Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусмотрено повышение качества образовательного процесса на каждой образовательной ступени. Формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся предусмотрено ФГОС, начиная с начального образования.
В ФГОС указано, что наиболее значимым ориентиром в образовании является развитие самостоятельности ученика, развитие его инициативы и ответственности как важного условия самоактуализации личности. Ученики всегда стремятся к самостоятельности, как в учебной деятельности, так и в любой иной. Это проявляется их готовностью, к различного рода действиям, без помощи взрослых.
В современном обществе востребованы многие личностные качества субъекта, в частности, самостоятельность в решениях и преодолении задач, творческая самореализация, творческий подход. Самоподготовка школьников играет в этом процессе большую роль. Процесс формирования личностных свойств и качеств у обучающихся требует особого подхода. В связи с этим существует необходимость в инновационных методах обучения самостоятельной деятельности субъектов. Чтобы сформировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, необходимо перенести акцент с традиционного усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) на деятельностный подход в обучении.
Самостоятельность в учебной работе позволяет ученикам осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности. Самостоятельная учебная деятельность современных учеников является обязательной. Чем старше ученики, тем большее количество времени у них отводится на самостоятельную учебную работу и тем серьёзнее процесс самоподготовки школьников. Далеко не у всех, одинаковым образом протекают подобного рода процессы, и большую роль в развитии самостоятельности каждого субъекта играют учителя и педагоги.
Самостоятельность субъекта представлена как одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении ставить перед собой задачи и искать решения для этих задач. Говорить о том, что самостоятельность субъекта в рамках учебной деятельности сформирована на должном уровне, можно лишь в том случае, если субъект способен ставить перед собой учебные цели и продумывать пути их достижения. Достигать всего этого ученик должен самостоятельно, без посторонней помощи.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования универсальных учебных действий в процессе самоподготовки в группе продлённого дня.
Объект исследования: процесс самоподготовки в группе продлённого дня.
Предмет исследования: средства и способы самоподготовки в группе продлённого дня для формирования универсальных учебных действий.
Задачи:
1. Провести анализ понятия универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить Особенности процесса самоподготовки в группе продлённого дня.
3. Рассмотреть средства и способы формирования универсальных учебных действий в процессе самоподготовки в группе продлённого дня.
4. Описать организационно-педагогические условия формирования универсальных учебных действий в процессе самоподготовки в группе продлённого дня.
5. Предложить методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий в процессе самоподготовки в группе продлённого дня
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Раздел 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе самоподготовки в группе продлённого дня
1.1. Анализ понятия универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Проблемами самостоятельной учебной деятельности занимались исследователи В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, М. Монтессори и др., что позволило выявить наиболее значимые обстоятельства формирования учебной самостоятельности субъектов. Самоподготовка является одной из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя. Самоподготовка характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
Для этого необходимо формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности. В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетенцией ученика является его познавательная активность и самостоятельность в учебно-воспитательном процессе.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых методов обучения и формирования у школьников предметных и метапредметных результатов, выраженных в виде универсальных учебных действий (УУД), можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности.
В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении способов развития способностей и активности школьников.
Познавательный интерес и активность детей, которые способствуют развитию самостоятельности и стремлению к самоподготовке, формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного образовательного процесса.
Прежде чем педагогу выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков. В системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС НОО, ученики должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике.
Наличие познавательных способностей позволяет школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность при работе в ученических группах позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранные педагогом средства и методы.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения у младших школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Исходя из этого, педагогу всегда важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому занятию [20].
Если при этом использовать подходящие и актуальные средства и формы работы с детьми, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [14].
С помощью подходящих средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами при работе в ученических группах. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. – 480 с. – ISBN 978-5-7638-4045-2. – Текст: непосредственный.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с. – ISBN 978-5-496-00013-2. – Текст: непосредственный.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 72 с. – ISBN 5-7695-0816-7. – Текст: непосредственный.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 12.03.2024). - Текст: электронный.
5. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 12.03.2024). - Текст: электронный.
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с. - ISBN 978-5-7555-4085-1. – Текст: непосредственный.
7. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46 c. – ISBN 978-5-490-22413-2. – Текст: непосредственный.
8. Клепинина, З.А. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246 с. – ISBN 978-5-534-10513-0. – Текст: непосредственный.
9. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников / Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с. – ISBN 978-5-2245-4045-5. – Текст: непосредственный.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47. – ISBN 978-3-1618-4044-7 . – Текст: непосредственный.
12. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-499-34813-8. – Текст: непосредственный.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования / О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 343 с. - ISBN. – Текст: непосредственный.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М.Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008. -354 с. – ISBN 978-8-433-00019-9. – Текст: непосредственный.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47. – ISBN 5-7786-0815-8. – Текст: непосредственный.
16. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. - 180 с. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
17. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / Н.О.Мостова, И.Н. Агафонова, 2005. – 193 с. – ISBN 978-5-491-69013-7. – Текст: непосредственный.
18. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30. – ISBN 5-7790-0867-4. – Текст: непосредственный.
19. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова / Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39. – ISBN 978-5-491-00613-4. – Текст: непосредственный.
20. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / Л.Г.Петерсон – Москва: 2009. – 40 с. – ISBN 978-1-495-15013-4. – Текст: непосредственный.
21. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39. – ISBN 978-5-499-66313-1. – Текст: непосредственный.
22. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34. – ISBN 5-5542-4677-9. – Текст: непосредственный.
Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей / Д.Я. Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008. -367 с. – ISBN 5-5441-4673-1. – Текст: непосредственный.
23. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков // -Москва: – 2012. -157 с. – ISBN 978-5-492-01413-8. – Текст: непосредственный.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2.4- С.45-49. – ISBN – ISBN 5-5542-4677-1. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.
25. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 12.03.2024). – Текст: электронный.