Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у учащихся средней школы
1.1. Понятие патриотизма
В словаре С. И. Ожегова слово «патриотизм» связано с Французской революцией. «Патриотизм» связан с Французской революцией и означает «человека, который любит свою страну, предан своему народу и готов идти на жертвы в интересах страны» [14, с. 296].
Правовой основой патриотического воспитания в данный период является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формирование чувств любви, уважения и преданности - одна из важнейших основ патриотизма.
В словаре В.И. Даля значение этого слова объясняется так: «Патриот - любитель родины, ревнитель за родину, любитель отечества, патриот».
Также в словаре русского языка С.И. Ожегова: «Патриотизм - преданность и любовь к родине и ее народу» [7, с. 56].
Патриотическое воспитание направлено на формирование и воспитание достойных граждан общества и истинных патриотов, включая социальный, нравственный, целевой, функциональный, организационный и многие другие аспекты. Патриотическое воспитание многогранно и всеохватно, поэтому охватывает многие аспекты социокультурного и исторического развития, а также новые черты современного общества.
Новые черты общества. Это воспитание охватывает и объединяет самые разные поколения.
С одной стороны, оно имеет социальное, политическое и экономическое измерение, а также духовное и культурное.
Патриотизм гармонично сочетает в себе лучшие национальные традиции народа и преданность служению Родине.
Патриотическое воспитание является основополагающим социальным фактором консолидации российского государства, укрепления российского общества, обеспечения национальной безопасности, реализации гражданской идентичности народа с Россией, определения стратегии инновационного развития России. Идеалы, ценности и смыслы российского патриотизма составляют основу для разработки современных моделей и механизмов формирования у современных российских граждан опыта служения Отечеству и, в частности, готовности к его защите [15, с. 89].
Система патриотического воспитания граждан Российской Федерации является многоуровневой (федеральной, региональной и муниципальной), ее субъекты взаимодействуют друг с другом, устанавливая устойчивые связи и отношения на основе принципов социального партнерства и государственно-общественного управления.
Субъектами патриотического воспитания являются органы государственного управления, образовательные организации и учреждения.
Объектами патриотического воспитания являются органы государственного управления, образовательные учреждения, организации культуры и молодежной политики, общественные институты. Субъектами патриотического воспитания являются население Российской Федерации всех возрастов, учебные и производственные коллективы, творческие союзы и общественные организации. Проблема патриотического воспитания граждан Российской Федерации заключается в том, что в условиях второго десятилетия XXI века дальнейшее развитие патриотического воспитания как системы и социального института должно способствовать укреплению российского общества, усилению национальной безопасности и формированию идентичности российских граждан, что является фундаментальной задачей государственной политики на ближайшие десятилетия. Об этом говорится в [21, с. 59].
Патриотическое воспитание направлено на формирование и воспитание достойных граждан общества и истинных патриотов, включая социальный, нравственный, целевой, функциональный, организационный и многие другие аспекты. Патриотическое воспитание многогранно и всеохватно, поэтому охватывает многие аспекты социокультурного и исторического развития, а также новые черты современного общества. Это воспитание включает в себя как социальные, политические и экономические аспекты, так и духовные и культурные.
По мнению выдающегося педагога Г. Песталоцци, патриотическое воспитание ведет к формированию «благородных добродетелей и отношения заботы о других», развитие чувства долга и ответственности - главное направление патриотического воспитания, которое должно начинаться с раннего детства [14, с. 63].
К.Д. Ушинский в своей работе писал, что патриотизм и патриотические эмоции являются очень важными элементами в воспитании подрастающего поколения.
Эмоции - очень важный элемент в воспитании подрастающего поколения, и один из способов воспитания - предоставление ему необходимой информации. Как нет человека, который бы не любил себя, так нет человека, который бы не любил свою родину, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к человеческому сердцу и является могучей поддержкой в борьбе с дурными наклонностями, заложенными в человеке, личными, семейными и родовыми» [16, с. 160].
Л.Н. Толстой высоко отзывался о патриотическом воспитании. Из всех наук, которыми должно овладеть человечество, самая важная есть наука жизни, наука делать как можно меньше зла и как можно больше добра» [2, с. 96].
В.Г. Белинский пишет, что одной из главных задач воспитания является развитие в детях патриотизма. Любовь к отечеству означает горячее желание осуществить идеалы человечества в своей стране и всеми силами содействовать их осуществлению» [10]. Патриотическое воспитание - многогранный процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллатипов, Р.Г. Феномен патриотизма в условиях рынка [Текст] / Р. Г. Абдуллатипов. – М: Знание, 2011. –234 с.
2. Агапова, И.А. Мы –патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия : 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] //Человек и образование. -2012. -No 1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П.Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
6. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. -С. 17 -20.
7. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М. : Просвещение, 2016. –375с.
8. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст]/ А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2017. - No 4. -С. 18 -22.
9. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] /Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. –М., 2006. -192с.
10. Белинский, В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. [Текст] / Ред. коллегия:Н.Ф. Бельчиков и др. -М.: АН СССР, 1954. -Т.4. -676 с.
11. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы в школе [Текст]/ Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Н. И. Болдырев.-М. : Просвещение,
2014. -223 с.
12. Большая советская энциклопедия [Текст]/ Т. 19. –3‐е изд. –М.: Сов.энцикл., 2005. –647 с.
13. Бондаренко, Е.А. Путешествие в мир кино [Текст]/ Е. А. Бондаренко. -Москва : ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. -256с.
14. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст]: Учеб.пособие. – Ростов – на- Дону: РГПИ, 2014. –19с.
15. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. –Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с. (6 п.л.)
16. Вагурина, С.Д.Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II. [Текст]: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / С.Д. Вагурина, Н.М. Савина, С.В. Строка. – Белгород: БелРИПКППС – 2015. –86 с.
17. Виноградова, Н.Д. Привычка -основа нравственного воспитания. [Текст]// Педагогика. – 2017. -No5. -С. 91-96.
18. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст]. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2016. -172 с.
19. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко- культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
20. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»[Электронный ресурс]. URL
:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149 (дата обращения: 21.09.2018).
21. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. [Текст]
/ В. И. Даль. Т. 1 -М.: Русский язык, 2016. -925