Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В задачи современного образования входит развитие субъекта как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог, в соответствии с требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
В современной образовательной среде принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Коммуникативная компетентность школьника является одной из наиболее значимой компетентности. ФГОС для каждого образовательного уровня, помимо предметных результатов регламентирует формирование результатов метапредметных, которые представлены различными группами универсальных учебных действий (УУД), в частности, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. Инновационные педагогические технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить педагогу формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Одной из значимой компетенции школьника является коммуникативная компетенция. О ней можно говорить, как об устойчивом навыке субъекта продуктивно общаться с окружающими. На уроках это может проявляться как познавательная активность субъекта и продуктивное взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых и коллективных методов обучения можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности, что позволит говорить об успешном формировании коммуникативной компетенции на уроках в школе.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий, с учётом их сущности и особенностями.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников на уроках.
Предмет исследования: средства и способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников на уроках.
Задачи:
1. Провести анализ понятия коммуникативные универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть средства и способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в общеобразовательной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий в общеобразовательной школе.
4. Предложить методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в общеобразовательной школе.
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий
1.1. Анализ понятия коммуникативные универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС
Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование всех универсальных учебных действий, которые сегодня регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени.
Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования предусмотрено повышение качества образовательного процесса. При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых методов обучения и формирования у школьников предметных и метапредметных результатов можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности.
Применение групповых форм работы в учебно – воспитательном процессе, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех учеников, не зависимо от их возраста [6].
Познавательный интерес и активность детей формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают в готовом виде, то в системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС, они должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике.
Наличие познавательных способностей, в том числе, способности к продуктивным коммуникациям позволяет школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность при работе в ученических группах позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Под коммуникативной компетенцией понимают способность порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, в том числе, стили, типы речи, строение описания, рассуждения, способы связи предложений в тексте, сформированные умения и навыки анализа текста и др. [10].
Понятие коммуникативная компетенция – это не одно и то же, что понятие коммуникативная компетентность, но любая коммуникативная компетенция будет являться составной частью коммуникативной компетентности субъекта.
Под коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД) понимают совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников.
К коммуникативным УУД относят:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и др.
Так, или иначе, это всё можно отнести к понятию коммуникативная компетенция. Познавательная активность школьников выступает здесь как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях и общении [7].
Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий, в том числе, как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или их умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, И.В. Культура речи в контексте других образовательных дисциплин [Текст] / А.И. Авдеева, А.А. Зайцев, Н.Б. Колесова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - No2 (02). – с. 87 – 88.
2. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст] / Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ. - 2018. – 156 с.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2012. - 320 с.
4. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2015. - No 4. – С. 3 – 11.
5. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2016. – 415 с.
7. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 29.03.2024).
8. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2015. – 20 с.
9. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
10. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
11. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 29.03.2024).
12. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2016. – 25 с.
13. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 29.03.2024).
14. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
15. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 185 - 190.
16. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
17. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
19. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 180 – 185.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2014. – 590 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
22. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
23. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
24. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
25. Сазанова, Н.В. Развитие коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://natalija.novki-shkola.ru/li4n-rez-shk.html (дата обращения: 29.03.2024).