Фрагмент для ознакомления
2
Формирование потребности и способности к самостоятельному обучению, непрерывному образованию и самовоспитанию у школьников является важной стратегической задачей современной российской школы. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования определяет основные цели образования, одна из которых направлена на формирование личности учащегося, творческих способностей, интереса к учебе, стремления и умения учиться. Невозможно решить эту проблему, не вызвав у обучающихся постоянного любопытства и желания узнавать что-то новое. От этого зависит будущая успешность школьников не только в школьные годы, но и в дальнейшем.
В настоящее время проблема интереса как важного стимула формирования личности привлекает внимание как исследователей, так и педагогов-практиков, занимающихся поиском эффективных методов и мероприятий развивающего обучения.
Познавательный интерес - интегральное качество человека, имеющее сложную структуру, включающую отдельные психические процессы (психические, эмоциональные, регулятивные) и объективно-субъективную связь человека с миром, выражающуюся в отношениях. Ребенок понимает, что его интересует основной процесс деятельности, потому что сильнейшим мотивом обучения является познавательный интерес, который активно связан с системой ценностных ориентаций, целей, результатов труда, отражает все компоненты личности.
Педагогической наукой и практикой накоплен большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные способности школьников. Большой вклад в решение этой проблемы внесли психологи и педагоги: Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.О. Данилов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и другие.
Несмотря на то, что проблема познавательного интереса у школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой.
Актуальность исследования определяется тем, что в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Из этого можно сделать вывод, что ФГОС НОО обозначает развитие познавательного интереса, как одну из центральных педагогических целей, от которой зависит основной результат образования.
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы по теме исследования подтверждает необходимость преодоления противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности школьников на уроках окружающего мира в учебно-воспитательном процессе и недостаточным вниманием к решению этого вопроса в существующей образовательной практике школы.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования объясняется с нескольких сторон:
- социальной – требования к конкретизации результатов обучения выпускников школ предопределяют усложнение процесса обучения, расширение содержания и методов оценки знаний. В результате чего уровень знаний обучающихся в пределах одного класса значительно варьирует;
- педагогической – в настоящее время заметно не только снижение уровня знаний обучающихся, но и пониженной мотивация к обучению. Такая ситуация порождает необходимость личностно-ориентированной модели обучения. Ориентация на знания учащихся, их склонности к учению, личностных возможностях;
- методической – процесс обучения должен быть организован так, чтобы максимально реализовать возможности каждого. Поэтому в рамках урока необходимо использовать различные средства развития познавательного интереса.
Проблема исследования: каковы условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования – выявить условия развития познавательного интереса у обучающихся 3 класса на уроках окружающего мира.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса обучающихся 3 класса на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические методы и условия развития познавательного интереса у обучающихся 3 класса на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «познавательный интерес»;
2. Описать особенности познавательного интереса в младшем школьном возрасте;
3. Описать цели и задачи изучения учебного предмета «Окружающий мир»; ЗАЧЕМ НАМ ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА
4. Выделить условия (МОЖЕТ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ) развития познавательного интереса у обучающихся 3 класса на уроках окружающего мира.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор, анализ психолого-педагогической, нормативной, методической литературы по теме исследования.
Базовые понятия, используемые в курсовой работе: познавательный интерес, младший школьник, «Окружающий мир», педагогические условия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
2. Алексеев, А.Н. Современный справочник / А.Н. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – Москва: Просвещение, 2014 г. – 256 с.
3. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе : лекции 5–8. Москва : «Первое сентября», 2008. 68 с.
4. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – Москва, 2018. – 75 с.
5. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2020. – 127 с.
6. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте при изучении предмета «Окружающий мир»: автореф. канд. псих. наук. Москва, 2009. 254 с.
7. Громова, В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов, 2013. – 120 с.
8. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – Москва: 2018. – 345 с.
9. Денисов, А.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / А.Е. Денисов, В.М. Казанский.— Киев, «Вища школа», 1982.— 52 с.
10. Занъко, С.Ф. Игра и ученье. / С.Ф. Занько. – Москва: Просвещение, 2016. – 226 с.
11. Ильин, В.С. Формирование познавательных потребностей у школьников / В. С. Ильин, С. В. Петриченко, З. С. Яковлева; М-во просвещения РСФСР. Рост. н/Д гос. пед. ин-т. – Ростов-на-Дону : [б. и.], 1969. - 54 с.
12. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Санкт-Петербург, 2018.– С.55.
13. Машарова, В. А. Познавательный интерес школьников с позиции современности / В. А. Машарова // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2008. – № 2. – С. 1238.
14. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – Москва: Просвещение, 1997. – 95 с.
15. Редченко, И. М. Познавательный интерес как средство активизации познавательной деятельности / И. М. Редченко, О. В. Ивасева // Наука и знание: векторы развития конкурентоспособности общества, науки и бизнеса. Материалы XVII международной научнопрактической конференции / Под общей редакцией В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. – 2015. – С. 211-217.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Минск, 2001.
17. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : Кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - Москва : Просвещение, 1988. – 173 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — Москва: Просвещение, 2021 — 31 с.
19. Харламов, И.Ф. Активизация учения школьников : дидактические очерки / И. Ф. Харламов. - Минск : Нар. асвета, 1970. - 158 с.
20. Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников на уроках «Окружающего мира»: автореф. канд. псих. Наук. Якутск, 2012. 238 с.
21. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина, д-р пед. наук. - Москва : Знание, 1972. - 32 с.
22. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 2018.