Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности позволяет оказывать государственное и негосударственное содействие человеку, или группе людей, с целью предоставления помощи. Это позволяет обеспечить необходимый культурный, социальный и материальный уровни жизни тому, кто в этом испытывает необходимость.
Социальная работа с населением – это вид профессиональной деятельности, который направлен на жизнеобеспечение и улучшение качества жизни отдельных слоёв населения страны. Социальная работа осуществляется государственными, региональными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями [15].
Социальная работа ведётся на диагностическом, коммуникативном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Чаще всего социальная работа имеет свои смежные сферы с научной и профессиональной деятельностью, к которым относят психологическую, социологическую, педагогическую, правовую сферы. Исследования в данной области позволяют определить сущность и реальную деятельность социальных работников с той, или иной группой населения.
Социальные проблемы различных страт населения приобретают всё большую актуальность. Новые социально-экономические условия и рынок труда в Российской Федерации требуют кардинального роста производительных сил. Организовано это должно быть на основе создания эффективных систем обучения и переобучения, которые бы обеспечили высокое качество новой подготовки людей.
Возникает серьёзная необходимость усиления внимания к проблемам субъектов и групп людей, имеющих различного рода проблемы с трудоустройством, здоровьем, реабилитацией и др. [8].
Для решения подобного рода проблем, практически во всех государственных структурах функционируют различного рода программы социальной работы с населением. Работа такого рода приобретает технологичный характер, поскольку запросы на социальную работу лишь возрастают с течением времени. С населением проводят всевозможные тестирования и анкетирования.
Качество жизни и экономический прогресс также можно оценивать по степени благополучия членов общества и социума. В обществе часто возникают ситуации, когда люди нуждаются в поддержке государства. Периодически некоторые люди попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости решения социальных проблемы общества и технологии их решения.
Объект исследования: процесс социальной работы с населением.
Предмет исследования: технологии социальной работы с населением.
Задачи:
1. Изучить основные социальные проблемы современности.
2. Рассмотреть технологии социальной работы.
3. Раскрыть технологический потенциал социальной работы в решении социальных проблем современности.
4. Предложить методические рекомендации по социальной работе (на примере семей, находящихся в социально опасном положении).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и социально-психологической литературы, классификация, сравнение, наблюдение. Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы социальных проблем общества
1.1. Основные социальные проблемы современности
Под социальной работой понимают особый вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов различных групп общества. При реализации социальной работы разрабатывают и создают необходимые условия, которые способствуют восстановлению и улучшению способности нуждающихся людей к социальному функционированию.
Основным направлением деятельности при социальной защите являются социальные гарантии. Под ними понимают обязательства государства по отношению к определённым категориям
общества, имеющим различного рода проблемы [10].
Эти проблемы могут быть самого разнообразного характера, медицинские, финансовые и др. Любые проблемы подобного рода решают с помощью государственной поддержки субъекта или группы людей.
Под социальной работой понимают профессиональную деятельность, которая заключается в оказании помощи, как отдельному человеку, так и группам людей. Это осуществляется с целью улучшения или восстановлении способности субъектов к наиболее благоприятному социальному функционированию в определённый момент времени.
Целенаправленная социальная работа создаёт определённые условия, которые способствуют реализации этих целей в обществе. Достаточно часто это связано с профессиональной деятельностью людей, поскольку многие из них нуждаются в помощи при трудоустройстве, переобучении и др. Это также решение проблем, связанных с реализацией социальной политики в сферах труда, права, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения и др.
Как видно из того охвата областей деятельности социальной работы, предусмотрен достаточно большой объём деятельности, которая с течением времени становится лишь актуальнее. К основным направлениям социальной работы с населением, в том числе с молодёжью, молодёжью относят:
-воспитательно-профилактическое направление;
-реабилитационно-оздоровительное;
-досуговое;
-информационно-консультативное;
-содействие трудовой занятости;
-социальная поддержка.
Все направления социальной работы непрерывно совершенствуются. Это также происходит при реализации тех, или иных форм социальной работы. Всё чаще в этих случаях используются технологичные методы работы, которые предусматривают получение того заданного результата, который был рассмотрен при постановке целей и задач конкретной технологии социальной работы.
Технология социальной работы – это деятельность её субъектов по обеспечению наиболее благоприятных социально-экономических условий дальнейшего развития каждого человека. Такого рода деятельность нацелена на конкретный деятельностный результат. Она, несомненно, способствует социальному становлению личности и полноценного участия субъекта в жизни общества. К примеру, содержание воспитательно-профилактической социальной работы базируется на поддержке самореализации людей.
Специалист в области социальной работы поддерживает личностное развитие субъекта за пределами школы, семьи и работы и создает условия, необходимые для его достижения. Он занимается разработкой, осуществлением и оценкой программ и проектов, направленных на работу с той, или иной категорией населения. Он привлекает людей к разработке и осуществлению совместной продуктивной деятельности, а также способствует сотрудничеству людей между собой.
Существует шесть видов социальных технологий:
1. Технологии обеспечения социального функционирования общества.
2. Политические технологии.
3.Технологии информационного обеспечения функционирования общества.
4.Технологии экономического функционирования общества.
5.Технологии правового обеспечения функционирования общества.
6.Технологии духовно-культурного развития.
Практически все эти традиционно используемые технологии и формы социальной работы используются при работе с любой категорией населения. Общие технологии социальной работы используют социологические методы исследования, социальную диагностику, социальную экспертизу, социальную профилактику, социальную реабилитацию, социальную адаптацию, социальную терапию. Каждое из этих направлений ориентирует на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентаций.
Социальный работник создаёт общественные условия, способствующие мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем. Организатор работы с населением может работать в органах власти, образовательном учреждении любого уровня, в одной из корпораций, досуговой организации, общественном объединении или бизнес-структуре. Как правило, работа происходит с людьми самых разных возрастных категорий и социального статуса. Специалист в области социальной работы должен обладать навыками:
-организации социально значимой деятельности;
-разработки и реализации социальных, творческих, образовательных проектов и программ;
-подготовки и проведения массовых мероприятий;
-осуществления социальных коммуникаций и др.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы:
1. Технологии диагностики.
2. Технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов.
3. Технологии реализации социальных проектов, программ социальных инноваций.
При работе с различными группами населения активно используются все выше перечисленные технологии. Наиболее интенсивно все представленные технологии и методики используются при работе с молодёжью.
К примеру, процесс социальной работы с молодёжью определяется технологиями, имеющими в своей основе программно-проектный подход, поскольку в этом случае предусмотрены все этапы реализации социальной работы с заданной категорией населения.
Такого рода программы, или проекты уже предусматривают в себе наличие заданных форм и методов работы, необходимые для работы средства диагностики, в виде диагностических материалов, анкет, психологических тестов и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов, П.В. Социология организаций [Текст] / П.В. Агапов // учеб. пособие. – М.: Альфа - М, 2016. – 296 с.
2. Акофф, Р. Планирование будущего [Текст] / Р. Акофф // М.: Прогресс, 2015. – 397 с.
3. Бондаренко, А.Г. Социологическое исследование. Методика опроса [Текст] / А.Г. Бондаренко // Учеб. пособие. ВолгГТУ, Волгоград, 2016. – 64 с
4. Бовин, А.А. Управление инновациями [Текст] / А.А. Бовин // учебное пособие для вузов. – М.: Омега-Л, 2009. – 415 с.
5. Всесоюзное исследование проблем образа жизни [Электронный ресурс] URL: http://sophist.hse.ru/survey_source/isran_91_life_style-3.pdf. (дата обращения: 20.04.2024).
6. Липатов, С.А. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов [Текст] / С.А. Липатов // Под ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 256 с.
7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов [Текст] / Под ред.В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
8. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки
специалистов. Учеб. пособие [Текст] /В.А. Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.
9. Ньюстром, Дж. Организационное поведение [Текст] / Дж. Ньюстром // Пер. с англ. – СПб, 2010 – 447 с.
10. Оганян, К.М. Социальные технологии и современное общество [Текст] / К.М. Оганян // СПб.: СПбГИЭУ, 2008. – 736 с.
11. Орлик, С.Б. Введение в программную инженерию и управление жизненным циклом (базируется на SWEBOK) / URL: http://constrf.ru/#constrf (дата обращения: 20.04.2024).
12. Павленок, П.Д., Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2009. - 560 с.
13. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие [Текст] / П. Д. Павленок. - 9-е изд. испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 568 с.
14. Попова, Е.П. Социология организаций: некоторые аспекты становления и современная проблематика [Текст] / Е.П. Попова // Учебное пособие. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2018. – 68 с.
15. Социальная работа: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2013. С. 295 - 296.
16. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В. А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.
17. Урри, Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия [Текст] / Дж. Урри // М: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 336 с.
18. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. No597 «О мероприятиях государственной социальной политики» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 20.04.2024).
19.Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. [Текст] / М. В. Фирсов. - М.: Владос. - 2011. - С. 126.
20. Федотова, Н.И. Неполная семья как объект социальной работы. Типы неполных семей / Н.И. Федотова, М. Д. Масанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11807/ (дата обращения: 20.04.2024).
21. Федотова, Н.И. Роль семьи как социального института в социализации детей / Н. И. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 939-941. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34591/ (дата обращения: 20.04.2024).
22. Черниковская, М.В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 20.04.2024).
23. Шилова, П.С. Общественная оценка информационной открытости сайта «Открытые данные» Пермского края [Текст] / П.С. Шилова // сб. Комплексный анализ и оценка информационной открытости сайтов органов государственного управления. Сборник научных статей. Под ред. Доктора экономических наук, профессора Н.Л. Казариновой – Пермь: АНО ДПО «ПИМУиИ», 2017. – 84 с.
24. Якупова, О.В. Управление социальным развитием организации: учебное пособие [Текст] / О.В. Якупова // Пермь: Изд-во ПГТУ, 2009. – 79 с.
25. Ядов, В.М. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций [Текст] / В.М. Ядов // Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, испр., дополн. – СПб.: Интерсоцис, 2016. – 138 с.