Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных представлений у детей старшей группы в непосредственной образовательной деятельности
1.1. Анализ понятия пространственные представления дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается в дошкольном возрасте. Пространственные представления это: деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Пространственные представления - это представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности [11].
По мнению Н.Е. Веракса, пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. В области дошкольного образования одним из наиболее актуальных направлений выступает развитие познавательной сферы детей. Формирование учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста, несомненно, зависит от индивидуального психического развития ребёнка и от развития его познавательной сферы.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. подчёркивали, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательной сферы. При этом необходимо помнить, что детей старшего дошкольного возраста в ДОУ активно готовят к будущей учебной деятельности. От того, насколько у ребёнка будут сформированы учебные представления, зависит успешность всей их последующей учебной деятельности.
Значение работы по познавательному развитию детей отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). При этом, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область. Проблемой познавательного развития дошкольников занимались ученые Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др. Многие исследователи развитие познавательной сферы ребёнка связывают с мышлением, памятью, вниманием, воображением и др.
Помимо познавательных процессов, в структуру познавательной сферы личности учёные Л.А. Венгер, О.В. Дыбина и др. включают познавательный интерес и познавательную активность детей. Данная проблема актуальна, но при этом в психолого – педагогической литературе недостаточно изучены различные методы диагностики сформированости учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста [5].
Пространственные представления – это также:
1. Сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов.
2. Сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений.
3. Понимание простейших связей и их взаимозависимостей.
Изучение пространственных представлений, прежде всего, способствует общему развитию дошкольников. Это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития пространственных представлений у дошкольников в процессе их развития чрезвычайно велико. Наличие понимания такого рода представлений подразумевает следующее:
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом;
-умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;
-работа с раздаточным материалом;
-счет предметов, звуков, движений;
-использование при работе реальных предметов, затем их изображений, затем заменителей.
Развитие пространственных представлений можно обозначить фундаментом содержательно-предметного мышления ребёнка. Старшие дошкольники уже в состоянии выделять общие схемы ориентации в пространстве. Для них это является своеобразной системой координат, внутри которой происходит овладение представлениями о различных свойствах мира. Очень важно помнить, что в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает образное мышление. Чем лучше представлены образы знакомых ребёнку предметов, тем лучше он усваивает понятие пространство и количество.
На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками пространственных форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15]. Развивается способность воспринимать форму и количество предметов можно обозначить основой для формирования у детей соответствующих представлений. Это могут быть отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. М. Монтессори считала, что процесс восприятия формы предметов должен быть направлен не только на узнавание формы.
Необходимо умение абстрагировать форму от вещи и видеть её в других вещах. Е.И. Тихеева, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и др. занимались проблемами исследования формирования у детей представлений о фигурах и формах предметов [3]. В современных образовательных условиях достаточно важно выявлять уровень сформированности у детей пространственных представлений. И.С. Якиманская и И.Я. Каплунович работали над концепцией развития пространственного мышления детей. Процесс усвоения подобного рода понятий происходит в естественных условиях. В процессе работы с количественными понятиями у детей также формируются навыки изображения предметов средствами графики и пластики в процессе знакомства с различными материалами, техниками работы и способами обработки этих материалов и др. Постепенно у детей происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в различных формах и количествах [13].
А.В. Запорожец в своих работах писал, что средством развития для ребёнка могут быть особые структурированные образы. При этом психические процессы являются особыми ориентировочными действиями. Эти действия опосредованы сенсорными эталонами. Эталоны, в свою очередь, служат общепринятыми образцами в процессе восприятия различных предметных свойств. Можно говорить, что восприятие формы и количества предметов опирается на эталоны конкретных фигур. Восприятие величин при этом основано на градации различий между однородными предметами разного размера. Согласно результатам исследований А.В. Запорожца и Л.А. Венгера своеобразие детей дошкольного возраста заключается в создании благоприятных условий для формирования представлений на основе сенсорного восприятия [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДОО [Текст] / Ю.А. Афонькина; под ред. И.Ю. Синельникова. М.: АРКТИ. - 2016. - 144 с.
2. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовительная группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель. - 2016. - 123 с.
3. Баркан, А.И. Современный дошкольник: книга для воспитателей и родителей [Текст] / А. И. Баркан. М.: ОлмаМедиаГрупп / Просвещение. - 2015. - 192 с.
4. Бережнова, О.В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: методическое пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. М.: ИД Цветной мир. - 2015. - 144 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 750 с.
6. Васюкова, Н.Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Васюкова // Теория и методика непрерывного профессионального образования: Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции. Тольятти: ТГУ. - 2012. 115 с.
7. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОО в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М.: Инфа-М. - 2016. - 220 с.
8. Воеводина, А.И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А.И. Воеводина, С.В. Горшунова, Г.А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы заочной международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012). М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 67-71.
9. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. - 2015. - 464 с.
10. Дедова, О.Ю. Как подготовить детей к школе в соответствии с новыми стандартами обучения [Текст] / О.Ю. Дедова; под ред. И.Ю. Синельникова. М.: АРКТИ. - 2016. - 196 с.
11. Добина, Н.И. Развитие личности ребенка 5-7 лет [Текст] / Н.И. Добина. М.: Академия развития. - 2014. - 192 с.
12. Дыбина, О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / О.В. Дыбина. М.: Национальный книжный центр. - 2015. - 304 с.
13. Жилина, Л.Я., Самсонова, В.Ю. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе / Л.Я. Жилина, В.Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 8. - С. 271-275. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2015/65055.htm. (дата обращения 07.03.2024).
14. Иванова, О.М. Интегративная познавательная деятельность дошкольников: методическое пособие [Текст] / О.М. Иванова, Ю.Я. Баран, В.А. Деркунская. М.: Центр педагогического образования. - 2013. - 96 с.
15. Крылова, Н.М. Мониторинг динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности [Текст] / Н. М. Крылова, Л. В. Тимошенко. М.: Сфера. - 2016. - 96 с.
16. Лаврова, Л.Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера. - 2017. - 128 с.
17. Лазутова, М.Н. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей [Текст] / М.Н. Лазутова. М.: Сфера. - 2015. - 128 с.
18. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл. - 2010. - 426 с.
19. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина. СПб.: Детство-Пресс. - 2013. - 160 с.
20. Попова, М.В. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС [Текст] / М. В. Попова, С. В. Токарева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2015). СПб.: Свое издательство. - 2015. - С. 28-30.
21. Попова, М.В. Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС / М.В. Попова, С.В. Токарева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8476/ (дата обращения 07.03.2024).
22. Реент, Н.А. Система комплексных занятий в подготовительной группе: пособие для педагогов [Текст] / Н. А. Реент. Волгоград: Учитель. - 2017. - 311 с.
23. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Перспектива. - 2014. - 32 с.
24. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах [Текст] / Под ред. С. В. Степановой. М.: Проспект. - 2014. - 164 с.
25. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебный курс [Текст] / И. Ф. Харламов. 3-е изд. М.: Гардарики. - 2014. - 520 с.