Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ТОК-ШОУ К СЪЕМКЕ
1.1. Особенности съемки ток-шоу
В разговорных передачах экранное действие раскрывается через общение, поэтому в них слово преобладает над изображением. Происходит как бы телевизионный диалог (или полилог) героев в студии и одновременно их взаимоотношение со зрительской аудиторией, от которой они получают обратную связь. Успех любого ток-шоу зависит от наличия следующих составляющих:
актуальность темы – непременное условие успеха для передачи формата ток-шоу;
дискуссионность темы – наличие, как минимум, двух точек зрения на одну проблему;
продуманная роль ведущего;
гости, эксперты и зрители в студии; распределение их ролей в программе;
интерактивность (вопросы зрительного зала, голосования аудитории в студии, звонки в студию и т.д.).
Большую роль также играет оформление студии, заставка программы и музыкальное сопровождение; регулярность выхода программы в эфир; наличие самостоятельных видеосюжетов, задающих тему дискуссии в студии, или видекомментариев по сути проблемы; использование дополнительных телевизионных площадок – посредством прямых включений или телемостов. Процесс создания разговорной передачи традиционно делится на несколько этапов:
подготовительный,
съемочный,
монтажно-тонировочный.
Подготовительному этапу, который часто называют препродакшн, необходимо уделить особое внимание. Для начала нужно определиться с основной темой передачи. В этом отношении очень помогает планерка (летучка), на которой в формате мозгового штурма интересную и злободневную тему найти намного проще, чем поодиночке. В тех ток-шоу, что вы видите по главным телеканалам страны, поиском тем и «горячих» новостей в большинстве случаев занимается целая бригада редакторов. Новости ищут и на сайтах СМИ, и на различных тематических форумах, и в социальных сетях. При этом поиском новостей бригада каждого конкретного выпуска часто начинает заниматься за несколько дней до эфира. После того, как тема придумана и утверждена, разрабатывается концепция выпуска – короткий вариант сценария, общее описание того, что предполагается снимать. Концепция утверждается главным редактором или шеф-редактором – в зависимости от того, как организована работа над программой. Без этого могут возникнуть сложности на следующем этапе – этапе написании сценария. Как мы с вами уже выяснили, проблемы, поднимаемые в эфире, должны быть дискуссионными, то есть подразумевать наличие нескольких точек зрения на один и тот же вопрос. Именно полемичность разговора обеспечивает эффектное эфирное действие (собственно, само шоу). Для каждого участника ток-шоу обычно заранее подбирается определенная роль в передаче. Именно ролевые функции героев, их идеологии, создают образ выпуска, драматизируют проблематику, создают конфликт в студии, а, следовательно, держат зрителя в напряжении. Ведущий передачи часто берет на себя роль автора, а приглашенный эксперт, разбирающийся в проблеме выпуска, выполняет роль значимой персоны. Герои могут находится в определенном продуманном образе или выполнять 66 какие-то отведенные им функции – например, представлять заранее согласованную с ними точку зрения.
Сценарий ток-шоу – это последовательное изложение его сюжета. В сценарии важно определить круг проблем, которые будут обсуждаться в рамках выбранной темы, а также четко прописать, как они могут быть представлены, – очертить проблемные контексты. Каждый участник ток-шоу должен представлять определенную точку зрения. Чем больше разных взглядов на проблему вы сможете представить, тем интереснее получится программа. Поэтому при написании сценария обычно становится понятно, сколько героев необходимо пригласить на программу. Круг героев ток-шоу может быть самым разнообразным: и известные личности (спортсмены, музыканты, журналисты, блогеры), и обычные люди, которые внезапно чемто прославились или сделали что-то интересное (например, сняли видео, набравшее 68 рекордное количество лайков за короткое время), и, конечно же, те, кто просто интересен своим родом деятельности, поступками, мыслями, образом жизни.
Количество гостей зависит от продолжительности передачи: чаще всего одна смысловая часть занимает 15 минут. Раз в 15 минут в сюжет хорошо вводить новых героев или раскрывать новые аспекты темы в соответствии с общей драматургией программы. Поиском гостей занимается редактор или продюсер по гостям – на разных каналах эти должности называют по-разному. Он не просто находит нужных героев, но и уговаривает их принять участие в передаче. На каждого героя обязательно заранее составляется или даже записывается профайл – небольшое резюме, которое содержит краткое описание персонажа (кто он и чем он интересен в рамках данной передачи). Когда герой программы не может приехать на съемки в студию, то хорошим решением является предварительная запись интервью с ним – дома или на работе. Кстати, при написании сценария вы также сможете понять, какие специалисты съемочной группы потребуются для подготовки программы и сколько рабочих смен у них будет. К примеру, если мы будем снимать небольшую сцену с приглашенным экспертом, то, скорее всего, нам понадобится как минимум 2 камеры, а, значит, и 2 оператора, которые будут с ними работать: одна камера будет постоянно направлена на гостя, а вторая – на журналистов или аудиторию. Сразу стоит подумать и о том, какие элементы будет включать программа. Допустим, тема затрагивает неоднозначный вопрос, по которому у школьников еще не сложилось определенного мнения: к примеру, полный переход на электронные учебники. В этом случае можно поручить одному из корреспондентов записать стрит-ток: опросить ребят из разных классов, как они относятся к этому вопросу, а на самой передаче уже показать смонтированные мнения учеников. Необходимо также заранее продумать, будут ли в программе показаны отдельные сюжеты или репортажи, освещающие определенную проблему, комментарии экспертов или высказывания друзей героя. Если – да, то их также необходимо снять и смонтировать заранее.
В ходе написания сценария становится ясно и то, нужно ли искать какие-либо дополнительные видео- или аудиоматериалы. Иногда могут потребоваться фрагменты архивных интервью одного из участников программы, записей концертов или кинофильмов – в этом случае необходимо заблаговременно подобрать небольшой «кусок», подходящий для вставки в передачу. Подобные задачи всегда заранее распределяются между редакторами программы именно на стадии подготовки сценария. Когда информация о будущем выпуске программы собрана воедино, все элементы определены и ясно, кто за что отвечает, прописывается текст ведущего и вопросы, которые он будет задавать приглашенным гостям, экспертам, аудитории.
Как и любая телевизионная передача, разговорное шоу строится по определенным канонам – соблюдает законы жанра и драматургии. Драматургия разговорной передачи – это тот каркас, который определяет количество смысловых частей программы, то, какие гости и в какой последовательности появятся в студии, какие вопросы задаст ведущий и что из отснятого материала пойдет в эфир. Драматургия позволяет управлять вниманием аудитории, удерживать интерес, контролировать эмоции зрителей. Например, ведущий то нагнетает обстановку, то разряжает ее.
Каноны драматургии предполагают наличие следующих элементов: экспозиции, завязки, конфликта, кульминации и развязки. Экспозиция – своего рода анонс, разжигание интереса к дальнейшему просмотру. Во многих разговорных передачах в этой части присутствует вопрос, в котором скрывается некоторая интрига. Вопросом ведущий привлекает внимание, потому что телезрителю невольно хочется узнать ответ, который он получит в конце программы.
Завязка – то, с чего начинается история, с чего завязывается конфликт (если это дискуссия). Это может быть первое яркое высказывание героя передачи или какойто его поступок. Главная задача завязки – заинтриговать зрителя. Зачастую в этой части присутствуют видеофрагменты, подтверждающие или опровергающие слова героев передачи. Происходит постепенный накал эмоций, ведущий задает провокационные вопросы:
как это могло случиться?
почему это произошло?
как люди оказались в такой ситуации?
Если вопрос поставлен остро, полемично, дерзко, то он вызывает у зрителей отклик и интерес к предстоящему рассказу.
Конфликт – в этой части передачи ситуация (или непосредственно конфликт) развивается, на сцену выводятся эксперты, противостояние усиливается. Здесь в концентрированной форме подается все, что способно привлечь аудиторию. Наблюдая за реакцией зрителей в студии, ведущий может понять, когда они теряют интерес. В таких случаях прямо во время трансляции ток-шоу конфликт может быть специально «навязан» ведущим с помощью вопросов к героям или экспертам.
Кульминация – точка максимального напряжения в передаче, самый острый момент, яркие эмоции приглашенных героев, и, как следствие, наивысший интерес зрителей. Кульминация часто совпадает с развязкой произошедшего на ток-шоу (в результате развития основного конфликта во взаимоотношениях действующих лиц). Впрочем, разрешение конфликта на программе происходит далеко не всегда: иногда конфликт остается неразрешенным. В такой ситуации ведущий обычно произносит: «Мы будем следить за развитием событий», или же сценарий предусматривает «открытый конец», предоставляя зрителям самим додумать, чем закончится эта история или какие можно сделать из нее выводы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. - М.: Издательство МГУ, 2023. - 272 c.
2. Баканов Р.П. «Книга жалоб» на телевидение. Эволюция газетной телевизионной критики в Российской Федерации 1991-2000 годов. - Казань: Казанский государственный университет им.В.И. Ульянова-Ленина, 2017. - 297 с.
3. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. - М.: Аспект пресс, 2021. - 192 c.
4. Бакшин, В. В. Основы журналистики / В.В. Бакшин. - М.: Флинта, Наука, 2019. - 131 c.
5. Баранова, Т. Г. Библиотечная Жизнь Кузбасса: Сборник. Вып. 2 (36) / Т.Г. Баранова. - Москва: ИЛ, 2018. - 164 c.
6. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации. Учебник / С.М. Виноградова, Г.С. Мельник. - М.: Юрайт, 2019. - 512 c.
7. Ворошилов, В. В. История журналистики России. Конспект лекций / В.В. Ворошилов. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2022. - 920 c.
8. Ганапольский М.Ю. Кисло-сладкая журналистика. М.: АСТ, Зебра Е, - 2018. - 416 с.
9. Головин, Юрий Алексеевич; Колпаков Л. В. Актуальные Проблемы Современной Науки И Журналистика: Учебная Программа По Специальности 030601 «Журналистика» / Головин Юрий Алексеевич; Л. В. Колпаков. - Москва: Машиностроение, 2021. - 859 c.
10. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов / - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2016. -190 с.
11. Жирков, Г.В. Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков / Г.В. Жирков. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), 2023. - 681 c.
12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., - 2016. - 320 с.
13. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. - 192 с.
14. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, - 2015. - 272 с.
15. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие. М.: изд-во Московский университет, -2014. - 400 с.
16. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: «Аспект Пресс», - 2016. - 240 с.
17. Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., - 2018. - 79 с.
18. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики: Учебное пособие / Т. В. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 224 с.
19. Лозовский Б.Н. Методы сбора информации// Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. Корконосенко С.Г. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, -2016. - 272 с.