Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время система дошкольного образования претерпевает ряд изменений, связанных с введением Закона об образовании и Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Одной из целей и задач ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей и получения качественного дошкольного образования и полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе это касается и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших условий формирования личности и успешной социализации ребенка является его нормальное речевое развитие и полноценное речевое взаимодействие с окружающими. На этапе завершения дошкольного образования коммуникативные умения дошкольника должны быть сформированы. Это позволит ребенку не только перейти на следующую ступень образования, но и стать полноценным активным участником социума (ФГОС).
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с таким речевым нарушением, как заикание. Проблема заикания возникает, чаще всего, уже в раннем детстве и без существенной коррекционной работы дефект может сохраняться у человека долгое время и во взрослой жизни. Основные симптомы заикания – это нарушение плавности, темпа и ритма речи, которые появляются из-за различного рода прерывания, подливания или повторения отдельных звуков и слогов.
Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров В.А. Гиляровского, Н.Г. Неткачева, И.А. Сикорского. Созданием методик работы с заикающимися занимались многие ученые - педагоги: Н.А. Власова, С.А. Миронова, Е.Р. Рау, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелева, В.М. Шкловский и др. Изучением просодической стороной речи занимались Л.З. Арутюнян, Е.А. Архипова, Е.С. Алмазова, Н.П. Бехтерева, М. Вингейт и др.
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, и возникает и развивается в процессе общения.
Особые трудности в социализации испытывают дети с заиканием, которое представляет собой нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, вследствие чего у детей страдает процесс коммуникации. В научной литературе диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения (И.А. Сикорский, В.А. Гиляровский).
На сегодняшний день изучение взаимосвязи заикания с нарушениями диалогической стороны речи у детей дошкольного возраста является важнейшим направлением логопедии, педагогики и психологии в целях разработки новых программ по коррекции заикания детей и выведения логопедической работы на качественно новый уровень.
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований проявления заикания и способов его коррекции, особенности диалогической стороны речи при данном нарушении изучены не достаточно полно. Для проведения качественной коррекционной работы требуется выявить как можно больше существующих особенностей просодических нарушений при заикании, определить степень выраженности от структуры дефекта.
Цель исследования: изучить особенности нарушения диалогической речи у заикающихся дошкольников с ОНР
Объект исследования: речи у заикающихся дошкольников с ОНР
Предмет исследования: особенности нарушения диалогической речи у заикающихся дошкольников с ОНР
Задачи:
1. Рассмотреть заикание как речевое нарушение детей;
2. Проанализировать особенности формирования диалогической стороны речи у заикающихся дошкольников с ОНР;
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития диалогической стороны речи у заикающихся дошкольников с ОНР;
Методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение имеющихся исследований по вопросам особенностей диалогической стороны речи у заикающихся дошкольников с ОНР
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Заикание как речевое нарушение детей
Заикание — это болезнь, при которой человек не может своими волевыми качествами характера контролировать или "сглаживать" судорожно расстроенную речь, из-за чего повторяет или продлевает слова, слоги, фразы. Эта патологическая речь отличается не только повторением или удлинением произносимых звуков, слогов, слов, но и частыми остановками, разрывающими равномерное течение речи. Речевые тики (частое повторение слов-паразитов, протягивание звуков по типу "э-э-э") и речь взахлёб не имеют к заиканию никакого отношения.
Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего оно встречается у детей от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. По данным мировой научной литературы, заикаются около 2,5 % детей дошкольного возраста.
Среди взрослых заикание встречается у 0,73 % людей, охватывая более 70 миллионов человек во всём мире. А в недавнем исследовании американские учёные выявили, что из 135 взрослых людей заикается примерно один человек.
Мальчики заикаются в 2-3 раза чаще, чем девочки. С возрастом эта гендерная разница только увеличивается: мальчиков, которые продолжают заикаться, становится уже в 3-4 раза больше, чем девочек с этими же проблемами. Мужчины также заикаются чаще, чем женщины (в четыре раза). Приблизительно от 5 до 10 % детей заикаются в течение нескольких недель или нескольких лет. При этом 75 % детей выздоравливают от заикания, а остальные 25 % могут продолжить заикаться на протяжении всей жизни.
Основные признаки заикания — частые повторы букв, слогов или даже слов, протяжные звуки, а также частые остановки или паузы между слогами, словами и предложениями. Всё это разрывает плавное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно заметно нарушает качество речи и длится более трёх месяцев.
Заиканию также характерны:
- тенденция к избеганию общения;
- частое пребывание в расстроенном состоянии;
- спазмированные мышцы лица и шеи;
- нехватка волевых качеств характера (выдержки и самообладания, терпеливости и целеустремлённости, настойчивости и принципиальности, инициативности и решительности, организованности и последовательности, самостоятельности и самоконтроля);
- страх перед публичным выступлением;
- внезапные повышения тембра голоса в интонации.
Во время волнения у человека с заиканием непроизвольно возникают различные виды насильственных движений — так называемые "тики", гримасы и неестественные движения. Таким образом он пытается преодолеть внутреннее напряжение и заикание.
При заикании нарушается последовательность смены сигналов начала и завершения элементов речи:
- Если сигнал завершения предыдущего элемента недостаточно сильный, то он повторяется снова. Так развивается типичное клоническое заикание — повторение звуков и слогов.
- Если речевой аппарат получает команду озвучивать следующий звук, но при этом ещё не завершён предыдущий сигнал, то последовательность формирования речи приостанавливается и развивается тоническое заикание — паузы или растягивание звуков.
Появление заикания также связано с генетическими нарушениями. Начиная с 2010 года, исследователи из Национального института глухоты и других нарушений коммуникации определили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием. К ним относятся ген 12-й хромосомы. Мутации в этих генах встречаются у 6 % заикающихся.
Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого "усиливается" невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария.
Но иногда, когда мысли "обгоняют" язык, возникает физиологическое заикание. В его основе лежит трудность в реализации речевого замысла в момент общения. Вероятный патогенез такого заикания — лингвистически слабая работа левого полушария мозга, которая проявляется в проблемах с реализацией запрограммированного смысла высказывания.
Классификация и стадии развития заикания
В МКБ-10 (Международной классификации болезней) заикание относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения, которые обычно начинаются в детском или подростковом возрасте.
Формы заикания
Виды заикания по форме судорог:
- респираторное (дыхательное) заикание — судороги дыхательного аппарата;
- вокальное (голосовое) заикание — судороги голосового аппарата;
- артикуляционно-фонетическое заикание — судороги артикуляционного аппарата;
- смешанное заикание (например, дыхательно-артикуляционное или артикуляционно-голосовое).
Дыхательное заикание является самой тяжёлой формой дыхательных судорог. Оно делится на две подгруппы:
- инспираторные формы заикания — проявляются на вдохе;
- экспираторные формы заикания — проявляются на выдохе.
В зависимости от патогенеза и причины возникновения бывает две формы заикания:
- Неврозоподобная форма — заикание, связанное с остаточными органическими изменениями головного мозга, которые возникли у малыша ещё внутри утроба матери или в раннем детстве. Примерами такой формы являются заикание и гиперкинезы (тики) при детском церебральном параличе и минимальном нарушении работы мозга с синдромом гипервозбудимости и дефицита внимания (СДВГ). У детей с нервозоподобным заиканием часто диагностируют задержку психического и моторного развития.
- Психогенная (невротическая) форма (логоневроз) — заикание, возникающее из-за испуга или хронического стресса, которые приводят к развитию психосоматических заболеваний. Такая форма заикания встречается достаточно редко.
Виды заикания по течению:
- волнообразное — наиболее распространённый тип заикания, при котором клиническая картина то ухудшается, то улучшается;
- стационарное — симптомы заикания практически не меняются со временем, чаще всего так протекают лёгкие формы;
- реградиентное — симптомы со временем пропадают, такой тип чаще встречается у детей;
- проградиентное — заболевание прогрессирует, это ухудшение, как правило, длится до 18–20 лет;
- рецидивирующее — периоды заикания и нормальной речи чередуются.
Стадии развития заикания
Первая стадия:
- Заикание возникает очень редко, эпизодически. Оно практически незаметно для окружающих и самого заикающегося. Однако со временем заикание становится более постоянным и выраженным, при этом периоды плавной речи постепенно сокращаются и наступают всё реже и реже.
- В большинстве случаев заминки связаны с произнесением первого слова в предложении, предлогов и союзов.
- Заикание усиливается, когда человеку кажется, что к нему относятся с пренебрежением или "вторгаются" в его личную сферу, а также когда собеседник устанавливает своё превосходство в беседе. При этом заикающийся начинает испытывать психологический дискомфорт, становится возбуждённым, из-за чего начинает быстрее говорить и нервничать.
- Заикающийся человек во всех ситуациях говорит свободно, без смущения, при этом он ещё "не осознаёт" своего дефекта речи и не боится публичного общения.
Вторая стадия:
- Заикающийся уже осознаёт наличие дефекта речи. Нарушение становится более длительным, но оно всё ещё мало заметно окружающим. Судорожный дефект речи может полностью исчезнуть на короткое время.
- Заикание чаще всего проявляется при произнесении многосложных слов, "торопливой" речи или в моменты эмоционального возбуждения.
- Случаи заикания возникают одинаково часто как в общественных местах, так и дома. Однако в особо важных и ответственных ситуациях центральная нервная система может контролировать речь заикающегося, замедляя темп речи, тем самым уменьшая количество запинок.
Третья стадия:
- В определённых ситуациях (особенно при публичном выступлении) очень трудно произнести речь, выстроить правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками. Заикающийся всё это чётко осознаёт.
- Постоянно возникают сложности при произнесении определённых слов и звуков.
- Чтобы избежать "запинок", человек начинает заменять одни слова на другие.
- При всех явных признаках заикания человек не избегает общения, у него нет выраженных переживаний на счёт дефекта речи, отсутствует страх речи и неловкость при разговоре.
Четвёртая стадия:
- Заикание становится большой личностной проблемой для человека. У него возникает явное предвзятое отношение к своему дефекту речи: он смущается и даже стыдится его. У заикающегося возникают мысли типа "я не могу говорить", "меня невозможно слушать", "людям со мной неприятно" и др.
- Сформированы стереотипные трудности при произнесении определённых слов и звуков. Причём заикающийся уже точно знает, в каких ситуациях, при каких условиях и в обществе каких людей заикание усиливается и может проявиться максимально ярко.
- Осознание своей речевой "ущербности" ведёт к уклончивым ответам и появлению страха общения с окружающими.
- Всё перечисленное постепенно ведёт к замкнутости и избеганию общения.
Речевая нервная система во много раз сложнее, чем психологические и педагогические сложности, возникающие у детей с заиканием [6].
В литературе о таких особенностях встречается мнение, что эта характеристика - изменение психики как повторяющаяся реакция на свою неполноценную речь (С.И. Павлова). Большинство авторов характеризуют этот признак без учета той дифференциации, которая наиболее ярко проявляется у людей с годами. К сожалению, в младшем и дошкольном возрасте эта проблема распространена очень слабо [9].
И.А. Сикорский одним из первых назвал заикание болезнью детей. Он выделил две группы заикающихся детей. В первой группе были зафиксированы заикающиеся дети, которые заикались после психологической травмы [12].
Для этой группы также характерно быстрое развитие речи, несоответствующая возрасту длина речевого запаса, синтаксически правильные и формализованные мысли. Во вторую группу вошли дети, перенесшие травмы головы или инфекции и впоследствии начавшие заикаться. Эти дети отличаются от других детей задержкой речи [10].
Ученый В.А. Гиляровский придает особое значение тому, что заикание должно изучаться параллельно с исследованиями развития языковых функций. Он также подчеркивает, что заикание может влиять на психическую неустойчивость ребенка.
Позднее Ю.А. Флоренская, М. Совак, К.П. Беккер и другие отнесли изучение заикания в более раннем возрасте к эволюционной патологии, то есть патологии в период функционального развития.
Уже в раннем возрасте, а также в дошкольном, наблюдаются различные степени психологической специфики (В.С. Кочерга, Ю.А. Флоренская). Например, повышенная эмоциональность или ее подавление, истеричность, страхи, застенчивость и замкнутость [14].
Некоторые ученые придают большое значение вегетативным расстройствам нервной системы заикающихся детей, таким как обидчивость, анорексия, недосыпание, частые болезни и снижение физической силы.
С середины 1960-х годов утверждается, что заикание нарушает коммуникативную функцию речи нарушается коммуникативная функция речи (Р. Е. Левина, И. Я. Абелева, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, А. В. Ястребов).
Заикание исследуется в тесной связи с обстоятельствами коммуникативных особенностей, которые определяют реакцию ребенка на них и его поведение в речи. Произвольная активность (ее особенности), повышенная эмоциональность, неустойчивые или заторможенные нервные процессы, неустойчивые и легко истощаемые психические процессы, а у заикающихся - недоразвитие внутренней языковой регуляции из-за сниженной способности к реагированию. Исследователи придают большое значение формам и условиям речевого общения: заикающиеся дети говорят по-разному, и трудности их речи варьируются (Н.А. Власова, Н.В. Чевелева, Е.Ф. Рау).
В.И. Селиверстов в 2001 году охарактеризовал экспрессивную речь заикающихся детей по этим признакам [4]:
1. нарушение плавности, темпа, в некоторой степени, мелодия дезорганизована. Речь часто прерывистая, с нерациональными паузами, значительными трудностями в произношении звуков или просто затруднениями в начале фраз;
2. сочетания вспомогательных звуков и вспомогательных слов представляют собой словесные фокусы (эмболизмы);
3. большинство детей имеют ограниченную активную речь и мало общаются; и
4. произношение слов и звуков, неправильная последовательность построения фраз; 5. недостаток устной речи
5. недостаток устной речи сказывается и на письменной. Например, повторение одних и тех же букв, слогов, разрывы слов и неправильное построение предложений.
Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, И.О. Карачева и др. выделили особенности заикающихся детей, подчиненные речевой патологии.
В частности, психолого-педагогическая значимость заикающихся детей подчеркивалась и ранее (например, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, Е.Я. Рау).
В таких случаях В.И. Селиверстов классифицировал заикающихся детей на три группы по признаку фиксации:
1. ребенок не зацикливается на дефекте и понимает, что говорит несовершенно, не ущемляя себя, не смущаясь и не обижаясь
2. имеет умеренные фиксированность и немного беспокоится о них, скрывает их. В этих случаях волнение по поводу речи не имеет большого значения.
3. имеет выраженную фиксированность, концентрируется только на своем плохом стиле речи и очень долго переживает после этого. Для этого ребенка характерно, что он мнителен, держится особняком и выражает страх, что скажет что-то не то.
По мере увеличения возраста заикающихся детей степень их фиксации на своих недостатках становится все более сложной. С возрастом степень фиксации заикающихся детей на своих недостатках усложняется.
Согласно исследованиям Г.А. Волковой, заикание влияет на личность ребенка и отношение к нему в семье, делает его агрессивным, грубым, крайне неохотно говорящим. [5]
Дети, которые заикаются или плохо ведут себя при разговоре, в будущем влияют на развивающие формы игры. Чаще всего заикающиеся дети находятся в стороне и не хотят играть со своими сверстниками. Когда заикающиеся дети играют, они не критикуют себя и проявляют энергичные фантазии. Чувствуя свою неполноценность, заикающиеся дети ведут себя неадекватно и грустно в кругу сверстников. Бедная речь и неорганизованные движения выдают трудности в игре, а стереотипы способствуют недостатку.
В целом, сильными показателями для детей дошкольного возраста являются отсутствие формальности в игре, неумение общаться в группах, слабая активность и слабые формы мышления в играх. Эти характеристики определяются как низкий уровень развития социального поведения.
Несмотря на то, что психолого-педагогические особенности у заикающихся дошкольников мало изучены, можно сделать некоторые выводы: современные, традиционные и классические формы исследования выявили очень тесную взаимосвязь между заиканием и психофизическими этапами развития заикающегося человека, его личности в целом, его установками и отношением к окружающему миру. Это помогает определить психолого-педагогические подходы к изучению и коррек