Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя по воспитанию толерантности у младших школьников 5
1.1. Анализ понятий толерантность и воспитание толерантности у младших школьников 5
1.2. Средства и способы деятельности классного руководителя по воспитанию толерантности у младших школьников 9
Глава 2. Методические аспекты деятельности классного руководителя по воспитанию толерантности у младших школьников 15
2.1. Организационно-педагогические условия деятельности классного руководителя по воспитанию толерантности у младших школьников 15
2.2. Методические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников в условиях деятельности классного руководителя 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Модернизация современного образования предполагает ориентацию школьной среды не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности школьника. Решение подобных задач в образовательной организации возлагается на классных руководителей.
Классные руководители являются в современной школе главным звеном воспитательной системы и основным лицом в процессе воспитания школьников. В зависимости от ситуации, и от того, с кем конкретно и по какому поводу классный руководитель взаимодействует, он выполняет в школе самые разнообразные функции.
Развитие толерантности субъекта является сегодня объективной потребностью социума. Толерантная личность способна конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире. Толерантный человек способен разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить и осуществлять нравственный выбор, за который способен нести ответственность перед собой и обществом.
Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Важнейшей задачей является формирование у школьников, начиная с младшего школьного возраста, способности и готовности умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Это, прежде всего, готовность принять особенности других людей, их взгляды, обычаи, традиции такими, какие они есть.
Такое качество, как толерантность личности, формируется в семье. В школе классным руководителем осуществляется педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость воспитания толерантности к одноклассникам у младших школьников в работе классного руководителя.
Объект исследования. Процесс воспитания толерантности к одноклассникам у младших школьников в работе классного руководителя.
Предмет исследования: средства и способы воспитания толерантности к одноклассникам у младших школьников в работе классного руководителя.
Задачи:
1. Провести анализ понятий толерантность и воспитание толерантности у младших школьников.
2. Рассмотреть средства и способы деятельности классного руководителя по воспитанию толерантности у младших школьников.
3. Описать организационно-педагогические условия деятельности классного руководителя по воспитанию толерантности у младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по воспитанию толерантности у младших школьников в условиях деятельности классного руководителя.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности классного руководителя по воспитанию толерантности у младших школьников
1.1. Анализ понятий толерантность и воспитание толерантности у младших школьников
В условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени школы, начиная с младшей школы, педагогу необходимо обеспечить личностно ориентированный подход в процессе обучения и воспитания. Младший школьный возраст – это возраст активного формирования личности. Младший школьник выстраивает отношения с взрослыми и сверстниками, включается в новый вид деятельности – учение. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения и происходит усвоение моральных норм и правил поведения [6].
Практическая подготовленность младшего школьника к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия. У детей постепенно формируется запас творческих решений реальных психологических задач и вырабатывается потребность в нравственном поведении.
Под толерантностью понимают способность уважать других, иное мировоззрение, образ жизни, обычаи и др. Это вежливость, которую люди проявляют к чужим убеждениям, культуре и образу жизни. Толерантность подразумевает признание того, что не все люди одинаковы. Толерантный человек не станет осуждать других людей за то, что их поступки или мнения расходятся с их взглядами. Толерантность не есть безразличие и не подразумевает принятия иного мировоззрения или образа жизни. Толерантность заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Основой толерантности является признание человеком права других на отличие. Это проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть. Это уважение иной точки зрения, сдержанность к тому, что не разделяешь, понимание и принятие традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст]//З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
2. Алоева, М.А. Классные часы в начальной школе [Текст] / М.А. Алоева. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. - 320 с.
3. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С. 96-101.
4. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
5. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст]/ М.В. Битянова. - Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
6. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст]/ М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
7. Болонина, В.В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога в условиях интегрированного обучения. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей [Текст] / Сост. В.В. Болонина. – Новокуйбышевск: Ресурсный центр, 2018. - 96 с.
8. Всемирная организация здравоохранения о физическом и психическом здоровье школьников [Электронный ресурс] - URL: http://www.who.int/suggеstions/fаq/ru/ (дата обращения 16.03.2024).
9. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
10. Гайдарова, Л.И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов [Электронный ресурс] - URL:http://www.twirpx.com/filе/885221/ (дата обращения 16.03.2024).
12. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
13. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе. – 2007. – № 10. – С. 43-50.
14. Королькова, Л.Г. Опыт образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. Г. Королькова, О. А. Чернова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - Т. 9. - No 1. - С. 272-274.
15. Кофанова, Л.В. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в здоровьесберегающем образовательном пространстве образовательного учреждения [Текст] / Л.В. Кофанова // Научно-образовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. – 2011. - No3 (18). - С. 126 - 131.
16. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения 16.03.2024).
17. Нечаев, М.П. Управленческая деятельность заместителя руководителя образовательной организации по воспитательной работе [Текст]/ М.П. Нечаев. - Справочник классного руководителя и заместителя по ВР. - 2015. - №1. - С. 4-9.
18. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
19. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.
20. Рыбкина, Т.А. Этапы становления института классных руководителей в России [Электронный ресурс]/ Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xiii/26948 (дата обращения 16.03.2024).
21. Сидоров, С.В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой [Электронный ресурс]/ Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №2. – URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Sidorov_Systematic_Approach/ (дата обращения 16.03.2024).
22. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
23. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст]/П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
24. Харламов, И.Ф. Педагогика. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики. - 2013. - 519 с.
25. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2044. - 272 с.