Фрагмент для ознакомления
2
В процессе жизнедеятельности для каждого человека важным является ориентироваться в пространстве и времени: осознавать положение собственного тела относительно других объектов, определять расположение объектов, определять их форму, размеры, расстояние между ними, части суток. Сформированные пространственно-временные представления, являющиеся основой высших психических функций. Важнейшее значение данные представления играют в процессе обучения детей чтению и письму.
Актуальность темы заключается в том, что значительное число младших школьников, только начинающих обучение в школе, характеризуется наличием у них специфических ошибок письма и чтения, связанных с нарушениями пространственно-временных представлений, что связано с недостатком внимания к развитию данных функций в период их дошкольного детства. Данная проблема особенно возрастает в случае, если у детей отмечаются различные нарушения развития, в частности, тяжелые нарушения речи.
Трудности формирования пространственно-временных представлений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи оказывает негативное влияние на обучение в школе, а в будущем отразятся на успешности обучения практически по всем школьным предметам, появлении школьной дезадаптации, стойкому нежеланию учащихся посещать школу.
Исследования Т.В. Волосовец, В.К. Воробьевой, Т.Б. Филичевой и других авторов показали, что при тяжёлых нарушениях речи дети испытывают существенные сложности овладения пространственно-временными представлениями, причем, сложности остаются у некоторых детей и в среднем школьном возрасте, отражаясь на наличии оптических ошибок на письме и сложностях овладения чтением.
Изучение особенностей временных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи обуславливается обнаруживаемыми у них нарушениями вербализации и понимания этих отношений, носящими выраженный и устойчивый характер и сохраняющимися у них в младшем и школьном возрасте, препятствуя полноценному речевому и психическому развитию детей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. А между тем данное умение позволяет ребенку успешно обучаться в школе, а также удовлетворять свои потребности в познавательной и коммуникативной сфере. Данный факт свидетельствует о крайней важности своевременной диагностики и грамотно подобранных коррекционных мер для детей с отклоняющимся развитием.
Таким образом, проблема поиска эффективных форм и методов работы по формированию пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи представляет особую важность, но для этого существует насущная необходимость постоянного мониторинга состояния данных представлений у детей в современных условиях.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально выявить нарушения пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Объект исследования – формирование пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Предмет исследования – нарушения пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «пространственно-временные представления» в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть особенности формирования пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
3. Подобрать методики диагностики уровня сформированности пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
4. Провести анализ результатов экспериментальной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды авторов в области:
- сущности понятия и онтогенеза развития пространственно-временных представлений у детей (Б.Г. Ананьев, М.В. Иванов, А.Р. Лурия, Л.В. Морозова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и др.), позволивших раскрыть компоненты диагностики уровня сформированности пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста;
- дизонтогенеза, особенностях нарушений психической и речевой деятельности у младших школьников с нарушениями речи (Ю.В. Блохина, О.В. Елецкая, О.Ю. Иншакова, А.О. Сухомлинова и др.).
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез психолого-педагогической, коррекционной, периодической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап), диагностика, методы качественного и количественного анализа результатов.
База исследования.
В исследовании приняло участие 24 обучающихся 1 класса.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные в ходе диагностики результаты уровня сформированности пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи могут быть использованы классными руководителями, логопедами, дефектологами в работе с обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Понятие о пространственно-временных представлениях
Видение окружающего мира человеком осуществляется в процессе зрительных ощущений и зрительного восприятия. В отличие от восприятия зрительные ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов и явлений, а в результате действия зрительного анализатора осуществляется акт зрительного восприятия окружающей обстановки. Посредством сложных фотохимических процессов информация поступает от сетчатки глаза в кору головного мозга, где происходит анализ и синтез восприятий и ощущений зрения, осуществляется взаимосвязь с другими анализаторами, посредством которых человек имеет возможность воспринимать окружающую его среду [1].
Ведущим анализатором сложной нервно-рецепторной системы, с помощью которой человек воспринимает около 80% информации, является именно зрение. Человеческий глаз являются воспринимающим, отражающим и анализирующим органом который является (во взаимосвязи с другими видами восприятия) основой развития познания человека. В связи с чем особенную важность представляет собой зрительно-пространственные представления и зрительно-пространственное восприятие. Значительное внимание исследования зрительного анализатора уделяли Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, отмечая его важность в первый год жизни ребенка [20].
Представления понимаются как наглядные образы явлений и предметов, возникающие на основе имеющегося опыта по ощущениям и восприятиям при воспроизведении их в памяти, а также при создании новых образов в результате их преобразования и комбинирования (представления воображения) [1].
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [13].
Суть предложения – воспроизводить то, что произошло в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это отражение памяти, т.е. идеи формируются на основе непосредственного восприятия предмета или явления в прошлом. Во-вторых, это продукты деятельности воображения. Представление посредством воображения формируется на основе информации, полученной в прошлом восприятии и ее творческой переработки. Чем богаче опыт, тем ярче и полнее идея [13].
Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Причем они необходимы не только для процессов памяти или воображения, но и для всех психических процессов, поддерживающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления и письма всегда связаны с представлениями, а также с памятью, хранящей информацию и посредством которой генерируются идеи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 296 с.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – Москва : Просвещение, 1964. – 304 с.
3. Ананьев, Б.Г. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко, Ф.Н. Шемякин // Вопросы психологии. – 1968. - №4
4. Анохин, П. К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / П. К. Анохин. – Москва : Медицина, 1998. – 400 с.
5. Бибичева, Н.В. Проблема развития временных представлений у младших школьников с нормотипичным развитием и тяжелыми нарушениями речи / Н.В. Бибичева // Репозиторий ВГУ. – 2020. – С. 12-13.
6. Блохина, Ю.А. Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями // Вестник Шадринского государственного университета. № 3 (43). - 2019.
7. Брюховских, Л. А. Формирование пространственной лексики у младших школьников с задержкой психического развития / Л. А. Брюховских, К. М. Валецкая, Д. В. Нестерова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: Сборник трудов по материалам II Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 10 октября 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2020.– С. 116 – 125.
8. Брюховских, Л. А. Недоразвитие пространных представлений и понимания логико-грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией / Л. А. Брюховских // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2008. – № 1. – С. 106 – 111.
9. Елецкая, О. В. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская //Логопед. – 2020. –№ 2. – С.92-103.
10. Жулина, Е.В. Нарушение лексики, отражающей временные представления дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, К.О. Хлебникова // Проблемы современного педагогического образования. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». – 2018. –№ 4. – С. 103–106
11. Заглядкина, О. Д. Формирование временных представлений у дошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность / О. Д. Заглядкина // Дошкольная педагогика. – 2019. – N 8. – С.20-21
12. Зайцева, Л. А. Коррекция зрительного восприятия у детей с ОНР / Л. А. Зайцева, Т.В. Горудко // Дефектология, 2003. – № 1. – С. 1327.
13. Иванов, М.В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии / М.В. Иванов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012. - № 28. – с. 245 – 248.
14. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у дошкольников и старших дошкольников /О. Б. Иншакова, А.М. Колесникова. – Москва : В. Секачев, 2021. - 86 с.
15. Иншакова, О.Б., Колесникова, А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. – М.В. Секачев, 2006 – 80 с.
16. Канищева, Н. В. Особенности формирования пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.В. Канищева, Ю.В. Синегубова, О.А. Попова, О.И. Павлова // Актуальные исследования. 2021. №45 (72). С. 104-106. URL: https://apni.ru/article/3146-osobennosti-formirovaniya-prostranstvennikh (дата обращения: 07.03.2024)
17. Кравцова, Н. А. Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста / Н. А. Кравцова, А. В. Катасонова // Психологическая наука и образование, 2011. – № 2. – С. 91-100.
18. Кучеренко, С. И. Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ОНР / С. И. Кучеренко // Психология и педагогика XXI века, 2019. – С. 118-121.
19. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ / Е. Н. Лебеденко. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 - 80с.
20. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А .Р. Лурия. – Москва : Академия, 2003. – 384 с.
21. Манелис, Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. -1997. № 3. - Т. 4. - С. 25-37.
22. Макарова, В.Н., Фандеева, Т.А. / Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений и языковых средств их выражения // Ученые записки Орловского государственного университета. № 1(74), 2017, с. 173 – 176
23. Медведева, Е. Ю. К вопросу о коррекции и развитии пространственных представлений у дошкольников с ОНР / Е. Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Балтийский гуманитарный журнал, 2019. – Т. 8. – № 3 (28). – С. 89-92.
24. Мишенева, Л.Н. ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ОТЛИЧИЕ ОТ ДЕТЕЙ С ЗПР / Л.Н. Мишенева, А.А. Белисова, С.В. Васерман, Е.А. Кроштанова, Н. И. Николаева // Теория и практика современной науки. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vremennyh-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-rechi-v-otlichie-ot-detey-s-zpr (дата обращения: 08.03.2024).
25. Морозова, Л. В. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей 5,0-7,5 лет : автореферат дис. ... кандидата биологических наук / Л.В. Морозова : 03.00.13. Москва, 1995. – 21 с.
26. Поливара, З. В. Особенности симультанного анализа и синтеза у детей с дизартрией / З.В. Поливара// Специальное образование, 2002. – №1. – С. 30-33.
27. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия / И. Н. Садовникова. – Москва : ПАРАДИГМА, 2012. – 279 с.
28. Семаго, Н. Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения / Н.Я Семаго, М.М Семаго. – Москва : Чистые пруды, 2005. – 30 с.
29. Семаго, Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал / Н.Я Семаго. - М.: АйрисПресс, 2005. – 24 с
30. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / Н.Я. Семаго. – Москва: Айрис – пресс, 2007. – 112 с.
31. Строева, Т. С. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / Т. С. Строева, Е. Ю. Медведева// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prostranstvennoy-orientirovki-starshih-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 07.03.2024).
32. Симановский, А. Э. Развитие восприятия времени у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.Э. Симановский, Л.А. Вачеян // Ярославский педагогический вестник 2019. № 4. - С. 101-104.
33. Сухомлинова, А. О. Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи / А. О. Сухомлинова, С. В. Фролова // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55623/ (дата обращения: 07.03.2024).
34. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – Москва : Юристъ, 1997. – 256 с.
35. Черноусова, Н.С. Трудности формирования у обучающихся с ТНР временных представлений / Н.С. Черноусова // Развитие современного образования: от теории к практике: Сборник материалов Междунар. научно-практической конф. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 264–265.