Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гражданское воспитание сегодня является одним из важнейших звеньев в системе образовательной работы. Формирование гражданского общества государства в любой стране во многом зависит от уровня образования и воспитания гражданственности. Поэтому в настоящее время вопрос воспитания гражданственности в дошкольных учреждениях стал особенно актуальным, поскольку сейчас государство пытается вернуть утраченные ценности. Гражданское воспитание дошкольников – очень сложная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому цели и задачи гражданского воспитания дошкольников требуют переосмысления.
Приобщение детей к нравственным традициям способствует признанию и укреплению государственного самосознания, имеющего основополагающее значение для сохранения самобытности общества, сохранения истории нашей Родины. В аспекте воспитания гражданских чувств чрезвычайно важно, чтобы процесс воспитания начинался как можно раньше, еще в дошкольном детском возрасте. И это вполне справедливо, потому что именно в этот период происходит активное формирование духовно-нравственного фундамента ребенка, его социализация в обществе, осознание себя частью целого. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и планомерно: воспитывать в ребенке любовь и привязанность к своей семье, дому, Детскому саду, родному городу; расширять представления о своей стране, знакомить с государственными символами; права и обязанности детей и подростков, граждан России. Таким образом, гражданское воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного знакомства ребенка с социальной реальностью окружающего его мира. Прививая основы правосознания жизни в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы будем воспитывать гражданина и патриота, который не останется равнодушным к проблемам страны, ее народа.
Важность гражданского воспитания молодежи неоднократно упоминалась в посланиях президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации. Выполнение работ в этом направлении обусловлено сложившейся социальной ситуацией и подтверждено нормативно-правовыми документами. Дошкольное детство - это период открытости различным социально-моральным, духовным и педагогическим влияниям и подготовки к их принятию. Именно воспитатели детских садов могут заложить в детях то зерно, которое в дальнейшей жизни взрослого человека станет прочной основой гражданственности, нравственности, воспитания и любви к Родине.
Цель исследования – рассмотрение и изучение гражданского воспитания детьми дошкольного возраста.
Объект исследования – особенности гражданского воспитания дошкольников.
Предмет исследования – условия гражданского воспитания дошкольников в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Охарактеризовать детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть процесс гражданско воспитания детей дошкольного возраста.
3. Описать формы и методы гражданского воспитания дошкольников в современных условиях.
4. Определить основные идеи и задачи гражданского воспитания на примере знакомства с родным городом.
5. Разработать методические рекомендации по гражданскому воспитанию дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 Теоретические основы гражданского воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) происходит бурное развитие и регенерация функций всех физиологических систем детского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной. Ребенок стремительно набирает рост и вес, меняются пропорции тела. Основные изменения происходят на более высоких уровнях нервной активности. Характерно, что мозг шестилетнего ребенка близок к мозгу взрослого. Тело ребенка в возрасте от 5,5 до 7 лет показывает, что оно готово к развитию в более старшем возрасте, что включает в себя более серьезные умственные и физические проблемы, связанные с формальным школьным обучением.
Старший дошкольник играет важную роль в психологическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется комплекс устойчивых мотивов; Появляются новые социальные потребности (уважение и признание со стороны старших, стремление внести значительный вклад в жизнь других, «взрослый», «взрослый»; потребность в признании со стороны сверстников).
Старшие дошкольники активно проявляют интерес к коллективной деятельности, но при этом демонстрируют стремление быть первыми и лучшими в спортивной и другой деятельности и установленные нормы поведения следует действовать соответственно. Возникает новая (косвенная) форма мотивации — основа произвольного действия. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей. Моральные нормы и правила поведения общества дали ему возможность в некоторых ситуациях контролировать свои сиюминутные желания, и в данном случае он не может вести себя так, как ему хочется, а вести себя так, как ему «нужно».
Старшие дошкольники уже не так наивны и непосредственны, как раньше, и они непонятны окружающим. Причиной таких изменений является различие (разделение) восприятия ребенком своей внутренней и внешней жизни.
До семи лет ребенок выступает как опыт, связанный с его текущим опытом. Желания и выражение этих желаний в поведении (т. е. внутреннем и внешнем) образуют неразрывное целое. Поведение ребенка в этом возрасте обычно можно объяснить схемой: «Я хочу сделать это». Ребячливость и непосредственность указывают на то, что ребенок снаружи такой же, как и внутри; Его или ее поведение понятно и легко «читается» другими. Утрата непосредственности и ребячливости в поведении старшего дошкольника означает, что в его действиях присутствуют интеллектуальные моменты, которые, по-видимому, застревают между переживаниями и действиями ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть объяснено другой постановкой: «Я этого хочу, я это понимаю, я это делаю». Осознанность задействована во всех сторонах жизни взрослого дошкольника: как к нему относятся окружающие и как он относится к ним и как он относится к самому себе, его личным переживаниям, последствиям его действий и т. д.
Одним из важнейших достижений в старшем дошкольном возрасте является развитие осознания своего социального «Я» и внутренней общности. На ранних этапах развития дети еще не знают, где они окажутся в жизни. Поэтому они не хотят меняться. Если возникающие потребности детей этого возраста не будут удовлетворены в их культуре, это неизбежно приведет к протестам и сопротивлению.
В дошкольном возрасте ребенок впервые ощущает разницу между своим положением среди других и своими истинными способностями и желаниями. Он ясно проявляет стремление достичь нового, более «зрелого» статуса в жизни, внести новый и значительный вклад не только в себя, но и в жизнь других. Ребенок словно «выпал» из своей обычной жизни и актуальной для него системы образования и потерял интерес к дошкольной деятельности. В контексте всеобщего обучения это наиболее очевидно проявляется, прежде всего, в социальных условиях обучения и стремлении детей к обучению как к новому виду социально значимого дела, а также часть взрослых. В готовности выполнять обязанности, брать на себя часть своих обязанностей и помогать семье.
Возникновение таких желаний формируется всем процессом психологического развития ребенка, который является результатом того уровня, на котором он видит себя не только активным субъектом, но и субъектом системы человеческих отношений. Если адаптация к новым социальным ситуациям и видам деятельности не произойдет вовремя, ребенок не будет уверен в своих действиях.
Ребенок начинает понимать свое положение среди других, формируется внутренний социальный статус, появляется стремление к новым социальным ролям, отвечающим его потребностям. Ребенок начинает понимать и нормализовать свой опыт, у него развивается сильное чувство собственного достоинства и соответствующее отношение к успехам и неудачам в деятельности (некоторые люди изо всех сил пытаются достичь высокого уровня успеха и достижений в своих попытках, а для некоторых самое главное – избежать неудач и неприятных переживаний).
Содержательная и оценочная стороны самосознания представляют собой неразрывное целое. В каждом суждении о себе, каждое самоутверждение в той или иной степени несет в себе чувство собственного достоинства. Мысли об их личном характере сразу же имеют к ним определенное отношение, когда они возникают.
В старшем дошкольном возрасте появляется источник рефлексии: способность анализировать собственные действия и соотносить собственные мнения, переживания и действия с мнением и оценками других, отсюда и самооценка старших дошкольников, которая становится реальностью. Улучшает знакомые ситуации и распорядок дня. Будьте ближе к тому, что полезно для вас. Самооценка повышается в незнакомых ситуациях и необычном поведении.
Низкая самооценка у детей дошкольного возраста считается отклонением развития личности.
Дети с умеренно высокой самооценкой отличаются высокой подвижностью, раскованностью, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не справляются с поставленными задачами. Они не стремятся расследовать свои действия и последствия своих действий; Любую сложную проблему они стараются решить «быстро». Они не осознают своей неудачи. Эти дети склонны к демонстративности и властности. Они всегда стараются быть заметными, рекламируют свои знания и умения, пытаются выделиться среди других ребят, пытаются привлечь внимание. Если взрослый не может уделить полное внимание успешным действиям, он делает это с нарушением правил поведения. Например, во время обучения они могут кричать со своих мест, громко комментировать действия инструктора, строить рожицы и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
3. Бабаев, А. М. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (на примере школы русской национальной культуры): дис. ... канд.пед. наук: 13.00.01. – Кемерово, 2015. – 206 с.
4. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2019. - № 1. – С. 100-103
5. Буре Р. С. «Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности» // Дошкольная педагогика № 8. 2019
6. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2020. № 6. С. 27-32.
7. Даль, В. И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль; под ред. В. П. Бутромеев. – М.: Олма Медиа Гр., 2019. – 448 c.
8. Жигадло, А. П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / А. П. Жигадло. – М., 2019. – 473 с.
9. Зайцева А. Н. «Самооценка ребёнка дошкольного возраста» // Дошкольная педагогика № 8 2007
10. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова // Внешкольник. – 2018. - № 4. – С. 43-47.
11. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 176 с.
12. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. - 2021. - № 6. – С. 20-23.
13. Кузнецова, Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – № 9
14. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2020. № 2. С. 18.
15. Покида А.Н. Специфика патриотических чувств россиян //Власть. 2018. № 12. С. 124-129.
16. Поплужный, В. Л. Гражданственность и возрастные аспекты ее развития //Родная шк. – 2018. – № 11. – С. 32-34.
17. Попов А.В. Нельзя сужать сферу патриотического воспитания / А.В. Попов, И.Н. Попова // Народное образование. – 2020. - № 7. – С. 214-221.
18. Римашевская Л. «О сотрудничестве старших дошкольников на занятии» // Дошкольное воспитание №6. 20017
19. Рыбальченко Л.И. Педагогический эффект военно-патриотического проекта «Мы пишем ваши имена» / Л.И. Рыбальченко, Тиме Юргенд, Н.И. Ралдугина и др. // Методист. - 2019. - № 7. – С. 29-36.
20. Сайпулаева, Т. Ю. О понятии гражданственности / Т. Ю. Сайпулаева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 4.
21. Стекляр Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Скляр // Дополнительное образование и воспитание. – 2019. - №1. С. 51-54
22. Стронин, А. И. Этика гражданственности / А.И. Стронин // Вестник Московского университета. – Сер. 18: Социология и политология. – 2018. – № 1.
23. Торощина Т.А. Патриотическое воспитание в объединении экологической направленности / Т.А. Торощина // Дополнительное образование и воспитание. – 2018. - № 9. – С. 36 – 41.
24. Ушкалова А.И. Историческая реконструкция – основа военно-патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. – 2018. - №10 – С. 17-20.
25. Циулина М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2020. - № 3. – С. 24-32.