Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Краеведение на уроках математики в начальных классах школы».
Краеведение — видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика — решение задач.
Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала.
Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что ученики всех классов с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор. На мой взгляд, самой распространенной формой реализации применения краеведческого материала на уроках математики являются задачи и математические диктанты [5, с. 231].
Главной целью данной работы является анализ изучения краеведения на уроках математики в начальных классах школы.
Объект исследования: процесс изучения краеведения на уроках математики в начальных классах школы.
Предмет исследования: влияние изучения краеведения на уроках математики на процесс обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: внедрение в образовательной деятельности на уроках математики краеведческой направленности окажет позитивное влияние на повышение качества знаний младших школьников [14, с. 40].
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. уточнить понятие «краеведение» и показать его своеобразие в младшем школьном возрасте на основе анализа определенной литературы;
2. показать роль и место изучения краеведения на уроках математики в начальных классах.
3. обосновать влияние изучения краеведения на качество знаний младших школьников.
Краеведение имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам, как части Великой России.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл дисциплины - краеведение Кузьминых Я. С. О пользе туристско - краеведческой работы. // Красное Знамя. - 2008. - №92 (12 563).
Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать путь (если знаешь от чего ты идёшь, можно лучше подумать куда идти).
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, несущих в себе основное содержание, заключения и списка использованной научной литературы.
ГЛАВА I. РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Что такое краеведение?
Краеведение — изучение природы, ㅤ населения, хозяйства, истории ㅤ и культуры какой-либо ㅤ части страны, административного ㅤ или природного района, ㅤ населенных пунктов с ㅤ их ближайшим окружением. ㅤ
В толковом словаре ㅤ В. И. Даля « ㅤкраеведение – это ㅤ совокупность знаний (исторических, ㅤ географических и.т.п) об ㅤ отдельных местностях или ㅤ в целом страны, ㅤ это всестороннее изучение ㅤ своей местности – ㅤ природы, хозяйства, быта ㅤ людей, преимущественно местными ㅤ школами».
Идея изучения родного ㅤ края и использования ㅤ краеведческого материала в ㅤ педагогическом процессе не ㅤ новая. Она получила ㅤ педагогическое обоснование в ㅤ трудах великих педагогов ㅤ и просветителей Я. А. ㅤ Коменского, Ж.-Ж. Руссо, ㅤ М. В. Ломоносова, К. Д. ㅤ Ушинского, А. Я. Герда, ㅤ В. П. Бехтерева и ㅤ других. К. Д. Ушинский ㅤ разработал первые основы ㅤ краеведения и дал ㅤ научно- психологическое обоснование ㅤ целесообразности использования «окружающего ㅤ материала» в обучении, ㅤ начиная с первых ㅤ классов. Свое развитие, ㅤ взгляды и идеи ㅤ К. Д. Ушинского получили ㅤ во второй половине ㅤ XIX века в ㅤ работах педагогов- методистов. ㅤ А. Я. Герд впервые ㅤ ввел в практику ㅤ образовательные экскурсии как ㅤ метод обучения, В. П. ㅤ Бехтерев призывал к ㅤ активному обучению детей ㅤ в природе, формированию ㅤ у них самостоятельности ㅤ в исследовательской деятельности, ㅤ Л.С. Севрук обосновал ㅤ введение понятия о ㅤ природе как едином ㅤ целом. Отечественное краеведение ㅤ на всех этапах ㅤ имело большое воспитательное ㅤ и образовательное значение. ㅤ Так, Е.А. Звягинцев ㅤ выдвинул идею «локализации» ㅤ в педагогике, суть ㅤ которой состояла в ㅤ том, что в ㅤ каждом учебном предмете ㅤ надо найти место ㅤ местному материалу и ㅤ обеспечить знание его ㅤ учащимися. Н.К. Крупская ㅤ подчеркивала, что краеведение ㅤ является одним из ㅤ важнейших педагогических средств ㅤ приобщения учащихся к ㅤ общественно-полезному труду, к ㅤ посильной исследовательской работе, ㅤ поэтому «каждый учитель ㅤ должен знать физиономию ㅤ своего района до ㅤ точки, должен знать ㅤ все перспективы развития ㅤ этого района. Нужно, ㅤ чтобы и учащиеся ㅤ это знали». Профессор ㅤ А. С. Барков обосновал ㅤ научность краеведения. А. П. ㅤ Пинкевичу принадлежит ряд ㅤ докладов и статей ㅤ о научной сущности ㅤ краеведения и роли ㅤ школы в краеведении [15, с. 74]. ㅤ
Краеведение – знаю, ㅤ ведаю о крае. ㅤ Педагогическую его целесообразность ㅤ обосновал еще Ушинский, ㅤ о значении его ㅤ говорили Толстой, Новиков, ㅤ Белинский…. Приоткрыть учащимся ㅤ историю края через ㅤ его культурное наследие, ㅤ значит пробудить в ㅤ них интерес, заложить ㅤ основы формирования нормального ㅤ человеческого чувства любви ㅤ к своей стране. ㅤ
Краеведение – это ㅤ всестороннее изучение какой-либо ㅤ территории, проводимое на ㅤ научной основе. Объектами ㅤ его изучения являются ㅤ социально-экономическое, политическое, историческое ㅤ и культурное развитие ㅤ посёлка, города, области, ㅤ края. Краеведческая деятельность ㅤ позволяет ребенку познакомиться ㅤ со своим краем, ㅤ познать патриотические, духовно ㅤ - нравственные традиции ㅤ народа. А это ㅤ и есть истоки ㅤ и основа патриотического ㅤ воспитания. ㅤ
Для чего младшим ㅤ школьникам изучать вопросы ㅤ краеведения: ㅤ
1. Развивать эколого-краеведческие ㅤ понятия, помогающие сформировать ㅤ представление о целостной ㅤ картине мира, в ㅤ которой окружающие природные ㅤ объекты рассматриваются в ㅤ неразрывном единстве. ㅤ
2. Развивать соответствующие ㅤ умения и навыки ㅤ в более широкой ㅤ и разнообразной практической ㅤ деятельности учащихся по ㅤ изучению и охране ㅤ природы родного края. ㅤ
3. Патриотическое воспитание ㅤ средствами краеведения, формирование ㅤ активной гражданской позиции. ㅤ
Изучение краеведения становится ㅤ основой для гармоничного ㅤ всестороннего, многоаспектного развития ㅤ личности школьника, создает ㅤ тот нравственный стержень, ㅤ который поможет юному ㅤ человеку сохранить чистоту ㅤ души и богатые ㅤ национальные традиции родного ㅤ народа [25, с. 86]. ㅤ
1.2. Элементы краеведения как ㅤ способ повышения мотивации ㅤ на уроках математики. ㅤ
Влюбленность в свою ㅤ малую родину веками ㅤ была присуща жителям ㅤ нашей страны. Мы ㅤ очень любим тот ㅤ уголок земли, где ㅤ родились, росли, повзрослели. ㅤ А научить детей ㅤ любить свой родной ㅤ край – это ㅤ святая обязанность учителя. ㅤ С самого раннего ㅤ детства нужно рассказывать ㅤ детям о родном ㅤ городе, районе, селе. ㅤ Значит, краеведение является ㅤ одним из актуальных ㅤ вопросов для граждан ㅤ нашей страны [30, с. 67]. ㅤ
Математика… Решение задач. ㅤ На первый взгляд, ㅤ с краеведением нет ㅤ ничего общего, но ㅤ только на первый! ㅤ Школьное краеведение предполагает ㅤ комплексное изучение родного ㅤ края. Опыт показывает, ㅤ что многие ученики ㅤ с большим интересом ㅤ решают задачи, в ㅤ которых говорится об ㅤ их родном крае. ㅤ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаляев Р.Н. Арифметические задачи на местном материале в начальной школе: Диссертация канд. пед. наук. - М., 1956. - 249 с.
2. Аюшева Ц. Н. Использование краеведческого материала на уроках русского языка в IV классе//Начальная школа.- 1999.- №11.- С.63 65.
3. Батчаева Х.Х-М., Узденова М.М. Умственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной педагогики. -Карачаевск: из-во КЧГПУ, 1999. 144с.
4. Белогуров А.Ю. Некоторые этнопедагогические аспекты современного регионального образования // Развитие личности в образовательных системах южно-кавказского региона. Часть II. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999. - С.7-8.
5. Березина Л.Ю., Денищева JI.O., Никольская И.Л. О воспитательных возможностях обучения математике. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Составитель Т.Д. Глейзер.- М., 1989. 240 с.
6. Болтянский В.Г., Глейзер Г.Д., Черкасов Р.С. К вопросу о перестройке общего математического образования. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Составитель Г.Д. Глейзер.- М., 1989. 240 с.
7. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 1992. - 335с.
8. Гальперин П.Я. Управление процессом учения //Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. - №4. - С. 15-20.
9. Города и районы Карачаево-Черкесской Республики 1990-2000/ Статистический сборник. Черкесск: государственный комитет Карачаево-Чекесской Республики по статистике. - 2001. - 246с.
10. Дорофеев Г.В. Гуманитарно ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе //Математика в школе. - 1997. - №4. - С. 59-66.
11. Епишева О.Б. Общая методика преподавания в средней школе. -Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997.-191с.
12. Ефремович В.А., Вайнштейн А.Г. О перестройке преподавания математики в школе // Математика в школе.- 1988.- №5. С.10-16.
13. Злоцкий Г.В. О практической направленности обучения математике. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Составитель Г.Д. Глейзер.- М.,1989.-240 с.
14. Икрамов Дж. Развитие математической культуры школьников (языковой аспект): Дис. докт. пед. наук. Сырдарья, 1983. - 339с.
15. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. - 288с.
16. Кондрашенкова Т.А.,Никольская И.Л. О межпредметном значении «логической составляющей» курса математики // Математика в школе. 1980. - №3. - С.62-63.
17. Корощенко Н.А. Региональный компонент математического образования в условиях его гуманитаризации: Дис. . канд.пед. наук. -Тобольск, 1988. 172 с.
18. Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. Ярцевой. -М.:БРЭ, 1990.-709с.
19. Манвелов С.Г. Основы творческой разработки урока математики//Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». 1997. - №11,13,19,21.
20. Миронюк М.В. О развивающих функциях задач в обучении математике. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Составитель Г.Д. Глейзер.- М., 1989. -С. 112-116.
21. Монахов В.М. Методические проблемы повышения качества обучения математике в современной школе. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Составитель Г.Д. Глейзер.- М., 1989. -240 с.
22. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике/Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей.Сост.А.М. Пышкало. М., 1978. -С.24-36.
23. Огородников А.А. Осуществление краеведческого принципа как средство активизации обучения младших школьников: Дис. . канд. пед. наук. Пермь, 1969. - 120 с.
24. Пичурин Л.Ф. Из опыта работы учителей математики. Современные проблемы методики преподавания математики. Сборник статей /Составители Н.С. Антонов, В.А. Гусев. М., 1985. - 304 с.
25. Рузин Н.К. Познавательные и развивающие функции задач в обучении математике учащихся начальных классов средней школы: Дисс . канд.пед.наук.- Москва, 1971. -219с.
26. Снегурова В.И. Технология использования индивидуализированной системы задач как средство развития математической культуры (на примере изучения алгебры и начал анализа 10 класса): Дис. . канд.пед. наук. Санкт-Петербург, 1988. - 144с.
27. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под ред. В.В. Краевского, И .Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1989.- 320с.
28. Уртенов Н.С. Математический язык, математическая культура и потребность общества в математическом образовании//Вестник КЧГПУ.-2002. №5- С.56-70.
29. Фридман JI.M. О перестройке начального математического образования // Начальная школа. 2002. - №7. - С.29-35.
30. Худяков В.Н. Артебякина О.В. и др. Пакет психологических тестов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. -50 с.
31. Худяков В.Н. Методика работы по развитию математической культуры учащихся ПТУ на уроках математики. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994.-88с.
32. Цукарь А .Я. О типологии задач / Современные проблемы методики преподавания математики. Сборник статей / Составители: Н.С. Антонов, В.А. Гусев. М., 1985. - 304 с.
33. Часов К.В. Элементы нестандартного анализа и логико-речевая символика как средства повышения математической культуры учащихся средней школы. Дис . канд.пед. наук. - Махачкала,2000. — 177с.
34. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. - 160с.
35. Эрдниев Б.П., Очурова М.Б. Параллелизм и преемственность как факторы становления национальных школ России // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Часть II. Росстов-на-Дону: РГПУ, 1999. С.286-287.
36. Яглом И.М. Математика и реальный мир. М.: Знание, 1978.64с.