммуникативной деятельности с взрослыми и сверстниками. Дети и подростки знакомятся с произведениями народного искусства, в том числе, путем собственного художественного творчества. Способствует этому процессу этнокультурный центр. В системе дополнительного образования этнокультурные центры играют чрезвычайно большую роль. Этнокультурный центр - это один из механизмов культурно - национальной автономии и новый тип культурно - досуговой организации [14].
В задачи деятельности этнокультурных центров входит культурная консолидация определенного этноса, возрождение, развитие и популяризацию национальной духовной культуры во всех ее проявлениях. Функционирование этнокультурных центров в России имеет ярко выраженный характер. В России проживает более 100 представителей различных национальностей и этносов. Этнокультура – это та социальная реальность, которая выражает материальные и духовные богатства народа, образ жизни, язык, обычаи, способы изменения окружающего мира, самовосприятие и самопонимание и др., созданные в длительном процессе социально-исторического развития народа, или нации.
Под этнокультурным компонентом воспитания понимают всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт ему полное представление о богатстве национальной культуры. В этнокультурных центрах дети изучают уклад жизни своего народа, язык, историю, ценности своего народа и его духовные цели. Всё это несомненно способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины, толерантного к народам и мировой цивилизации.
Этнокультурное образование – это целенаправленный непрерывный педагогический процесс формирования художественной культуры личности. Оно включает формирование умений воспринимать, понимать и оценивать продукты этнохудожественной культуры. Субъект принимает посильное участие в сохранении, поддержании и развитии художественной культуры своего народа в процессе коммуникативной деятельности [2].
В основе деятельности этнокультурных центров лежит этнокультурный компонент. Этнокультурным центром может быть организация, или частная инициатива.
Сегодня это туристический бизнес и организации НКО, частные и народные музеи, ремесленные мастерские и др. Вся эта деятельность направлена на местное сообщество, и на приезжих туристов. Это устоявшаяся система нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности для отдельно взятой личности, которая реализуется в целях углубления взаимопонимания культуры между людьми, имеющими разные национальности и принадлежащих к разным этническим группам [18].
В культурологии подобным термином часто обозначают конкретную мировую культуру, элементы которой конкретно описаны и характеризуются высокой культурой отдельных регионов. Здесь также часто понимают общую продукцию массовой культуры, или единые элементы культуры быта. Очень часто речь идёт о формах досуга, спорта, политической и правовой культуре и др. В этой области достижения в мире достаточно высоки. Всё это находит признание на различных международных мероприятиях, таких как фестивали, конкурсы, выставки, состязания и др. Всё это, так или иначе, рекомендовано международной общественностью как образцы, достойные для подражания.
Культура каждого народа заслуживает самого пристального внимания, и каждая национальная культура обладает своими специфическими особенностями. Каждая из национальных культур отличается от других вследствие различия в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов [21].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, Е.М. Психология развития и возрастная психология.
Хрестоматия. [Текст] /Е.М. Агафонова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 188 с.
2. Анисимов, О.С. На пути к толерантному сознанию [Текст]/ О.С. Анисимов. - М., 2016. - С. 51-54.
3. Артюхова, И. С. Формирование толерантности в ходе проведения
внеклассной работы [Текст] / И.С. Артюхова. - Основная школа. - 2018. - No 9. - С. 41-44.
4. Булатова Н.Д. Межкультурная коммуникация: Язык как фактор межкультурного общения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: МГИК; Высшая школа, 2019. – 95 с.
5. Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов [Текст]/Д. Валкер. - С–П.: Речь, 2001 – 127 с.
6. Верховский, А.К. Свобода выражения и религиозная толерантность [Текст] / А.К. Верховский. - Свободная мысль. - 2009. - No 4. - С. 69-80.
7. Вислова, А.Д. Гуманистическая парадигма образования - основа
формирования толерантности [Текст]/ А.Д. Вислова. - Социально-уманитарные знания. - 2008. - No 3. - С. 159-169.
8. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств [Текст]/ С.В. гиппиус. - С–П.: Речь, 2011 – 346 с.
9. Гриднева, С.Н. Формирование национально-патриотического микроклимата подрастающего поколения через пропаганду отечественной культуры, народных традиций и обычаев / С. Н. Гриднева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46840/ (дата обращения: 09.03.2024).
10. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - No6. - с. 59-63.
11. Днепрова, Т.П. Национальная толерантность в биполярном
отечественном образовании [Текст] / Т.П. Днепрова. - Педагогика. - 2009. - No 2. - С. 26-31.
12. Исключительные уроки [Электронный ресурс] / URL: http://www.tolerance.ru/ (дата обращения: 09.03.2024).
13. Крысин Л.П. Культура и социальная динамика современной России [Текст] / Л. П. Крысин. // Общественные науки и современность. — 2001. — No 5. — С. 48-57.
14. Лебедева, Н.М. Социально-психологические факторы этнической
толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в
поликультурных регионах России [Текст]/ Н.М Лебедева, Л.Н Татарко //
Психологический журн. – 2003.- Т. 24, No5 – С. 31-43.
15. Мастерская - тренинг толерантности [Электронный ресурс] / URL: http://www.tolerance.ru/ (дата обращения: 09.03.2024).
16. Паина, Л.И. Взаимосвязь этнической идентичности и коммуникативной толерантности студенческих лидеров Оренбургской государственной медицинской академии [Текст] / Л.И. Паина. - Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014. – С. 48-54.
17. Пилюгина, Е.И. Поликультурная среда вуза как условие формирования самооценки студентов-мигрантов в период социально-психологической в адаптации / Е. И. Пилюгина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.1 (109.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26320/ (дата обращения: 09.03.2024).
18. Риэрдон, Б.Э. Толерантность - дорога к миру. [Текст] / Б.Э. Риэрдон. - М.: Бонфи, 2011. - 304 с.
19. Солдатова, Г.У. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст]/ Г.У. Солдатова. - М: Генезис, 2001 – 105 с.
20. Салимьянова, А.Р. Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе / А. Р. Салимьянова. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11835/ (дата обращения: 09.03.2024).
21. Садыков, Р.М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве / Р. М. Садыков, Г. М. Садыкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 599-601. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41213/ (дата обращения: 09.03.2024).
22. Солодухин, В.И., Солодухина Т.К., Организация и управление этнокультурными центрами: учеб. пособие. – Улан-Удэ,2005. – 169 с.
23. Солодухин, В.И. Национально-культурные центры: теория и методика профессиональной деятельности будущих специалистов: курс лекций. – М., 2010. – 70 с.
24. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: учеб. пособие. – М.,2008 – 208 с.
25. Ярычев, Н.У. Поликультурная образовательная среда как элемент формирования толерантности студента / Н.У. Ярычев. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/778/ (дата обращения: 09.03.2024).