Фрагмент для ознакомления
2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Наблюдение, как метод научного познания
В общественном познании ㅤ применяются всевозможные приемы ㅤ приобретения реальной информации ㅤ о неизвестном предмете. ㅤ Метод – это ㅤ система предписаний, требований, ㅤ благодаря которым решается ㅤ конкретная практическая или ㅤ научная (теоретическая) задача. ㅤ Метод в общем ㅤ понятии – это ㅤ метод действия субъекта, ㅤ который ориентирован на ㅤ абстрактное и практическое ㅤ занятие объектом. Субъектом ㅤ в данной ситуации ㅤ может являться как ㅤ все общество в ㅤ процессе прогресса, так ㅤ и общность людей ㅤ или индивид. Под ㅤ объектом понимается все ㅤ внутреннее содержание области ㅤ интересующих субъектов науки. ㅤ
Методы научного познания ㅤ делятся на теоретические ㅤ и эмпирические. Важнейшая ㅤ функция в осуществлении ㅤ теоретических способов познания ㅤ отводится мышлению. Методы ㅤ эмпирического познания основываются ㅤ на понимании предмета ㅤ с использованием органов ㅤ чувств, и применяется ㅤ в процессе научных ㅤ действий. К ним ㅤ относятся: наблюдение, эксперимент, ㅤ сравнение, описание, измерение. ㅤ
Наблюдение – один ㅤ из древних методов ㅤ исследования окружающего мира ㅤ человеком. В некоторых ㅤ науках оно и ㅤ по настоящее время ㅤ является единичным способом ㅤ эмпирического анализа. Например, ㅤ эволюционирование астрономии неотделимо ㅤ соединено с усовершенствованием ㅤ методов наблюдений. Астрономия, ㅤ таким образом, лучший ㅤ пример наблюдательной науки. ㅤ Также немалую роль ㅤ занимает наблюдение в ㅤ биологии, химии, физике, ㅤ в ряде психологических ㅤ наук. ㅤ
Наблюдение, по моему ㅤ мнению, это метод ㅤ воссоздания как идеографического ㅤ способа к анализу ㅤ осуществленных действий, так ㅤ и противоположного ему ㅤ подхода. Представители первого ㅤ считают, что наблюдение ㅤ однозначно единый существующий ㅤ метод изучения индивидуальных ㅤ объектов, произошедших единожды. ㅤ Представители второго подхода ㅤ считают, что наблюдение ㅤ в анализе и ㅤ описании присутствия и ㅤ объединенности объектов, группировка ㅤ их в последовательные ㅤ общности и определение ㅤ на их базе ㅤ обобщающих законов бытия. ㅤ Отсюда, наблюдение – ㅤ это не только ㅤ утверждение факта, но ㅤ и обоснованное трактование ㅤ случившихся событий. ㅤ
Отсюда следует вывод, ㅤ что наблюдение – ㅤ это метод научного ㅤ анализа, который основывается ㅤ в энергичном, постоянном, ㅤ адресном, комплексном и ㅤ сознательном понимании объекта. ㅤ В итоге формируется ㅤ картина о знании ㅤ внешних сторон, функциях ㅤ и отношениях исследуемого ㅤ объекта. [19, с. ㅤ 140] ㅤ
Наблюдение может быть ㅤ открытым или с ㅤ применением различных механизмов ㅤ и способов детализации ㅤ накопленного материала. Механизмы ㅤ и инструменты используются ㅤ с целью роста ㅤ и увеличения мощи ㅤ действия органов чувств, ㅤ для личностного действия ㅤ на предмет. Во ㅤ время наблюдения многократно ㅤ применяют фото и ㅤ видеосъемку, различные инструменты ㅤ и механизмы, например, ㅤ сейсмографы, увеличительные линзы, ㅤ микроскопы и так ㅤ далее. ㅤ
Имеющие большую значимость ㅤ локализаторы, применяемые в ㅤ этом методе определяются ㅤ нижеследующие: ㅤ
• Вольное взаимодействие наблюдателя ㅤ и наблюдаемого объекта; ㅤ
• применение воздействия субъекта ㅤ на исследуемый объект; ㅤ
• субъективность (темпераментная окраска) ㅤ исследования; ㅤ
• разнообразность (иногда даже ㅤ - нереальность) наблюдения ㅤ подобного действия. ㅤ
Также наблюдение является ㅤ способом научного познания. ㅤ Для его осуществления ㅤ необходимо приведение в ㅤ исполнение списка требований. ㅤ К ним относится: ㅤ
- сбережение натуральных требований ㅤ объекта наблюдения, а ㅤ именно, ликвидация или ㅤ уменьшение воздействия изучателя ㅤ на объект; ㅤ
-интенсивность во время ㅤ наблюдения, т.е. разведывание ㅤ увлеченных областей объекта, ㅤ а не рассматривание ㅤ его; ㅤ
-целевое направленное исследование ㅤ объекта, т.е. наблюдение ㅤ только за информативными ㅤ явлениями; ㅤ
-систематичность и умышленность ㅤ осуществляемого наблюдения, т.е. ㅤ подготовительное построение замысла ㅤ и желания наблюдения, ㅤ собирание порядка и ㅤ поддержание установленных правил. ㅤ
-убедительная постепенная установка ㅤ и закрепление полученных ㅤ итогов, т.е. проведенные ㅤ наблюдения концентрируются на ㅤ каждой ступени созданного ㅤ плана, наглядно и ㅤ в соответствии с ㅤ целями. ㅤ
-комплексное управление наблюдением ㅤ для допустимого многочисленного ㅤ воспроизведения. ㅤ
Во время нахождения ㅤ детей в начальных ㅤ классах по мере ㅤ развития внимания у ㅤ них совершаются реальные ㅤ перемены, происходит значительное ㅤ развитие всех их ㅤ свойств: действительно энергично ㅤ растет объем внимания, ㅤ увеличивается его выносливость, ㅤ формируются мастерство переключения ㅤ и распределения. ㅤ
Человек узнает окружающий ㅤ его мир различными ㅤ способами, среди которых ㅤ можно отметить два ㅤ главных. Первый (генетически ㅤ исходный) – материально-технический ㅤ – производство средств ㅤ к жизни, труд, ㅤ практика. Второй – ㅤ духовный (идеальный), в ㅤ рамках которого познавательные ㅤ отношения субъекта и ㅤ объекта – лишь ㅤ одно из многих ㅤ других. В свою ㅤ очередь процесс познания ㅤ и получаемые в ㅤ нем знания в ㅤ ходе исторического развития ㅤ практики и самого ㅤ познания все более ㅤ дифференцируется и воплощается ㅤ в различных своих ㅤ формах. ㅤ
Любой форме социального ㅤ сознания: науке, философии, ㅤ политике, религии, мифологии, ㅤ и т.д. соответствуют ㅤ особые формы познания. ㅤ Чаще подчеркивают следующие ㅤ из них: обыденное, ㅤ игровое, мифологическое, философское, ㅤ религиозное, личностное, научное, ㅤ художественно-образное. ㅤ
В младшем школьном ㅤ возрасте память также ㅤ преодолевает курс значительного ㅤ прогресса и усовершенствования. ㅤ Память младшего школьника ㅤ со временем начинает ㅤ характеризоваться признаками необоснованности, ㅤ превращаясь в действительно ㅤ координирующий. У школьника ㅤ младших классов довольно ㅤ неплохо сформирована память, ㅤ проявляемая при выразительных, ㅤ торжественно понятных для ㅤ ребенка ситуациях и ㅤ моментах его жизни. ㅤ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсии / Ю.Н. Александров. - М.,1994.
2. Берюхова, Е.К. Экологическое образование в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Е.К. Берюхова, Н.В. Груздева СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 120 с.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.
4. Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе /Т.Г. Браже. Лит.вшк. 1996. -№5. -С. 150-154.
5. Вершинина, Л. С. Развитие познавательных интересов детей на экскурсиях / Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей / Сост. Л.С. Вершинина, Л. С. Мельчаков. М.: Просвещение, 1981. -158 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
7. Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.-М., 1995. - 282 с.
8. Захлебный, А. Н. Каким быть экологическому образованию в российской школе? / А. Н. Захлебный // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 5. - С. 18-21.
9. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии./ И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова - М.: Просвещение, 1985.- 191 с.
10. Лазарева, О.Н. Методика преподавания естествознания. Часть 1. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах: учебное пособие / О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 1999. – 262 с
11. Лагутенко, О.И. Задачи экологического образования в школе // X научно-практическая конференция Глобализм и глобалистика: проблемы ноосферы, экологии и молодежи. / О.И. Лагутенко СПб.: СПбГУ, 2003. - С. 154-157.
12. Моисеев, Н.Н. Экология в современном мире. // Экология и образование./ Н.Н. Моисеев. -1998. -№1. - С. 2-10.
13. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения: Учеб.для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»./В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. М.: Просвещение, 1990.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 720 с.
15. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа, 1988.
16. Травникова, В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие./ В.В.Травникова.-СПб.: Паритет, 2002. 256 с.
17. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - Т.З. - 692 с.
18. Швец, И.М. Новые ориентиры в развитии школьного естественнонаучного образования / Естественнонаучное образование в контексте модернизации // Методика как наука и учебный предмет. Выпуск 9./И.М. Швец. СПб., 2004. - с. 141. - С. 9194.