Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования социальных компетенций обучающихся
1.1 Понятие «социальные компетенции» в психолого-педагогической литературе
Формирование социальной компетентности учащихся представляет собой способность принимать ответственность, активно участвовать в принятии совместных решений и разрешении конфликтов в цивилизованном ключе.
Социальная компетенция определяется как способность успешного взаимодействия с другими людьми в процессе устного общения и выполнения различных видов деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных личностных качеств.
Понятие компетенции становится всё более центральным в образовании и оценке уровня подготовки учащихся. В настоящее время существуют три основных подхода к определению компетенции, исследуемых как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической литературе.
Первый подход можно назвать содержательным. Авторы, такие как Хуторской А.В., Чошанов М.А., Шепель В.М., Демин В.А., и другие, стремятся определить компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценностные отношения, мотивы, опыт), необходимых для успешного функционирования в определенной области деятельности. Подобную точку зрения разделяют представители американских и европейских педагогических школ. [17]
Данный подход позволяет выделить различные составляющие компетенции и определить их содержание, однако не дает ответа на вопрос о том, в чем отличие компетенции от простого набора знаний и умений, даже если они являются "универсальными". Связь между наличием знаний, умений и навыков и успешным действием в конкретной ситуации остается неясной.
Ситуации рассматриваются как стандартные, где требуется выполнение определенного алгоритма действий. Понятие компетенции анализируется в основном с точки зрения когнитивной парадигмы и, за исключением некоторого упора на практическое применение знаний, в основном не выходит за пределы традиционного понимания результатов образовательной подготовки.
Второй подход к определению данного понятия можно охарактеризовать как деятельностный (проблемно-деятельностный), поскольку он предполагает, что компетенция связана с готовностью человека к самостоятельной деятельности в различных ситуациях. В отличие от предыдущего подхода, здесь рассматриваются нестандартные ситуации, где необходима адаптация привычных алгоритмов к новым условиям. Этот взгляд разделяют такие авторы, как Шишов С.Е., Кальней В.А., Сергеев И.С., Лебедев О.Е., Татур Ю.Г. и другие.[13]
Данный подход предполагает способность устанавливать связь между знанием и нестандартной ситуацией, активизировать доступные ресурсы для решения проблемы. Ориентация на практическое использование компетенций в реальной жизни является ключевым аспектом деятельностной концепции. Однако авторы этого подхода практически не обращают внимания на составляющие этой готовности, которые могут включать в себя знания, умения, навыки, ценности, мотивацию и опыт. Таким образом, компоненты, формирующие готовность к действиям, не рассматриваются как часть компетенции, что делает ее структуру неоднозначной и трудноподдающейся анализу и диагностике.
Третий подход к определению компетенции стремится объединить лучшие аспекты предыдущих подходов. Интегративный метод, представленный в официальных документах, определяющих образовательную политику, стремится учесть разнообразные аспекты компетенции. [20]
Например, в «Стратегии модернизации содержания общего образования» компетенция рассматривается как новое качество, приобретаемое в процессе обучения, объединяющее знания и умения с комплексом качеств образования, включая способность применять полученные знания и умения на практике. Многие современные исследователи, такие как Бобиенко О.М., Сахарова Н.С., Пэрри С.Б., Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. и другие, поддерживают подобную точку зрения на компетенцию.
Комплексный подход к пониманию компетенции представляет собой объединение различных аспектов, включая личностные качества (знания, умения, навыки, способы деятельности, мотивы, ценности, образцы поведения и социальные роли, связанные с конкретной областью деятельности), а также способность или готовность применять эти качества для решения задач в нестандартных ситуациях.
Объединение этих двух аспектов в единую сущность, то есть компетенцию, осуществимо при выполнении двух условий:
1) компоненты компетенции должны быть взаимосвязаны в систему;
2) требуется практический опыт деятельности в рамках данной компетенции.
В настоящее время нет общепринятого определения компетенции. Различия в трактовке этого понятия проявляются в понимании компетенции как совокупности качеств личности или соответствия действий конкретной ситуации. Некоторые рассматривают компетенцию слишком узко (как набор знаний и умений), другие - слишком широко (как успешное взаимодействие с окружающей средой).
Принадлежность компетенции к научной терминологии различных направлений приводит к тому, что при попытке дать ей однозначное определение мы сталкиваемся с серьезными семантическими разногласиями.
Сторонники конструктивистского подхода, широко распространенного среди западных исследователей в области компетентностного образования, утверждают, что не существует единственного и объективно верного определения компетенции, и признают возможность существования различных толкований этого понятия. Предлагаемый ими граничный подход к проблеме компетенций позволяет наглядно определить границы понятия (то, что включено в понятие, и то, что не включено), а также позволяет сформулировать определение компетенции, наиболее подходящее для конкретного исследования.
Анализ различных подходов к определению понятия "компетенция" позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, усилия по представлению компетенции только как совокупности качеств личности или как готовности к деятельности в нестандартной ситуации приводят к узкому пониманию сущности изучаемого термина. Поэтому наиболее обоснованным является комплексный подход, согласно которому компетенция рассматривается как интегративное образование.[13] Во-вторых, при формулировании определения компетенции необходимо учитывать позицию автора (его индивидуальные представления о сущности и структуре данной категории), цели исследования, а также контекст, в котором будет использоваться понятие компетенции.
Компетенция в образовании и педагогике определяется различными научными подходами, включающими следующие основные направления:
1. Психологический подход: в рамках этого подхода компетенция рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, позволяющих успешно выполнять определенные виды деятельности.
2. Системный подход: компетенция рассматривается как интегрированная система знаний, умений и навыков, необходимых для решения конкретных задач в рамках определенной области или профессии.
3. Компетентностный подход: данный подход подчеркивает не только наличие определенных знаний и умений, но и способность и готовность человека применять их в различных ситуациях, адаптироваться к изменениям и самостоятельно развиваться.
4. Комплексный подход: включает в себя аспекты психологии, педагогики, социологии, экономики и других наук для полного понимания сущности компетенции и ее роли в современном образовании и профессиональной деятельности.
Каждый из этих подходов вносит свой вклад в понимание и развитие концепции компетентности в образовании и педагогике.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдюкова, А.Е. Педагогические условия воспитания социально активной личности старшеклассника // Совершенствование воспитательной работы: проблемы и перспективы [Текст] /А.Е.Авдюкова – Екатеринбург, 2005. – С.8-14.
2. Авдюкова, А.Е. Формирование социальной компетентности у подростков как условие конструктивного построения отношений с окружающей средой // Психология отношений в жизнедеятельности человека: Сборник материалов межрегиональной конференции [Текст] / А.Е.Авдюкова - Владимир, 2004. – С.45–50.
3. Алтунина И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей (с помощью видеотренинга): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. - 15с.
4. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: автореф. дис. канд. психол. наук // Н.В. Алтунина, Казань, 2000. 17 с.
5. Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования): автореф. дис. канд. пед. Наук // Л.Г. Антропова, Челябинск, 1999. - 27с.
6. Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников. автореферат дисс.на .. кандидата пед.наук // В.М. Басова, Ярославль, 2004. 24 с.
7. Бахтеева С.С. Формирование социальной компетентности студента в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2001. - 149 с.
8. Гончаров С.З. Социальная компетентность: сущность, структура, критерии и значение[Текст] / С.З. Гончаров // Образование и наука, 2004. № 2 (26). С. 3-18.
9. Гусев A.A. Воспитание социальной компетентности у детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома: Дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2003. 152 с.
10. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996. - 230 с.
11. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. доктора психол. наук. JL, 1991.-36с
12. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
13. Ильина, И.В. Психологическая теория деятельности как научная предпосылка развития социальных компетенций учащихся учреждений НПО / И.В. Ильина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 5- С. 386 - 389.
14. Ильина, И.В. Условия формирования социальных компетенций студентов / И.В. Ильина // Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в профессиональных образовательных организациях Пермского края: материалы краевых педагогических чтений профессиональных образовательных организаций Пермского края 26-27 марта 2014. - Пермь: Изд-во Краевого колледжа предпринимательства, 2014. - С. 49 - 51.
15. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. - 304 с.
16. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. ВУЗов/Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-200 с.
17. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).
18. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -336 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком., 1998. -688 с.
20. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, март-апрель. С.58-62