Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В период школьного обучения под воздействием оценочных суждений значимых взрослых – учителей, родителей, а также сверстников, школьник начинает относиться определенным образом к реальным результатам своей учебной деятельности и к самому себе как к личности, так у него формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.
Вопросом изучения самооценки в свое время занимались такие видные деятели психологии, как Л.И. Божович, М.И. Лисина, И.С. Кон, Н.А. Менчинская, А.И. Липкина и многие другие [4].
Многие исследователи считают, что самооценка представляет собой достаточно позднее образование, и относят его формирование к 10—11 годам. Если ори¬ентироваться на результаты, полученные Е.И. Савонько (1970), начало действия механиз¬ма самооценки следует датировать примерно 12-13 годами, т.е. подростковым возрастом, поскольку именно тогда происходит выраженный переход в поведении ребенка с внешней оценки на самооцен¬ку. В подростковом возрасте происхо¬дит возникновение нового уровня само¬сознания. Сформировавшись, самооценка младшего подростка приобретает относительную устойчивость, но отличается вы¬сокой степенью зависимости от внешних обстоятельств. Младшие подростки, как правило, переоценивают свои возможно¬сти [5].
От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими школьника людьми, его критичность к себе, требовательность к своим действиям и поступкам, отношение к успехам и неудачам. Самооценка непосредственно влияет на эффективность учебной деятельности. От представлений о своих способностях зависит уверенность в своих силах, отношение к ошибкам, успеваемость и другие моменты учебной деятельности [1].
Подростковый период во всех без исключения литературных источниках рассматривается как переходных этап, характеризующийся падением учебной мотивации. Учителя, родители, да и сами школьники отмечают тенденцию к снижению школьной мотивации.
Предмет: особенности учебной мотивации.
Объект: особенности учебной мотивации у подростков с разным уровнем самооценки.
Целью исследования: рассмотреть особенности учебной мотивации у подростков с разным уровнем самооценки.
Задачи:
1. Проанализировать факторы, влияющие на формирование самооценки подростков.
2. Рассмотреть особенности мотивации подростков.
3. Провести анализ особенностей учебной мотивации у подростков с разным уровнем самооценки
Организация и методы исследования
В исследовании приняло участие 34 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ, в возрасте от 12 до 16 лет.
Для выявления уровня самооценки подростков была использована методика «Шкала самооценки личности старшеклассника» Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. [3].
Глава 1 Теоретические аспекты особенностей учебной мотивации у подростков с разным уровнем самооценки
1.1 Факторы, влияющие на формирование самооценки подростков
Подростковый возраст является одним из самых сложных и трудных этапов в жизни человека. Он представляет собой важный этап становления личности, формирования компонентов Я-концепции. К наиболее важным отличительным признакам подросткового возраста относят происходящие кардинальные изменения в сфере самосознания, имеющее кардинальное значение для становления подростка как личности. Индивидуальные различия обнаруживаются у человека уже в детстве и отличаются особым постоянством, это доказывает, что они имеют врождённую основу. Поэтому свойства и проявления темперамента относят к устойчивым качествам личности. [9]
В психологии отмечается обусловленность формирования структурных компонентов Я-концепции подростка его индивидуально-типологическими характеристиками. Так С. Ю. Котлова и С. В. Зверева отмечают, что «Вклад в становление Я-концепции темпераментальных особенностей оказался у юношей и девушек сходным – подростки, тяготеющие к экстраверсии, имеют меньше «белых пятен». У девушек в качестве предпосылок, формирующих Я- концепцию, выступают предметные и социальные свойства темперамента, а у юношей – предметные» [1, с. 51].
Активная позиция учащегося в учебной деятельности, связана с развитием уровня самооценки, выступающей важным механизмом саморегуляции. Выделяют следующие виды самооценки: прогностическая, корригирующая, ретроспективная. Прогностическая самооценка выполняет функцию регуляции активности личности на этапе включения её в новый вид деятельности, при этом человек оценивает свои возможности включения в эту деятельность.
Корригирующая самооценка выполняет функцию контроля за деятельностью, и внесения необходимых коррективов, даёт учащемуся возможность накапливать и интегрировать информацию о степени реализации её целей и обосновывается анализом способ
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы с выходными данными
1. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. №6. С. 38-45.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 256 с.
3. Башкова С.А. Представление о будущем у старшеклассников больших и малых городов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. №3. С. 84-85.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Меж. педагогическая академия, 1995. 245 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
6. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. №4. С. 33 - 41.
7. Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. №2. С. 16 - 23.
8. Волков Б.С. Психология подростка. М,2005.208 с.
9. Грецов А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков. СПб,2003. 291 с.
10. Гончарова Е. Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. №6. с. 132 - 135.
11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М,1987.362 с.
12. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2. с. 42 - 45.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
14. Ильчукова Н.В. Исторический аспект развития проблемы мотивации в психологии и анализ проблемы мотивации учебной деятельности. // Вестник СГУ. 2005.
15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.192 с.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М, 1999. 294 с.
18. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. М.: Просвещение, 1991. 95 с.
19. Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте. СПб,2002. 193 с.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
21. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности.//Вопросы психологии. 1987. №5. С. 129 - 141.