Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является одной из задач познавательного развития, что отмечается Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. К элементарным математическим представлениям стандарт относит представления о форме, размере, количестве, числе, счете, пространстве и времени.
В курсе по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста особое место отводится простым арифметическим задачам. Умение самостоятельно решать такие задачи, выполнять вычислительные действия – основа, на которой строится работа с более сложными задачами в начальной школе. В ходе решения простых задач дети усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя знакомство с понятием «задача» и ее составными частями, перевод словесного текста на построение математической модели, математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Вклад в теорию и методику формирования вычислительныхй умений у дошкольников внесли А.В. Белошистая, Т.И. Ерофеева, A.M. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.И. Щербаковаи др. Проблема обучения детей решению простых арифметических задач раскрывается в исследованиях М.А. Бантовой, А.В. Белошистой, Г.В. Бельтюковой, Н.Б. Истоминой и др.
Несмотря на теоретическую и практическую значимость представленных исследований, проблема формирования вычислительных действия в период дошкольного детства остается актуальной и требует дальнейшего изучения в аспекте соответствия современным тенденциям развития образования и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО).
Объект исследования: процесс формирования вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование простых арифметических задач в процессе формирования вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования простых арифметических задач в процессе формирования вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «простые арифметические задачи» в педагогической и методической литературе.
2. Раскрыть этапы обучения решению простых арифметических детей старших дошкольников.
3. Выявить уровень сформированности умений старших дошкольников решать простые арифметические задачи.
4. Разработать картотеку простых арифметических задач и рекомендаций по ее использованию.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования); эмпирические (констатирующий эксперимент); методы обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, 15 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования простых арифметических задач в процессе формирования вычислительных действий
1.1 Простые арифметические задачи и их понимание детьми старшего дошкольного возраста
Значение слова «задача» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понимается «то, что требует исполнения, разрешения», либо «упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления» [13].
В широком смысле слова под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и разрешения человеком. Отдельно стоят математические задачи, решение которых достигается специальными математическими средствами и методами. Любое математическое задание можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие, т.е. ту часть, где содержатся сведения об известных и неизвестных значениях величин, об отношениях между ними, и требование – все неизвестные величины или отношения между ними, которые надо найти [1].
С помощью задач раскрывается целый ряд математических понятий, таких как: свойства арифметических действий, связь между компонентами и результатом действия, связь между величинами. Задача является средством применения полученных знаний. Через задачи дети знакомятся с математической символикой.
Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми. Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие (или действия) должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи [5].
Математическая текстовая задача – это связный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными отношениями, указанными в условии.
В каждой задаче можно выделить:
– числовые значения величин, которые называются данными, или известными (их должно быть не меньше двух);
– некоторую систему функциональных зависимостей в неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой;
– требование, которое надо выполнить, или вопрос, на который надо найти ответ [4].
В структуру текстовой задачи входят два компонента:
– условие;
– требование (вопрос).
Условие текстовой задачи – это определенные сведения об объектах, величинах, отношениях между ними, количественные данные и численные знания.
Требование – это указание, что необходимо найти в результате решения задачи. Требование может быть сформулировано в виде вопроса или предложения в повелительной форме.
Текстовые задачи можно разделить на простые и составные. Простые задачи решаются в одно арифметическое действие.
Простые задачи делятся на три группы (классификация М.А. Бантовой):
– задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл арифметических действий;
– задачи, при решении которых дети усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий;
– задачи, при решении которых раскрываются понятия разностного сравнения.
Простые задачи разделяются на группы в завимости от действия, с помощью которого они решаются:
– задачи, решаемые действием сложения (задачи на нахождение суммы, задачи на увеличение числа на несколько единиц, задачи на нахождение уменьшаемого);
– задачи, решаемые действием вычитания (задачи на уменьшение числа на несколько единиц, задачи на нахождение неизвестного слагаемого, задачи на нахождение неизвестного вычитаемого, задачи на разностное сравнение).
Арифметические задачи представляют собой задачи, требующие решения на основе арифметических операций. Они могут быть сформулированы в разных формах и могут включать в себя разные уровни сложности в зависимости от возраста и уровня подготовки ребенка.
Арифметические задачи могут быть как конкретными (например, «Сколько будет 2 плюс 3?»), так и абстрактными (например, «Если у Васи было 5 яблок, а он съел 2, сколько яблок у него осталось?»). Они позволяют детям развивать навыки анализа, сравнения и применения математических знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Викторова Ю.А., Жуйкова Т.П. Развитие вычислительной деятельности, средствами математических игр, детей старшего дошкольного возраста // The Scientific Heritage. – 2020. – № 55-4 (55). – С. 12-15.
3. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
4. Жилина И.И., Пестерева Е.П. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе «Закрепление знаний по геометрическим формам и решение простых арифметических задач» // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. – № 4 (52). – С. 51-53.
5. Жуйкова Т.П., Овчарова К.В. Формирование вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 2 (8). – С. 201-203.
6. Зотова И.В. Формирование приема моделирования у старших дошкольников в процессе обучения решению простых текстовых задач // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. № 5А. Ч. II. – С. 690-697.
7. Игралочка: практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2010. – 224 с.
8. Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 16 с.
9. Колесникова Е.В. Диагностика математических детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32 с.
10. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с.
11. Луценко Д.И., Шматченко А.А. Диагностика сформированности умений старших дошкольников решать простые арифметические задачи // Язык и культура сборник научных трудов V Республиканской очно-заочной научной конференции (с международным участием). – Макеевка, 2019. – С. 459-462.
12. Михайлова З.А., Носова Е.Д., Столяр А.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2008. – 384 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
14. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
15. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
16. Русенко О.А. Преемственность дошкольного и начального математического образования как условие развития детской самостоятельности при решении простых задач // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. – № 12 (28). – С. 194-198.
17. Сулейманова З.Э. Арифметика в дошкольном возрасте: как задачи формируют математическое мышление // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». – 2023. – № 20. – С. 286-291.
18. Титова М.В. Особенности развития готовности детей к решению простых арифметических задач на сложение в старшем дошкольном возрасте // Новое слово в науке: стратегии развития: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2019. – С. 90-92.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
20. Цапенко Т.Н. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с вычислительной деятельностью // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 76-85.
21. Якса Н.В., Марахонько Е.В. Моделирование как один из методических приёмов обучения старших дошкольников решению простых текстовых задач // Научная парадигма – 2021: сборник научных трудов по материалам XXI Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2021. – С. 84-87.