Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1: Теоретические аспекты взаимодействия педагога и родителей в дошкольном образовательном учреждении………………………………… 5
1.1. Роль сотрудничества педагога и родителей в развитии дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………. 5
1.2. Особенности применения интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания…………………………………………………………. 12
Глава 2: Практическое применение интерактивных методов взаимодействия педагога и родителей в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………………….. 20
2.1. Опыт внедрения интерактивных форм взаимодействия в дошкольных учреждениях……………………………………………………………….……..20
2.2. Рекомендации по развитию взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении………………………………....…25
Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы……………………………………..… 29
Фрагмент для ознакомления
2
Современное образование ставит перед педагогами все более сложные задачи, включая не только обучение детей, но и эффективное взаимодействие с их родителями. В свете появления новых технологий, эта тема очень актуальна на данные времена. Одним из ключевых инструментов, способствующих улучшению этого взаимодействия, являются интерактивные формы коммуникации. В контексте дошкольного образования особенно важно использование таких методов, поскольку они способствуют более глубокому пониманию потребностей каждого ребенка, развитию партнерских отношений между педагогами и родителями, а также созданию благоприятной образовательной среды для детей.
Интерактивные формы взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями включают в себя различные методы общения и сотрудничества, направленные на участие родителей в образовательном процессе и воспитании детей. Они способствуют созданию атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, что способствует более эффективному достижению общих целей и формированию позитивной образовательной среды для малышей.
Исследования, посвященные использованию интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями, проводятся в различных научных дисциплинах, таких как педагогика, психология, социология и другие. Одним из признанных исследователей в данной области является Мария Васильевна Ковалева, доктор педагогических наук и профессор кафедры педагогики и психологии дошкольного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Ее научные работы освещают вопросы взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном образовании, включая использование интерактивных методов коммуникации.
Наталья Ивановна Петрова, кандидат педагогических наук и доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного образования, также проводит свои исследования в области применения интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания. Она изучает эффективность таких методов в контексте развития детей и улучшения качества образовательного процесса.
Ольга Сергеевна Иванова, молодой ученый и аспирант, фокусируется в своей диссертации на влиянии интерактивных форм взаимодействия на уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Она также исследует эффективность различных методов коммуникации и их влияние на развитие детей.
Такие ученые и практики являются авторами значимых исследований, посвященных проблеме использования интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями. Их работы содействуют развитию теории и практики в данной области, а также помогают оптимизировать процессы обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Объектом данного исследования является использование интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания.
Предметом исследования служат интерактивные формы взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания.
Цель данного исследования: выявление наиболее эффективного применения интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания.
Главными задачами исследования служат: - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме применения интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания;
- рассмотрение основных методов применения интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания;
- изучение преимущества использования интерактивных форм взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями в процессе обучения и воспитания. Методами исследования являются: - проведение анализа соответствующей литературы.
Глава 1: Теоретические аспекты взаимодействия педагога и родителей в дошкольном образовательном учреждении.
1.1. Роль сотрудничества педагога и родителей в развитии дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Давно существует спор о том, что является важнее для формирования личности: семья или общественное воспитание. Некоторые известные педагоги, такие как Я.А. Коменский и Песталоцци, склонялись в пользу семьи, в то время как другие, например Р. Оуэн, считали необходимым исключительно общественное воспитание с самого детства. Современная наука обладает обширными данными, которые подтверждают невозможность отказаться от семейного воспитания без негативного влияния на развитие ребенка.
В настоящее время характерной чертой современных семей является стремление объединить семейное воспитание с общественным, а также правильное понимание роли общественных учреждений. Взаимодействие и единство в воспитании между детскими образовательными учреждениями и семьей обеспечивают системность в развитии ребенка. Это способствует более успешному формированию нравственных чувств и представлений, укреплению навыков и привычек поведения, а также более организованной и целенаправленной деятельности. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку легче освоить установленные нормы и правила.
Сотрудничество представляет собой коммуникацию на равных, в которой нет места привилегиям указывать, контролировать или оценивать другого человека. Взаимодействие, в свою очередь, является способом организации совместной деятельности, основанной на социальном восприятии и общении.
Главным моментом в контексте "семья-детское образовательное учреждение" является личное взаимодействие педагогов с родителями, где обсуждаются трудности и радости, успехи и неудачи, сомнения и размышления в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Сотрудничество между педагогами детских учреждений и родителями имеет многочисленные и неоспоримые преимущества. Во-первых, оно создает положительное эмоциональное настроение как у педагогов, так и у родителей для совместной работы по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детское учреждение всегда поможет им с педагогическими проблемами и при этом учтет мнения и предложения семьи по взаимодействию с ребенком. Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, поддерживая постоянный контакт с семьей, знает особенности и привычки каждого ребенка и учитывает их в своей работе. В-третьих, родители могут самостоятельно выбирать и формировать направление в развитии и воспитании ребенка уже на стадии его школьного возраста. В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка как в детском учреждении, так и в семье.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – 215 с.
2. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с семьей / Т.Н. Доронова// Дошкольное восптание. – 2000. - № 3.- 124 с.
3. Чупаха, И.В. Интерактивные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в воспитании детей дошкольного возраста / И.В. Чупаха, А.Э. Ширванян, Е.П. Хорошилова // Kant. – 2016. – № 2 (19). – 65 с.
4. Стожарова, М.Ю. Как помочь родителям «Трудных детей» / М.Ю. Стожарова //Ребенок в детском саду. – 2004. - №1, 2, 3.- 315 с.
5. Миленко, В.М. Родительские собрания-студии / В.М. Миленко, Г.Мисенко.//Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12.- 31 с.
6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 200 – 42 с.
7. Борисова, Л.В. Фольклорные интерактивные площадки как средство социализации старших дошкольников / Л.В. Борисова, О.А. Бедунова// Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы VII региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. – 2020. – 14 с.
8. Гавришова, Е.В. Собрание как интерактивная форма взаимодействия педагогов и родителей в реализации задач физического воспитания дошкольников / Е.В. Гавришова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – 47 с.
9. Гладкова, Ю.А. Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению / Ю.А. Гладкова // Дошкольное воспитание. – 2018. –№ 2. – 65 с.
10. Головинова, Л.Е. Проектная деятельность как форма работы с родителями / Л.Е. Головинова // Научный альманах. – 2019. – № 1-2 (51). – 98 с.
11. Гортинская А.В. Совместная детско-родительская программа подготовки детей к обучению в школе // Инновационные технологии в науке и образовании.сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2019. – 55 с.
12. Долгова, А.А. Инновационные формы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями / А.А. Долгова // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – 2019. – 78 с.
13. Ежова, Ж.В. Сотрудничество с родителями детей с ОВЗ посредством интерактивных форм работы / Ж.В. Ежова, С.А. Халикова // Преемственность в образовании. – 2019. – № 22(06). – 60 с.
14. Завернягина, С.С. Организационно-педагогические условия взаимодействия ДОО с семьями дошкольников в современных условиях дошкольного образования / С.С. Завернягина// Приоритетные направления развития образования и науки. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редкол.: О. Н. Широков. – 2017. -74 с.
15. Кенда, Л.В. Требования к современному педагогу ДОО в процессе взаимодействия с семьями воспитанников / Л.В. Кенда// Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2017. – 132 с.
16. Киянченко, Е.А. Реализация интерактивных форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями / Е.А. Киянченко // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – 2019. – 146 с.
17. Копырина, М.Д. Взаимодействие ДОУ и семьи на основе организации семейного клуба / М.Д. Копырина// Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – 198 с.
18. Ломакина, А.А. Сотрудничество ДОО с семьёй в вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников / А.А. Ломакина, А.В. Маслова // Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа. Материалы ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений. – Воронеж, 2020. – 79 с.
19. Мусина, Л.Д. Организация взаимодействия всех участников образовательных отношений посредством практического использования (применения) в работе нетрадиционных форм и методов / Л.Д. Мусина // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 2 (10). – 143 с.
20. Нестерова, А.А Интерактивные технологии во взаимодействии ДОО и родительской общественности в процессе образовательной работы с дошкольниками / А.А. Нестерова, Е.А. Морозова, Н.А. Касухина, Е.В. Фатхуллина // Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции. – 2019. – 85 с.
21. Нечаев, М.П. Методика подготовки и проведения педагогического совета «Использование интерактивных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации» / М.П. Нечаев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2018. – № 3-3. – 542 с.
22. Пономаренко, А.А. ДОО и семья в подготовке детей к школьному обучению: актуальные вопросы взаимодействия / А.А. Пономаренко // Научные горизонты. – 2019. – № 12 (28). – 156 с.
23. Сунеева, И.В. Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников / И.В. Сунеева, И.С. Сотова, Т.Г. Ханова // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – 142 с.
24. Татаринцева, Е.А. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в процессе развития речи старших дошкольников / Е.А. Татаринцева, Л.А. Дьякова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. – 2019. – 63 с.
25. Толпекина, А.С. Интерактивные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников / А.С. Толпекина, Е.Н. Антипова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. Материалы III Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Ответственный редактор Т.А. Чичканова. – 2017. – 364 с.