Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Полноценное развитие и воспитание детей в современной образовательной среде начинается с раннего возраста. При этом важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная моторика рук.
Специалистами отмечено, что моторика рук связана с высшими психическими функциями и свойствами сознания человека. Прежде всего – это внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память и речь и др.
По утверждению педагогов-исследователей, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Б.М. Неменского и др., из существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность наиболее способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка.
Очевидно, что художественная деятельность неразрывно связана с художественной способностью субъекта эстетически воспринимать, понимать и создавать художественные образы. Эффективным средством развития художественных способностей ребёнка является изобразительное творчество. Практика показала, что разнообразные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита. Кроме того, такой вид творчества как декоративное рисование может обеспечить дошкольникам развитие моторики рук.
Изобразительное творчество детей – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Развитие художественных способностей, их реализация в изобразительном творчестве делает ребёнка духовно богаче и радостнее. В процессе реализации собственного творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально. Он определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, выражая себя и свои чувства.
В ФГОС ДО отмечено, что необходимо обеспечить детям приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Декоративное рисование в данном случае является достаточно продуктивной методикой для достижения цели развития моторики рук у дошкольников 4-5 лет.
Развитие навыков моторики рук чрезвычайно важно для ребёнка. В жизни любого человека требуется использование точных и координированных движений кистей и пальцев. Ребёнку это необходимо для того, чтобы он мог одеваться, писать, рисовать и др. Чем старше ребёнок, тем больше становится разнообразных бытовых и учебных действий, которые ему необходимо выполнять.
Среди ученых и практиков нет единого мнения по поводу того, как проявляются возрастные особенности детей при развитии моторики рук и каким образом необходимо добиваться максимального прогресса у детей дошкольного возраста.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости развития моторики рук детей 4-5 лет в процессе развития декоративного рисования (по мотивам народных промыслов).
Объект исследования: процесс развития моторики рук детей 4-5 лет в процессе развития декоративного рисования (по мотивам народных промыслов).
Предмет исследования: методы и приёмы развития моторики рук детей 4-5 лет в процессе развития декоративного рисования (по мотивам народных промыслов).
Задачи:
1. Провести анализ понятия моторика рук и её развитие в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Изучить особенности развития моторики рук у дошкольников 4-5 лет в процессе развития декоративного рисования.
3. Описать организационно-педагогические условия развития моторики рук у дошкольников 4-5 лет в процессе развития декоративного рисования.
4. Предложить методические рекомендации по развитию моторики рук у дошкольников 4-5 лет в процессе развития декоративного рисования (по мотивам народных промыслов).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития моторики рук дошкольников в процессе развития декоративного рисования
1.1. Анализ понятия моторика рук и её развитие в условиях реализации ФГОС ДО
Содержание работ по развитию моторики рук у детей дошкольного возраста достаточно разнообразно. Под моторикой понимают двигательную активность организма или отдельных органов человека. Прежде всего – это последовательность движений и общая способность к выполнению действий, связанных с движением.
Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Моторика отвечает за ловкость рук и пальцев, а также, умение манипулировать мелкими предметами. Моторика также отвечает за координацию движений и четкость действий частей физического тела [6].
Под мелкой моторикой будем понимать совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Успешность мелкой моторики достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем. При этом большую роль также играет зрительная система. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин «ловкость».
Мелкая моторика – это прежде всего, комплекс скоординированных действий, который направлен на точное выполнение мелких движений. К ней относят самые разнообразные движения, от привычных жестов человека, до самых мелких манипуляций.
Специалисты считают, что с точки зрения анатомии, примерно одну треть двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти. Она расположена рядом с речевой зоной. Именно потому так важно развитие моторики у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. От успешного развития моторики рук ребёнка будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в дальнейшем школьном обучении, благополучная социализация ребёнка и др. Именно по этим причинам необходимо уточнять и систематизировать средства развития мелкой моторики рук детей. Чтобы эти процессы протекали успешно, в образовательной организации необходимо создать для этого соответствующие педагогические условия.
Развитие «ручной умелости» – есть одна их важных задач воспитания в ДОУ. В образовательных организациях давно стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки ребёнка к письму. Стали обычными ситуации, когда ребёнок имеет неподготовленную к письму руку.
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих из них движения рук плохо подчиняются задачам той деятельности, которая предусмотрена в этом возрасте. Особенно часто у детей встречается слабое развитие сложнокоординированных движений ведущей руки. У детей бывают плохо сформированы умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые
проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. -
Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. - 112 с.
2. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство
художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л.
Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально-
философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения:
14.03.2024).
3. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения:
14.03.2024).
4. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения:
14.03.2024).
5. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] / Л.С. Глебова. – М.: Педагогика, 2014. – 75 с.
6. Глебова, С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2014. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под
ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 144 с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2012. – 68с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества [Текст]: Учебник / Т.Г. Казакова. – М.:
Владос, 2012. – 255 с.
12. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие
способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18.
13. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России [Текст] / Т.А. Копцева. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
14. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
15. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и
методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б.
Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
16. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций / Б.Т.
Лихачев. – М.: Владос, 2010. – 367 с.
17. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания
школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 183 с.
18. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания,
обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А.
Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
19. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика / И.А. Лыкова. -М., 2009.-175с.
20. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы
диагностики художественно-творческого развития детей [Текст]:
Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ /
А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Феникс, 2009. – 272 с.
21. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах
эстетического воспитания [Текст]: Книга для учителя / Б.М. Неменский –
М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
22. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения:
14.03.2024).
23. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения:
14.03.2024).
24. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей
детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст]: Руководство практического
психолога / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Изд. 2-е, перераб., доп. - М. :
Деловая книга, 2001. – 144 с.
25. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – 82 – 97 с.