Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы роли семьи в воспитании и развитии младшего школьника
1.1. Роль семьи в воспитании и развитии младших школьников
Роль семьи при обучении, воспитании и развитии младших школьников чрезвычайно велика. Вопросы детского развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова и др.
В своих работах они указывали на необходимость развития каждого ребёнка в воспитательном процессе, и какую роль при этом могут играть родители детей. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др. [14].
В своих работах учёные и исследователи предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества образовательной организации и семьи, поскольку младший школьник посещает образовательную организацию. Сегодня они предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй. Грамотное взаимодействие образовательной организации с семьей всегда положительно влияло на воспитание и развитие детей младшего школьного возраста.
Центральным моментом в индивидуальных способностях человека являются его способности, которые определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности. Младший школьный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения ребёнка. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах личности и совершенствуются все психические процессы субъекта. Это внимание, память, мышление, речь, воображение.
Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности ребёнка, которая позволяет более полно выразить свой внутренний мир. На все эти процессы воспитания и развития младшего школьника, прежде всего, влияет его семья. В этих вопросах семья и школа имеют единообразные цели и задачи воспитания и развития детей. И если при воспитании взрослых школьников эти вопросы не всегда однозначны и единообразны, то при воспитании детей младшего школьного возраста, разночтений быть не может.
Основной путь развития любых способностей у школьников заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке задач. Любые задания, которые используют взрослые при воспитании и развитии ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, и создавать что-то новое. При этом самым важным для ребёнка является поддержка взрослого.
Развитие способностей детей младшего школьного возраста происходит в процессе воспитания установок на развитие и формирование у них способов и приемов учебной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска.
В.М. Минияров рассматривал в своих работах механизмы формирования личности ребёнка в семье. Им были рассмотрены психолого-педагогические основы формирования личности в семье.
Именно родители всегда являются примером для подражания подрастающих детей. От родительских позиций зависит благополучие каждого ребёнка. От мотивов родительского воспитания также зависит, насколько успешно ребёнок сможет в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Многое в этих процессах зависит от стилей семейного воспитания (Минияров Валерий Максимович. Педагогическая психология / https://tuimazimcb.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=17925)
Существуют родительские установки и соответствующие им типы поведения. Это может быть:
-«принятие и любовь»;
-«явное отвержение»;
-«излишняя требовательность»;
-«чрезмерная опека».
Именно стили семейного воспитания закладывают привычки детей в будущем. Люди не испытывают негатива в том случае, если у них сформирована привычка. В работе также рассматривается классификация по внешним поведенческим проявлениям.
Семья – это институт воспитания. В современном социуме много вопросов посвящено социальной защите семьи и детства. Есть в такого рода процессах кризисные явления, в частности, цивилизационный кризис, информационный кризис, системный кризис, нравственный кризис.
Исследователи отмечают, что в настоящее время сильно изменилась роль семьи как института воспитания. Достаточно много проблем испытывают родители при воспитании детей.
Далеко не все родители сегодня в состоянии обеспечить необходимый уровень воспитания и развития своим детям. Снижение стартовых возможностей детей из бедных семей ведет к потере части интеллектуального потенциала. Здесь также важно отметить, что государственная политика относительно проблем семей, в том числе, семей многодетных сегодня непрерывно претерпевает изменения, чаще всего – положительные.
На уровне РФ разрабатываются и принимаются законы о социальном обслуживании. Непрерывно обеспечивается изучение и учет потребностей семьи. Создаётся система мер по обеспечению конкурентоспособности женщин на рынке труда и др. Об этом свидетельствуют многие государственные документы и постановления.
Социальные службы сегодня много времени посвящают семьям, где воспитываются дети. Безусловно, нельзя сегодня говорить о том, что все семьи, которые воспитывают детей являются благополучными. Многие дети сегодня по самым различным причинам воспитываются в детских домах, или имеют опекунов.
Даже те семьи, где, казалось бы, нет проблем с воспитанием детей, достаточно часто не всегда правильно подходят к вопросам семейного воспитания. Одни дети страдают от нехватки родительского внимания, а другие страдают от чрезмерной родительской опеки, которая далеко не всегда может быть продуктивной. Многие родители, мотивируя свои действия родительской любовью ограничивают свободы детей и чрезмерно педантично исполняют свои родительские обязанности.
Опасения родителей, безусловно можно понять, поскольку существует достаточно большое количество примеров негативного воздействия среды на детей. Тем не менее, сегодня важно просвещать родителей по многим вопросам воспитания и содействовать такого рода процессам должны образовательные организации.
Именно родители формируют нравственные ценности ребёнка. Если родители будут использовать правильные подходы в процессе воспитания детей, будут доверять своим детям и считаться с их мнением, им удастся избежать большого количества проблем, в частности
-у ребёнка не будет преобладать тревожный тип личности;
-будет преобладать гармоничный тип личности;
-будет сформировано правильное отношение к собственной деятельности;
-правильное отношение к собственным обязанностям;
-будут сформированы коммуникативные навыки общения в социуме и др.
В этом случаям многим родителям удастся избежать множества негативных процессов, которые могут привести ребёнка к психосоциальной дезадаптации. Станет меньше педагогически запущенных детей и подростков. У детей станет меньше нервных нарушений различного рода и не будет острой необходимости привлечения к процессам воспитания педагогов-психологов и социальных педагогов.
Здесь важно отметить, что родителям, в случае необходимости всё-таки важно сразу обращаться к специалистам, если вдруг по каким-либо причинам ребёнок ведёт себя неадекватно, или странно. Особенно часто такие процессы могут возникать в подростковом возрасте детей, когда они особенно уязвимы и взрослые часто не в состоянии детям помочь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 13.03.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 13.03.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 13.03.2024).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 13.03.2024).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
15. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок».- 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 13.03.2024).
16. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
17. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 13.03.2024).
18. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
19. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 13.03.2024).
20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
21. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
22. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
23. Симонова, Т.Р. Идеи E.H. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т.Р. Симонова // Начальная школа плюс До и После. -2010,- № 6. - С. 52-54.
24. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
25. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е.В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 13.03.2024).