Фрагмент для ознакомления
2
Проблема целостного образовательного процесса в современных условиях приобретает особую актуальность. Это связано с потребностью формирования и развития социально ответственной и творческой личности обучающегося. Многообразие факторов и условий делают
образовательную деятельность весьма сложным и противоречивым процессом [6].
В этом плане идеи и опыт мыслителя Ж.Ж. Руссо представляют собой ценнейший источник педагогических и философских идей. Различным аспектам изучения его педагогического наследия посвящено большое количество исследований. На Западе, а затем и в России, это направление научной мысли приобретает значение исторической тенденции [22].
Современная отечественная теория и практика обучения и воспитания пересматривают подходы к изучению ребенка. Всё чаще можно встретить работы, посвящённые целостному образовательному процессу, в котором, как утверждают исследователи, невозможно отделить обучение от воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс часто позиционируют как обучающее воспитание.
Если говорить о современной образовательной среде, которая в полном объёме должна соответствовать требованиям ФГОС, актуальным для любой образовательной ступени, то можно вести речь о том, что сегодня в образовательном процессе предъявляются требования как к обучению субъектов, так и к их воспитанию. Судить об этом мы можем по тому образовательному результату, который предъявляют современные образовательные стандарты. Речь идёт о предметных и метапредметных образовательных результатах, которые прописаны в ФГОС как универсальные учебные действия (УУД) обучающихся. Если вспомнить о традиционной образовательной модели, то в ней требования предъявлялись лишь к так называемым ЗУН, то есть, предметным знаниям, умениям и навыкам.
К примеру, осмысление проблемы организации самостоятельной работы учеников на уроках сегодня происходит в контексте понятий самоконтроль, самостоятельная работа и самостоятельная деятельность. В современной образовательной среде самостоятельной работе учеников придают большое значение на всех уроках, и вне их, без исключения.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учеников. Самостоятельная работа направлена на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время. В процессе самостоятельной работы осуществляется поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [15].
Самостоятельную работу обучающихся классифицируют следующим образом. Все виды самостоятельной работы субъекта по дидактической цели делят на 6 групп:
1. Приобретение новых знаний.
2. Овладение умением самостоятельно приобретать знания.
3. Закрепление и уточнение знаний.
4. Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач.
5. Формирование умений и навыков практического характера.
6. Формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Как видно из представленной классификации, самостоятельной работой ученик может успешно заниматься как на уроках и учебных занятиях, так и самостоятельно виных, в том числе, домашних условиях.
К основным видам самостоятельных работ относят:
-работу с книгой;
-выполнение упражнений, решение задач;
-выполнение практических работ;
-проверочные самостоятельные и контрольные работы, диктанты;
-подготовка докладов, рефератов и др.;
-наблюдения, измерения, моделирование, эксперимент;
-аналитико-вычислительные виды самостоятельной работы;
-графические и проектно-конструкторские виды.
Самостоятельная работа учеников в рамках учебно – воспитательного процесса – это учебная работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя. Но выполняется эта работа по заданию педагога и в специально предоставленное для этого время.
Школьники стремятся сознательно достигнуть поставленной в задании цели, прилагая к этому определённые усилия. Этот вид деятельности чрезвычайно важен. Изучением вопроса формирования учебной самостоятельной деятельности занимались учёные К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, Г.И. Щукина и др. [13]. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой из образовательной ступени школы устанавливает требования к личностным результатам школьников, освоивших основную образовательную программу. Таким личностным результатом является развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности [2].
К.Д. Ушинский считал, что лишь самостоятельная работа субъекта создает условия для глубокого овладения знаниями. Педагоги практики всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно. Учитель руководит их работой и направляет её в нужное русло. Самостоятельная работа – это, прежде всего, решение какой-либо учебной задачи. С другой стороны – это форма проявления соответствующей учебной деятельности, при которой задействованы память, мышление, творческое воображение и др.
Самостоятельная работа – это специфический вид учебно-познавательной деятельности, или сочетание нескольких видов. С точки зрения организации самостоятельная работа может быть фронтальной. В этом случае все ученики выполняют одно и то же задание. Самостоятельная работа может быть реализована при работе в группе. Для выполнения учебных заданий учащиеся разбиваются на небольшие группы; парной; индивидуальной.
Р.А. Низамов определяет самостоятельную работу как разнообразные виды индивидуальной и групповой познавательной деятельности учеников, осуществляемой ими на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время [19].
Самостоятельная учебная работа – это такой вид деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика. Это имеет отношение ко всем структурным компонентам урока, от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели.
Это могут быть следующие виды работы:
-поиск знаний;
-его осмысление;
- закрепление полученного знания;
-формирование и развитие умений и навыков;
-обобщение и систематизация знаний.
Традиционную образовательную модель часто называют знаниевой и педагог был в ней чаще всего транслятором. Нельзя говорить, что процесс воспитания не осуществлялся в традиционной образовательной системе, но как таковой проверке на выходе результат воспитания никогда не подвергался.
Нельзя здесь не вспомнить о так называемой триединой образовательной цели, где речь идёт об обучении, воспитании и развитии ребёнка [5]. Ж.Ж. Руссо рассматривал ребенка как самостоятельную личность и склонялся к обеспечению развития его самостоятельности и сообразности природе.
Образование, понимаемое им как освоение опыта и знаний, накопленных человечеством, и воспитание, трактуемое как формирование определенных отношений человека к миру и к самому себе, складываются в самостоятельную науку – философию образования и воспитания.
На основе этой идеи (и многих других) был предложен переход от предметного построения учебного плана школ к комплексному усвоению знаний и формирования УУД. Он также полагал, что полноценное развитие ребенка может происходить только путем соединения производительного труда с физическим развитием и умственным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б.Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2018. — 134 с.
2. Володина, Е.Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 13.13.2024).
4. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 13.13.2024).
5. Джаджиева, О.Е. Проблема развития детского творчества школьников [текст] / О.Е. Джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
6. Данилюк, А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – Москва: Просвещение, 2012. – 32 с.
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2013. – 24 с.
8. Дьячкова, М.А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М.А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – С. 141–149.
9. Елисов, А.В. Нравственное воспитание учащихся на уроке истории [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4261747 (дата обращения 13.13.2024).
10. Ижогина, Т.И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т.И. Ижогина. – Москва: Феникс, 2012. – 125 с.
11. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – 98 с.
12. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 469 c.
13. Левичев, О.Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О.Ф. Левичёв. – Москва, 2011. – 320 с.
14. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре [Текст] / Д.С. Лихачёв. – Москва, 2006. – С. 75-77.
15. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2019. — 423 с.
16. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
17. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2008. - No8. – С.79 – 87.
18. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012. -192с.
19. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
20. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей. Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2011. – 144 с.
21. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013. - 415 с.
22. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. –С. 24-32.
23. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2009. - 206 с.
24. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2010. – 136 с.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.