Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время компьютерные технологии занимают все более значимую роль в образовании младших школьников. Введение компьютеров и интернета в учебный процесс позволяет детям получать доступ к разнообразным информационным ресурсам и использовать их для изучения учебного материала. Это даёт возможность создания интерактивных образовательных программ, которые облегчают процесс обучения и улучшают понимание материала у учащихся.
Актуальность исследования заключается в том, что использование компьютерных технологий в обучении уже давно пошло на пользу младшим школьникам, однако есть ряд проблем, требующих дальнейшего исследования. Одна из таких проблем – балансирование между традиционными учебными методами и компьютерными технологиями. Другая проблема заключается в определении оптимального возраста для начала использования компьютеров в образовательном процессе и в разработке эффективных методов работы с компьютером для детей данного возраста.
Таким образом, определена проблема исследования: обучающиеся младшего школьного возраста нуждаются в дозированном использовании компьютерных технологий.
Цель исследования заключается в изучении роли компьютерных технологий в обучении младших школьников и определении их влияния на усвоение учебного материала..
Объект исследования: компьютерные технологии, применяемые в образовании младших школьников.
Предмет исследования: использование компьютеров в учебном процессе и его влияние на обучение и развитие детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: использование компьютерных технологий в обучении младших школьников способствует улучшению качества обучения, активизирует учебную деятельность и развивает компетенции, необходимые в цифровой эпохе.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) определить особенности компьютерных технологий в обучении младших школьников;
2) исследовать положительное и негативное влияние компьютерных технологий на обучение младших школьников;
3) изучить развитие навыков через компьютерные технологии;
4) рассмотреть методы и рекомендации по использованию компьютерных технологий в обучении младших школьников.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование компьютерных технологий в обучении младших школьников
1.1. Особенности компьютерных технологий в обучении младших школьников
Особенности компьютерных технологий в обучении младших школьников включают в себя несколько ключевых аспектов. Во-первых, компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для визуального и интерактивного обучения, что особенно важно для младших детей, которые еще только начинают учиться и могут иметь ограниченный опыт. Такие технологии позволяют детям взаимодействовать с образовательным материалом, делая его более доступным и интересным.
Во-вторых, компьютерные технологии предоставляют возможность персонализированного обучения, адаптируя учебный процесс к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка. С помощью специализированных программ и приложений дети могут учиться в своем собственном темпе, повторять материалы, если необходимо, и получать обратную связь о своих успехах и прогрессе.
Третьей особенностью компьютерных технологий в обучении младших школьников является их мобильность. Сегодняшние устройства, такие как ноутбуки, планшеты и смартфоны, позволяют детям учиться в любом месте и в любое время. Это особенно полезно для младших школьников, которые могут получать доступ к образовательным ресурсам не только в классе, но и дома или даже во время поездок.
Кроме того, компьютерные технологии предлагают широкий выбор образовательных приложений и программ, которые могут помочь младшим школьникам в изучении различных предметов. Они могут предлагать интерактивные игры и задания, специальные упражнения на развитие навыков чтения, письма и математики, а также обучающие видео и аудиоматериалы.
Однако, несмотря на все преимущества компьютерных технологий в обучении младших школьников, важно помнить о их ограничениях и о том, что они не заменяют традиционные методы обучения и взаимодействия с учителем и сверстниками. Компьютерные технологии должны быть умело интегрированы в учебный процесс, с учетом специфических потребностей каждого ребенка и при поддержке взрослого, чтобы создать полноценную и эффективную образовательную среду.
Компьютерные технологии в обучении младших школьников имеют ряд особенностей, которые помогают разнообразить и обогатить учебный процесс. Во-первых, они позволяют работать с информацией в интерактивном формате, что способствует лучшему усвоению материала. Вместо традиционных учебников и печатных материалов, дети могут использовать электронные учебники, энциклопедии, приложения и игры, которые помогают им понять и запомнить информацию с большей эффективностью.
Примеры применения компьютерных технологий в обучении младших школьников могут быть следующими:
1. Интерактивные уроки: компьютерные программы и онлайн-платформы предлагают интерактивные уроки, которые помогают детям на практике применить полученные знания. Например, они могут решать математические задачи на компьютере, растворять химические элементы или составлять предложения на иностранном языке.
2. Образовательные игры: существует множество образовательных игр, которые помогают детям учиться и развиваться в игровой форме. Такие игры развивают логическое мышление, внимательность, память и другие навыки. Например, дети могут играть в математические игры, головоломки, шахматы или даже языковые игры для изучения английского.
3. Виртуальные эксперименты: с помощью компьютерных технологий дети могут проводить виртуальные эксперименты, например, в области физики, химии или биологии. Это позволяет им лучше понять и запомнить основные принципы и законы данных наук, а также развивает исследовательские навыки.
4. Обучение программированию: компьютерные технологии также позволяют детям изучать основы программирования и логического мышления. Существуют специальные платформы, которые предлагают игровые задания на программирование для младших школьников. Это помогает им развивать алгоритмическое мышление, креативность и решать задачи.
5. Видеоуроки и онлайн-курсы: младшие школьники могут смотреть обучающие видеоуроки или записи лекций онлайн. Это дает им возможность учиться самостоятельно и гибко, по своему графику.
Видеоуроки по учебным предметам для обучающихся 1 – 4 классов размещены на таких образовательных платформах, как «Российская электронная школа», «Яндекс – Учебник», «Учи.Ру» и другие.
Детский центр «Учи.Ру» предлагает школьникам 7 – 12 лет онлайн – курс «Кружок программирования» с возможностью освоить 3D – моделирование, научиться создавать многоуровневые игры и приложения. Для обучающихся старше 10 лет актуальным является обучение программированию с нуля в системе КуМир, так как данная система используется на уроках информатики в основной школе, создание алгоритма в формате программы КуМир включено в задания основного государственного экзамена по информатике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азова, О. Решение проблем обучения с помощью информационных технологий / О. Азова // Первое сентября. Серия: Здоровье детей. – 2015. – № 3. – С. 34–35
2. Авдеева, С. Цифровые ресурсы в учебном процессе // Нар. образование. – 2008. - №1. – С.176.
3. Анохин, С. Возможности применения технологий Интернета в образовании // Нар. образование.- 2006.- №5.- С. 157-159.
4. Бобровская, Т. Системный подход: Информационные технологии в воспитательном процессе // ИКТ в образовании. – 2007. - №9. – С.7.
5. Болотов В.А. О дистанционном образовании. // Информатика и образование, №1, 2005.
6. Буняев М. Подготовка учителя - решение проблемы информатизации. // Информатика и образование, №4, 2006.
7. Власова Ю.Ю., Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, №1, 2005.
8. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии, №6, 2005.
9. Гриценко В.И. Применение компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. К., 1997
10. Гузеев В. Работа группами с компьютерной поддержкой. // Информатика и образование, №1, 2001.
11. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Пед. технологии.- 2004.- №2.- С. 32-37.
12. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий. // Информационные технологии, №6, 2003.
13. Донской М.В. Мультимедиа - очередной миф или реальность? // Мир ПК, №4, 2003. Евреинов Э.В., Каймин В.А., Международный пилотный прект в области дистанционного образования. // Информатика и машиностроение №2 (апрель-май-июнь), 2005, издательство "Вираж-центр".
14. Ездов А.А. Новые технологии проведения школьного естественнонаучного эксперимента. // Информатика и образование, №4, 2000.
15. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Индивидуальность школьника и компьютеры, Издательство "Знание", М., 1990.
16. Заболотская И.В., Терентьева Н.А. Новые информационные технологии в музыкальном образовании. // Проблемы информатизации, №4, 2007.
17. Зайцев С.Г., Новые информационные технологии в образовании и управлении учебным заведением. // Компьютеры в учебном процессе, №8, август 2006
18. Матрос, Ш.Б. и др. Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий // Завуч.- 2000.- №7.- С.27-34.