Фрагмент для ознакомления
2
Современные исследования, посвященные проблеме общения детей с речевой патологией, ставят актуальность этой темы в центр внимания. Это обусловлено не только теоретическим и практическим значением данной проблематики, но и ее социальной значимостью. Ученые, занимающиеся этим вопросом, указывают на наличие у детей с логопатическими нарушениями стойких проблем в общении и ярко выраженных отклонений в формировании коммуникативных навыков (Левин! Р.Е., Гриншпун Б.М., Гуровец Г.В., Спирова Л.Ф., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н. и др.).
Тем не менее, связанные с этой проблематикой многие аспекты, остаются недостаточно разработанными. В соответствии с концепцией отечественной психологии речь является важнейшей функцией человека, выступая универсальным средством общения, мышления и организации действий. Общение пронизывает все сферы деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует его личность в целом (Божович Л.И., Бодалев В.В., Запорожец А.В., Лисина М.И., Маркова Т.А., Нечаева В.Г., Усова А.П.).
В результате важно продолжать исследования в данной области, чтобы достичь более полного понимания проблемы и разработать эффективные подходы к ее решению.
Общение является одним из важнейших условий полноценного развития ребенка, имея сложную структурную организацию. Его основными компонентами являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, среда и продукты. В младшем школьном возрасте содержание этих компонентов изменяется, развиваются его средства, преобладающим из которых является речь.
Для ребенка с речевыми нарушениями общение представляет собой сложный процесс. У младших школьников с ОНР еще недостаточно сформированы языковые навыки, отмечается задержка развития коммуникативной и обобщающей функции речи, а также проблемы в формировании коммуникативной сферы.
Среди факторов, влияющих на общение детей с речевыми нарушениями со сверстниками отмечаются: негативное отношение к речи, низкая потребность в общении, неадекватные речевые и поведенческие реакции, неправильное использование вербальных и невербальных средств коммуникации и другие (по данным Р.Е. Левина, В.К. Воробьева, Л.Ф. Спирова, Н.С. Жуковой, Т.Ю. Щербаковой, С.А. Игнатьева, Н.М. Путковой, Е.А. Савиной, Л.Г. Соловьевой, В.П. Дудьева, Н.В. Микляевой и др.).
К младшему школьному возрасту диапазон средств, которыми ребенок привлекает внимание собеседника, расширяется. Дети начинают использовать поясняющие инструкции, заполнять пробелы информацией для слушателя, ожидать вербальной реакции от партнера, а также используют высказывания, требующие обязательного вербального ответа. В этом возрасте становится возможным совместное решение проблемных ситуаций, что приводит к увеличению продолжительности и стабильности речевого взаимодействия. Это объясняется тем, что общение имеет первостепенное значение, а ребенок уделяет больше времени взаимодействию со сверстниками. Содержание общения приобретает новые качества благодаря расширению его тематики.
Младшим школьникам с речевыми проблемами часто бывает сложно общаться с другими детьми своего возраста. Они зачастую сосредоточены на своей речевой недостаточности, испытывают отрицательные эмоции и чувствуют себя неполноценно. В результате этого, они могут иметь пониженную самооценку, проблемы с успехами в учебе и избегать устного общения.
Объект исследования - взаимоотношения обучающихся первых классов с речевыми нарушениями со сверстниками.
Предмет исследования - специфика взаимоотношений со сверстниками обучающихся первых классов с речевыми нарушениями.
Цель данной работы – выявление специфики взаимоотношений со сверстниками обучающихся первых классов с речевыми нарушениями.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие взаимоотношений со сверстниками;
2. Дать характеристику обучающихся первых классов с нормой речевого развития;
3. Выявить особенности обучающихся первых классов с речевыми нарушениями:
4. Провести исследование специфики взаимоотношений со сверстниками обучающихся первых классов с речевыми нарушениями;
5. Составить рекомендации по коррекции взаимоотношений со сверстниками обучающихся первых классов с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: если обучающиеся первых классов с речевыми нарушениями будут общаться в условиях организованной педагогами среды, то преодолеют коммуникативные барьеры, нормализуют личностное развитие и успешную социальную адаптацию.
Методы исследования:
- теоретический: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический: опрос с использованием методик:
1. «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» М. И. Рожкова.
2. Методика по изучению коммуникативно-речевых умений детей Б.Д. Корсунской и Л.П. Носковой.
- описательный: наблюдение.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- педагогические работы в области взаимодействия и его влияния на личностное формирование (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.);
- концепция формирования коммуникативных способностей младших школьников (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф Ломов, А.В. Мудрик и др.);
- научные работы в области изучения коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи (О.Е. Грибова, О.В. Дзюба, Л.Д. Столяренко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина, и др.).
База исследования: МБОУ г. Мурманска СОШ №56
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы специфики взаимоотношений со сверстниками обучающихся первых классов с речевыми нарушениями
1.1 Понятие взаимоотношений со сверстниками
Интерес к сверстнику становится важной социальной потребностью у ребенка уже на раннем этапе его развития. Поэтому общение и взаимодействие с другими детьми происходят естественным образом, независимо от взрослого, присутствующего рядом.
В условиях взаимодействия ребенка с взрослыми, статус каждого из них по-разному осознается. Ребенок воспринимает себя как равноправного участника взаимодействия, в то время как взрослый чаще видит ребенка как объект своих действий. Даже если взрослый проявляет демократию, отношения все равно строятся иерархически, с неравномерным распределением ролей. Взрослый обладает монополией на целеполагание, контроль и оценку.
Когда дети начинают общаться и сотрудничать с другими сверстниками, эти сферы деятельности делегируются другому ребенку. Таким образом, вступая в контакт со сверстниками, дети ощущают относительное равноправие, что важно для развития критического мышления, умения отстаивать свою точку зрения, сотрудничать с другими людьми и т.д.
Таким образом, взаимодействие с одноклассниками создает особый тип социального взаимодействия, где ребенок рассматривается как субъект. Это позволяет ему осознать смысл независимых и автономных действий в контексте социального взаимодействия.
В.В. Зеньковский по этому поводу писал: «Ни один возраст не бывает так склонен к социальной жизни, как детский. Мы взрослые и менее нуждаемся в социальном общении и сознаем себя более независимыми от социальных связей, а вместе с тем эмоциональный холодок, обычно поселяющийся в душе с годами, делает нас социально более тупыми. Детская душа легче и полнее раскрывается для социального сближения, дети легче сходятся, скорее привязываются и в силу этого социально более чутки, чем взрослые» [14, с. 313].
Во-первых, при взаимодействии между ребенком и взрослым они осознают статус каждой из сторон по-разному: ребенок воспринимает это взаимодействие субъектно-субъектно, в то время как взрослый чаще всего видит ребенка как объект своих действий. Как утверждает Д.Ю. Харькова, если взрослый демократичен, отношения всегда иерархические и несимметричные, где взрослый имеет монополию на контроль, оценку и установление целей [48]. Однако, когда дети начинают общаться и взаимодействовать со своими сверстниками, эти сферы ответственности как бы переходят к другим детям. Поэтому, при общении с сверстниками школьник попадает в ситуацию относительного равноправия, что имеет важное значение для развития у него критичности по отношению к другим людям, умения защищать свою точку зрения, согласовывать свои действия с другими людьми и так далее. Можно сказать, что взаимодействие со сверстником моделирует особый тип социального взаимодействия между людьми (субъект-субъект), что в конечном счете помогает ребенку осознать значение независимых и автономных действий в социальном контексте.
Прямое взаимодействие детей со сверстниками возможно лишь при их общении, совместных действиях и совместной деятельности, связанных с межличностными взаимоотношениями. Однако, как утверждает С.Г. Батырева, это очевидное утверждение требует некоторого пояснения [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина, Л.Б. Адаптация первоклассников к школе/ Л.Б. Абдуллина // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-pervoklassnikov-k-shkole-3 (дата обращения: 10.03.2024).
2. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06800-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539017 (дата обращения: 11.03.2024).
3. Батяева, С.В. К вопросу проявлений индивидуально-типологических нарушений в речевом и когнитивном развитии у дошкольников с общим недоразвитием речи/ С.В. Батяева // KANT. 2017. № 2 (23). С. 6-11.
4. Батырева, С. Г. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Батырева Светлана Георгиевна; [Место защиты: Ин-т изучения детства, семьи и воспитания РАО]. - Москва, 2017. - 25 с.
5. Баряева, Л. Б. Логопедическая диагностика и методические рекомендации по обучению вербальной и невербальной речи/ Л.Б. Бвряева, Д.Л. Лейзерова. — СПб.: Литера, 2022. — 64 с.
6. Богуцкая, Т.В. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ/ Т.В. Богутцкая // Ped.Rev.. 2020. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-razvitie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya-sredstvami-syuzhetno-rolevoy-igry (дата обращения: 10.03.2024).
7. Волкова, Л. А. Чистая речь — залог успехов в школе [Текст] : логопедический тренинг для детей 6-7 лет / Л. А. Волкова, С. Ю. Дуболазова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2018. — №4. — С. 33-35.
8. Волковская, Т. Н. Теоретические аспекты проблемы коммуникативной дезадаптации детей с недостатками речи / Т. Н. Волковская. – Текст : непосредственный // Школьный логопед. - 2016. - № 4. - С. 31-35.
9. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 459 с.
10. Дмитриева, Е.Е. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКОМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ/ Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 1. – С. 186-189
11. Ерышева, Н. А. Формирование коммуникативного поведения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ерышева Наталья Александровна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т]. - Курск, 2017. - 184 с.
12. Жарова, В. А. Особенности работы логопеда в адаптационный период с обучающимися первого класса / В. А. Жарова. – Текст : непосредственный // Школьный логопед. - 2020. - № 1. - С. 15-21.
13. Запятая, О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О.В. Запятая. - М.: Учитель, 2019. - c.889.
14. Зеньковский, В. В. Психология детства / Зеньковский В. В. - Москва: Академический Проект, 2020. - 406 с. (Психологические технологии) - ISBN 978-5-8291-2726-8. - Текст: непосредственный.
15. Китик, Е. Е. Основы логопедии. Учебное пособие/ Е.Е. Китик. — М.: Флинта, 2023. — 196 с.
16. Константинова, О. А. В. П. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ/ О.А. Константинова, О.В. Кощеева, В.П. Крючков // Вестник ТГПУ. 2020. №6 (212). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-uchaschihsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-inklyuzivnogo (дата обращения: 10.03.2024).
17. Косолапова, Л. А. Коммуникация в образовании младших школьников в инклюзивном классе участниками образовательного процесса (на материале исследования общеобразовательных учреждений Пермского края) /Л.А. Косолапова, Г.Т. Лыскова// СНВ. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-v-obrazovanii-mladshih-shkolnikov-v-inklyuzivnom-klasse-uchastnikami-obrazovatelnogo-protsessa-na-materiale (дата обращения: 10.03.2024).
18. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для академического бакалавриата : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по гуманит. направл. / [Г. Ф. Кумарина и др] ; под ред. Г. Ф. Кумариной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 285 с. - (Бакалавр. Академический курс). - Авт. указаны на с. 6. - Библиогр. в подстроч. примеч. и в конце глав. - ISBN 978-5-534-00508-0 [Гриф] : 726-96. – Текст : непосредственный.
19. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2021. - c.156.
20. Курдакова, А. А. Проблема развития коммуникативной компетентности младшего школьного возраста/ А.А. Курдакова // Научные высказывания. 2023. №7 (31). С. 23-25. URL: https://nvjournal.ru/article/Problema_razvitija_kommunikativnoj_kompetentnosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta
21. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: моногр. / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. - М.: Союз, 2021. - c.224.
22. Лагунина, Е. С. Особенности общения младших школьников с речевыми нарушениями со сверстниками в условиях интегративной среды/ Е.С. Лагунина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obscheniya-mladshih-shkolnikov-s-rechevymi-narusheniyami-so-sverstnikami-v-usloviyah-integrativnoy-sredy (дата обращения: 09.03.2024).
23. Линникова, А.В. Особенности адаптации детей первого класса к обучению в школе/ А.В. Линникова, Л.В. Мамедова // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 4А. С. 345-353. DOI: 10.34670/AR.2023.70.35.042
24. Леонтьев, А. А. Психология общения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - Москва : Смысл : Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
25. Лукьяненко, Е. С. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / Е. С. Лукьяненко, О. А. Линецкая // Евразийский союз ученых. — 2019. — 5–6 (14). — С. 135–137.
26. Лыскова, Г. Т. Формирование коммуникативного взаимодействия на уроке в инклюзивном классе начальной школы/ Г.Т. Лыскова // Концепт. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnogo-vzaimodei-stviya-na-uroke-v-inklyuzivnom-klasse-nachalnoi-shkoly (дата обращения: 10.03.2024).
27. Морозов, В. А. Взаимодействие: понятие, виды и свойства/ В.А. Морозов // КЭ. 2015. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-ponyatie-vidy-i-svoystva (дата обращения: 09.03.2024).
28. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 398 с. - Текст: непосредственный.
29. Носова, К.А. Общение и его особенности у младших школьников / К.А. Носова // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 190–192.
30. Особенности обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях ФГОС обучающихся с ОВЗ. Часть первая. / Маркелова Ю.И., Монахова Н.А., Крайнова М.В., 2021 – 30 с.
31. Организация и содержание работы школьного логопеда : учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая, Т. В. Коробченко, Ю. Е. Розова, Д. А. Щукина. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2022. – 192 с.
32. Пашова, А. Н. Особенности речевого развития учащихся младших классов с ЗПР / А. Н. Пашова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6268/ (дата обращения: 09.03.2024).
33. Польшина, М. А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения/ М.А. Польшина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 108–112. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771193.htm.
34. Прохорова, С.Ю. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников. Методическое пособие. ФГОС / С.Ю. Прохорова. - М.: Русское слово, 2022. - c.805.
35. Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6–10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий: Коллективная монография / ред. В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. 203 с.
36. Развитие речи детей от 6 до 7 лет https://ourkids.ru/blog/rech/rech-6-let/?ysclid=ltmr5dl9358845751
37. Речицкая, Е. Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха : учебное пособие для вузов / Е. Г. Речицкая, Ю. В. Гайдова.- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 138 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07370-6. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/493454 (дата обращения: 01.02.2022).
38. Рубцова, Т. А. Игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями / Т. А. Рубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 510-513. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97093/ (дата обращения: 10.03.2024).
39. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В. И. Руденко. — Москва: Мир, 2017. — 288 c.
40. Рябова, Е.В. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ/ Е.В. Рябова // Педагогические исследования (сетевое издание). 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-mladshih-shkolnikov-s-narusheniyami-rechi-v-usloviyah-inklyuzivnoy-sredy (дата обращения: 10.03.2024).
41. Самойлюк, Л.А. Трудности адаптации к школе первоклассников с тяжелыми нарушениями речи/ Л.А. Самойлюк // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 313-319.
42. Санина, С.П., Расторгуева М.Д. Коммуникативные трудности в обучении младших школьников/ С.П. Санина, М.Д. Расторгуева // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 142 – 153. DOI: 10.17759/pse.2023280511
43. Свиридова, Т. В. Исследование социально-психологической адаптации российских школьников / Т. В. Свиридова, С. Б. Лазуренко. – Текст : непосредственный // Дефектология. - 2020. - № 2. - С. 64-72.
44. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 191 с.
45. Стернин, И.А. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения/ И.А. Стернин, У.Д. Камбаралиева // Коммуникативные исследования. 2018. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-opisaniya-kommunikativnogo-povedeniya (дата обращения: 11.03.2024).
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286). URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_ 1000.
47. Филичева, Т. Б. Развиваем речь и мышление дошкольника : программно-методические указания и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – Москва : В. Секачев, 2018. – 228 с. : табл. – ISBN 978-5-88923-952- 9. – Текст : непосредственный.
48. Харькова, Д. Ю. Основы теории когнитивного развития Пиаже/ Д.Ю. Харькова, Э.И. Сафаргалина // Colloquium-journal. 2019. №26 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-teorii-kognitivnogo-razvitiya-piazhe (дата обращения: 11.03.2024).
49. Шмыкова, А.А. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ/ А.А. Шмыкова // Форум молодых ученых. 2021. №10 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-obuchayuschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 11.03.2024).