Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Нравственно-педагогическое значение произведений Л.Н. Толстого о детях и детстве 5
Глава 2.Художественное своеобразие повести Л.Н. Толстого «Детство» 9
Глава 3.Творческий план урока на тему «Образ матери в повести Л.Н Толстого «Детство»» 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Произведения, написанные Л.Н. Толстым о детях и детстве, явились художественным выражением педагогических взглядов писателя, результатом длительных наблюдений и исследований в области детской и народной литературы. Произведения Толстого о детях и детстве пронизаны любовью к детям. Они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Именно такие произведения закладывают в детях основы добра и справедливости.
Одной из основных особенностей детской литературы Толстой считал занимательность, и эта черта ставилась им в прямую зависимость от языка детской книги. Он писал: «Для того, чтобы полюбить чтение, нужно было, чтобы чтение было понятно и занимательно... Занимательность есть единственный признак как полезности, так и доступности».
Быль и рассказ Толстого зачастую трудно отличить друг от друга. В самом деле, быль, хоть и основана на жизненных реалиях, однако претворена автором в литературное произведение. Трудно понять, насколько документален тот или иной текст были и какова доля вымысла в нем Л.Н. Толстой в своём первом литературном опыте, в повести «Детство», а потом «Отрочестве» и «Юности» показал не только картины жизни дворянской семьи в деревне и в городе, нравы и обычаи, взаимоотношения со слугами, обучение и воспитание, но и удивительный внутренний мир человека.
Трилогия передаёт духовную историю первых трёх периодов жизни Николая Иртеньева, где отражен процесс умственного и нравственного развития/ Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою тесную связь с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды.
Объектом исследования является повесть Л.Н. Толстого «Детство».
Предмет исследования – нравственно-педагогический смысл повести Л.Н. Толстого «Детство» при её изучении в курсе русской литературы в общеобразовательной школе.
Цель работы - особенности рассмотрения образа матери как значимого для героя-рассказчика произведения в школьном анализе повести Л.Н Толстого «Детство».
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Определение нравственно-педагогического значения произведений Л.Н. Толстого о детях и детстве;
2. Анализ художественного своеобразия повести Л.Н. Толстого «Детство» в контексте взросления главного героя-рассказчика;
3. Разработка творческого плана урока на тему «Образ матери в повести Л.Н Толстого «Детство»».
Глава 1. Нравственно-педагогическое значение произведений Л.Н. Толстого о детях и детстве
Произведения Л. Н. Толстого представлены во всех современных программах по литературному чтению – от начальных до старших классов. Наиболее пристальное внимание к его творчеству наблюдается в учебниках Л. Ф. Климановой, М. В. Головановой, В. Г. Горецкого (комплект «Школа России»).
В работе с текстами произведений Л. Н. Толстого можно выделить основные направления, необходимость которых объясняется содержательными и художественными особенностями текстов:
1. Анализ содержания, который доказывает, что не устарели, а обострились вечные проблемы, поднятые писателем.
2. Анализ эмоционального плана текста, отслеживание каждого движения детской души. Обращение к «диалектике души» (по определению Н. Г. Чернышевского).
3. Анализ языка художественного произведения, выявление способов достижения краткости, стремительности действия, простоты стиля.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости многокомпонентного анализа текста каждого произведения Л. Н. Толстого. Только в этом случае создаются условия для развития ума и сердца ребенка, формирования его личностных качеств. Комплексный анализ обеспечивает максима
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Толстой Л. Н Детство. Отрочество. Юность. М.: Эксмо, 2015. 512 с.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. М.: Издательский цент «Академия». 2005. 578 с.
3. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе. М.: Изд. Центр «Академия». 2010. 288 с.
4. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1971. 922 с.
5. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого 1828-1890. М. 1958. 840 с.
6. Климанова, А. Ф. Литературное чтение: учебник для 1-4 классов / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2014. - 152 с.
7. Матвеева, Е. И Литературное чтение: учеб. для 4 класса: в 2 ч. / Е. И. Матвеева. - М.: Вита-Пресс, 2013. - Ч. 2.
8. Полтавец Е. Н. Изучение творчества Льва Толстого в школе. Уроки по Толстому в начальных классах на взгляд учителя старшеклассников. Литература. 2005. № 17. С. 3-5
9. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению. Практическая методика / Н. Н. Светловская, Т. С. Пичеоол. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
10. Тарасов А. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. М.: Языки славянской культуры, 2001. 176 с.