Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ФОКУС-ГРУПП
1.1 Понятие и особенности метода фокус-групп
Метод фокус-групп или же метод глубокого интервью группы людей возник в результате комбинирования нескольких видов маркетинговых исследований. Он очень быстро приобрел значимое место в ряде эмпирических социальных методов.
Активно метод фокус-групп стал применяться с конца 80-х годов. Однако некоторые ученые относят начало появления метода фокус-групп к более давнему времени. Например, английский ученый Х. Мэтью считает, что в 19 веке была первая попытка неформализованного интервью, в котором интервьюер пытался в точности передать информацию респондента.
Его мнение поддержали и другие английские ученые Беатрис и Сидней Вебб. Также они отметили, что отличительной характеристикой интервью должна стать приятность и легкость его проведения, в котором респондент точно знает, что его ответы являются социально значимыми для общества.
Ф. Цвейг считал, что тот, кто берет интервью – интервьюер – это, в первую очередь, хороший друг и собеседник, который проявляет интерес к респонденту.
Во время второй мировой войны впервые был применен на практике метод фокус-групп. Его использовали П. Лазарсфельд и Р. Мертон для того, чтобы оценить эффективность работы радио на жителей города. В 1946 году был представлен анализ результатов, полученных с помощью метода фокус-групп .
В современном маркетинге активно используются качественные и количественные методы исследования. Как правило, количественные методы подразумевают самые простые опросы жителей или группы людей.
Качественные же методы подразумевают более глубокий и детальный опрос населения с целью выявления мнения и чувств потребителей или группы потребителей .
Стоит отметить тот факт, что качественный метод признан лучшим методом для выявления скрытых чувств, мотиваций, ценностей и восприятия.
В современных условиях выделяется большое количество методов качественного исследования, среди которых выделяют фокус-группы, мини-группы и глубинные интервью.
Наиболее популярным методом является метод фокус-групп. Как правило, фокусная группа – это неофициальная беседа, число участников которых варьируется от 7 до 10 человек, проводимая профессиональным наставником и длительностью около 1,5-2 часов .
В процессе проведения фокус-групп применяются содержательный и ситуационный анализы. Анализу подвергаются все процессы и ситуации, происходящие до исследования. Результаты этого анализа позволяют интервьюеру определить, в каком направлении двигаться дальше, и каким образом составить план и порядок вопросов интервью.
Метод фокус-групп, как и любой другой метод маркетинговых исследований, имеет характерные особенности. Наиболее точно их отметит Р. Крюгер. Они заключаются в следующем:
− относительно небольшое количество опрашиваемых;
− объединение группы людей по конкретным критериям;
− результаты метода фокус-групп имеют высокое качество;
− глубокий анализ беседы.
По мнению Р. Крюгера, под методом фокус-групп понимается качественный способ сбора информации в группах людей при участии модератора.
Рассмотрим достоинства метода фокус-групп ниже:
− контроль коммуникационных процессов во время поиска информации. В этом процессе респонденты активно обосновывают свои ответы, так как некоторые из них не сходятся во мнениях, и каждый «отстаивает» свою точку зрения;
− прием дополнительной и более подробной информации по анализируемой проблеме. Это обусловлено большим количеством участников фокус-группы;
− независимое мнение участников, что дает гарантию получения правдивых ответов. Так как участники фокус-групп не знакомы друг с другом, они раскрывают свою точку зрения в полной мере .
Помимо достоинств, у метода фокус-групп также имеются и некоторые недостатки. Они состоят в следующем:
− ограниченность результатов. Метод не дает возможности оценить, в какой степени ответы распределены у респондентов;
− ограниченность поведения респондентов. Некоторые респонденты не дают четких и развернутых ответов из-за присутствия наставника.
Таким образом, можно сделать вывод, что у метода фокус-групп имеются как достоинства, так и недостатки. Но стоит отметить, что достоинства сглаживают имеющиеся ограничения, и это не влияет на популярность данного метода.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
3. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 363 с.
4. Григорьев, М. Н. Маркетинг : учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
5. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации : учебник / Е. С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
6. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика : учебник для вузов / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 406 с.
7. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга : учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
8. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом : учебник / Ю.Н. Егоров. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
9. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации : учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. — 302 с.
10. Инновационный маркетинг : учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 474 с.
11. Информационные технологии в маркетинге : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
12. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга : учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова ; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
13. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ : учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
14. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика : учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.
15. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика : учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
16. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге : учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 444 с.
17. Коноваленко, В. А. Основы интегрированных коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 486 с.
18. Черноголовка. Официальный сайт – [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://chernogolovka.com/brands/drinks/voda-chernogolovka/