Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Характеристика просодической стороны речи и её развитие в онтогенезе
Речь — это инструмент, обеспечивающий эмоции и самовыражение, и ее нарушение негативно влияет на процесс коммуникации, формирование нервно-психических состояний и общее речевое развитие ребенка.
Просодический аспект речи является неотъемлемой частью языковой деятельности человека. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов, таких как мелодика, длительность, интенсивность, темп и тон, без которых речь не могла бы существовать. Звуки речи образуют морфемы, звуки речи и просодия образуют слова, а просодия придает связкам слов смысл предложения. Таким образом, звуки речи и просодия являются «строительными блоками» разговорного языка. Состояние просодического аспекта речи влияет на разборчивость речи, ее понимание и эмоциональный фон [4].
Компоненты просодии могут быть использованы для определения внятности и выразительности речи человека, а также эмоционального воздействия процесса коммуникации.
Просодика — это интонационно-экспрессивная окраска речи. Произносимая речь должна быть выразительно интонирована, чтобы быть полностью понятой собеседником. Интонация раскрывает смысл или подтекст речи. Она усиливает значение слов. В то же время интонация может использоваться для придания предложению смысла, противоположного тому, который выражают сами слова.
Интонация – основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса. В Лингвистическом словаре интонация понимается как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. В Кратком словаре русского языка говорится, что интонация — это «система модуляции звуковой формы речи, высоты, громкости и тембра голоса, организованная с помощью темпа, ритма, паузы». Однако интонация не только формирует речь, но и служит средством раскрытия ее смысла, эмоционально-экспрессивного содержания, эстетического воздействия на слушателя, является «выразительным показателем», по Н.И. Жинкину, и одним из важнейших способов самоутверждения и самовыражения [6].
Интонация является одним из основных компонентов просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов, таких как тон голоса, его тембр, интенсивность, мелодика, паузы, ударение на лингвистической логике, темп высказывания. Эти акустические свойства интонации зависят от частоты и амплитуды голосовых складок, степени мышечного напряжения голосовых органов, скорости изменения артикуляции и эмоционального тона.
Интонация увеличивает объем сообщения, передавая не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в подтексте. Анатомия и физиология интонации состоит из речевых движений, основанных на модуляции глоточной трубки, которые влияют на артикуляционную силу речи [15].
Интонация проясняет смысловые аспекты речи, раскрывает эмоциональное содержание и оказывает сильное влияние на слушателя. Интонация организует смысловые аспекты речи посредством логических интонаций, таких как повествование, перечисление, выделение ударных слов и изменение темпа речи.
Определим сущность ряда средств просодии.
Интонация служит основной частью просодического аспекта речи. Интонация включает в себя скорость, паузу, темп, тон, тембр, мелодику речи и логическое ударение [15].
Темп речи — это скорость, с которой произносятся элементы речи. Темп может меняться и зависит от возраста говорящего и его личных особенностей эмоционального состояния. На него также влияют коммуникативный контекст, стиль произношения и содержание текста.
Мелодика проявляется в виде ритмического аспекта речи, то есть попеременного повышения и понижения голоса. Существует несколько типов мелодики:
1) Повествовательная мелодика. Она выражается в быстром понижении голоса на последнем ударном слоге.
2) Вопросительная мелодика: выражается повышением голоса на центральном слове вопроса.
3) Восклицательная мелодика, которая указывает на эмоциональный стимул высказывания говорящего.
Тон определяет тембра, который отражает не только оттенок голоса, но и его выразительные и эмоциональные нюансы. Не следует путать тембр голоса с тембром звука. У каждого человека свой тембр, который может меняться. Он напрямую связан с эмоциональным состоянием, в котором находится человек.
Паузы функционируют как невербальная интонация и как паузы в голосе на определенный период времени. При отсутствии логических пауз получается непрерывное предложение, в результате чего трудно различить, какие слова тесно связаны между собой, а какие интонационно объединены.
Паузы классифицируются следующим образом [3]
1) Логические или смысловые паузы. Присутствуют во всей речи,
2) Ритмические паузы, присутствующие только в поэзии.
Следует отметить, что характер и длительность паузы во многом определяют ритмико-мелодический аспект интонации.
Интенсивность голоса (сила голоса) выражается в изменении громкости в связи с содержанием произносимого. Сила голоса обеспечивается правильным использованием органов дыхания, моторной артикуляцией и отсутствием чрезмерного напряжения мышц. Если сила голоса нарушена, голос становится сухим и слабым или, наоборот, слишком громким.
Громкость — это контролируемое и управляемое качество голоса, которое можно варьировать в зависимости от ситуаций, возникающих при общении.
Высота голоса относится к определенной физиологической характеристике, контролируемой напряжением голосовых складок и их частотой. Это также способность голоса изменяться по тембру, что проявляется в виде диапазона. Нормальный диапазон голоса составляет 1,5 октавы, но в повседневной речи обычно используются только три или четыре ноты. Важно учитывать, что расширенный диапазон делает голос более выразительным [7].
Ритм функционирует как равномерное чередование ударных и неударных слогов. Единицей речевого ритма является слово или группа слов, которые ограничиваются от одного к другому с помощью пауз.
Логическое ударение относится к фонетическому распределению наиболее важных слов в передаваемом сообщении. Логическое ударение подчеркивается интонацией и произносится с сильным и широким шагом.
Таким образом, средства выражения логического ударения, следующие [19]:
1) более сильное ударение;
2) значительное увеличение длительности. Это достигается путем увеличения степени напряжения в артикуляции ударного слога.
Под речевым дыханием принято понимать способность человека делать короткие, глубокие вдохи и рационально распределять воздух при выдохе, одновременно произнося различные фразы. Только благодаря правильному речевому дыханию человек может затратить меньше мышечной энергии, но при этом добиться максимальной плавности и звучности. Обратите внимание, что правильное речевое дыхание предполагает экономное и равномерное потребление воздуха и его своевременное и тщательное восполнение. Это делается в моменты пауз.
Под полетностью голоса понимается способность голоса быть услышанным на больших расстояниях. При этом расход энергии диктора должен быть минимальным.
Дикция относится к основе разборчивости и внятности речи. Насколько четким и внятным будет произношение, зависит от правильного и активного функционирования артикуляционного аппарата [10].
Просодические особенности речи относятся к интенсивности произнесения слогов и слов, мелодике, соотношению пауз и интервалов между высказываниями и общему тембру. Все они не зависят от качества речи. Самой короткой просодической единицей языка является слог или мора.
Элементарной единицей языка является синтагма, т.е. часть речи, объединенная смысловым и интонационным значением. Она представлена как ритмический элемент разговорного языка. В то же время она тесно связана со значением и, следовательно, с интонацией и синтаксисом [15].
Лепет, крик и псевдослова не имеют лингвистического значения, но выполняют коммуникативную функцию у маленьких детей.
Ранним этапом в развитии доречевого языка является рефлекторный плач ребенка. Появление младенца на свет знаменуется плачем, который является первой вокальной реакцией ребенка на этот мир. Плач младенца стимулирует деятельность артикуляционной, голосовой и дыхательной частей языкового аппарата. Плач - это уже интонационный голос ребенка, который ассимилируется в общую интонационную систему языка в начале первых двух лет жизни и проходит процесс завершения и дифференциации на более поздних этапах развития.
В возрасте 2-4 месяцев ребенок начинает издавать короткие звуки, такие как гудение и хмыканье. Эти звуки не имеют смысла, но обладают определенной интонацией, которую ребенок использует для привлечения внимания взрослых. Прежде всего, дети усваивают и передают те виды интонации, которые чаще всего используют взрослые. Гуление становится средством общения со взрослыми с конца первых трех месяцев жизни, когда интонация гуления становится достаточно понятной, благодаря своей интонационности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова Е.Э. Формирование просодики у детей с речевыми нарушениями Монография. – М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 256 с.
3. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 157 с.
4. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания [Текст] кн. для логопеда / Г.А. Быстрова. Э.А. Сзова, Т.А.Шуйская – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с
5. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
6. Жинкин, Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи / Н. И. Жинкин // Вопросы психологии. – 1978. - № 4. – С. 73–83.
7. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: кн. для логопеда / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева – СПб.: Речь, 2015. – 320 с.
8. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пос. для ст. деф. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Владос, 2004. – 272 с
9. Рубинштейн С.Л. Леушина А.М. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) с.93.
10. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
11. Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
12. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей / М. Е. Хватцев. – М. : Владос, 2000. – 14 с.
13. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, 60 студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной–– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ
14. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
15. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.
16. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986. –33-46.