Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе образования. Сегодня, одной из главных задач школьного обучения является адаптация обучающихся в мире высоких технологий и постоянно возрастающего объема информации. Большое значение имеет обучение младших школьников математике, которая обладает прикладной значимостью, а логика изложения геометрического материала позволяет развивать у учащихся умения аргументировать проводимые рассуждения.
В государственном образовательном стандарте НОО сформулированы требования к уровню подготовки выпускников по математике, представленные в виде компетенции, которая заключается в необходимости применять полученные знания, умения, способы деятельности в практических ситуациях и повседневной жизни.
Таким образом, одной из актуальных задач, на сегодняшний день, является разработка методик формирования компетенций, в том числе и выбор средств, обеспечивающих эффективность учебного процесса. К таким средствам можно отнести средства информационно–коммуникационных технологий. Они включают в себя электронные учебники, виртуальные лаборатории, системы тестирования, редакторы чертежей, цифровые образовательные ресурсы и др., позволяют увеличить степень самостоятельности учащегося при усвоении учебного материала, повысить наглядность, осуществлять моделирование геометрических объектов, автоматизировать контроль знаний и умений учащихся.
Использование данных ресурсов в процессе обучения математике в начальной школе может быть направлено на формирование отдельных компонентов ключевых компетенций - формирование теоретических знаний, графической грамотности, учебно-познавательных умений, а также в качестве средства формирования предметных компетентностей по математике.
Объект исследования - процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования - формирование ключевых компетенций у обучающихся начальной школы на уроках математики средствами информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза исследования: формирование ключевых компетенций у обучающихся начальной школы будет эффективным, если:
– в качестве средств формирования ключевых компетенций будут применяться информационно-коммуникационные технологии, такие как виртуальные конструкторы (GeoGebra, Живая геометрия), тренажеры, компьютерные тесты;
– при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике будут решены дидактические задачи (организация самостоятельной деятельности учащихся, сопутствующего повторения, самоконтроля в процессе решения учащимися задач).
Цель исследования – научное обоснование и разработка методики формирования ключевых компетенций в процессе обучения математике у обучающихся начальной школы средствами информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с целью, предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- На основе анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы выделить основные идеи и принципы компетентностного подхода в обучении;
- Выявить особенности формирования ключевых компетенций при изучении геометрического материала;
- Рассмотреть основные виды информационно - коммуникационных технологий, применяемых в обучении математике;
- Разработать содержательный и процессуальный компоненты методики формирования ключевых компетенций на уроках математики средствами ИКТ;
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования:
- Теоретический анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы;
- Сравнительный анализ существующих средств информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения математике;
- Наблюдение за ходом процесса обучения математике в начальной школе.
Методологической основой исследования являются:
– Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования (А.В. Хуторской);
– Компетентностный подход в образовании (Лебедев О.Е, Зимняя И.А., Андреев А.А.);
– Концепция применения ИКТ в образовании (М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос, И.В. Роберт).
Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, включающий 24 источника. Работа содержит 3 приложения.
Глава I. Теоретические основы формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы в процессе обучения математике
1.1. Компетентностный подход в обучении: сущность, содержание
Цели школьного образования всегда определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня данный подход является недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В настоящее время главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств. В педагогической литературе все чаще обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в обучении. Использование, применение и внедрение компетентностного подхода в процессе обучения становится все более актуальным. Термины «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» стали широко используемыми относительно недавно в контексте обсуждений о проблемах и путях совершенствования системы образования в России. Обращение к этим понятиям связано с желанием определить необходимые изменения в сфере образования, включая школьное образование, которые обусловлены изменениями, происходящими в обществе.
В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Английский психолог Дж. Равен определяет компетентность, как уникальную способность успешной реализации конкретных действий в определенной области, включая узкоспециализированные знания, особые навыки в данной области, методы мышления и осознание личной ответственности за свои поступки. Этот термин подчеркивает значимость «высших компетенций», которые предполагают наличие высокого уровня инициативы, способности мобилизовать людей для достижения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
И.А. Зимняя трактует «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, «компетенция» рассматривается как не пришедший в «употребление» резерв «скрытого», «потенциального» [7].
А.В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» представляет собой набор качеств, необходимых для успешной работы в определенной сфере. Это уже сформировавшееся личностное свойство (совокупность качеств) учащегося и опыт работы в конкретной области. Другими словами, это умение учащегося обладать необходимыми навыками для данной деятельности. Компетенция – владение, обладание человеком соответствующей компетентностей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [15].
По мнению Э.Ф. Зеера, важно не только обладание обширными знаниями и опытом, но и способность применять накопленные знания и навыки в необходимый момент при выполнении профессиональных обязанностей.
Как отмечает В.В. Сериков, компетентность - это способность обладать знаниями, навыками, образованием, способствующий саморазвитию личности и нахождению воспитанником своего места в обществе.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетентностный подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция» [17].
Лебедев О.Е. определяет компетентностный подход представляет собой набор общих принципов, определяющих цели образования, выбор содержания обучения, организацию учебного процесса и оценку учебных достижений. Среди этих принципов выделяются следующие аспекты:
• Суть образования заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать задачи в различных областях и сферах деятельности, основываясь на общественном опыте, включая личный опыт учеников.
• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
• Суть организации учебного процесса заключается в обеспечении условий для развития у учащихся опыта самостоятельного решения разнообразных задач, включая познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие аспекты, которые являются основой образования.
• Оценка достижений в образовании опирается на анализ уровня образовательной подготовки, достигнутого обучающимися на конкретном этапе обучения [9].
Компетентностный подход к образованию школьников ориентируется на самостоятельное участие личности школьника в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций.
Образовательная компетенция представляет собой комплекс взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способов деятельности учащегося, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности в отношении реальных объектов.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Ключевыми образовательными компетенциями являются:
1 Ценностно-смысловая компетенция
2 Общекультурная компетенция
3 Учебно-познавательная компетенция
4 Информационная компетенция
5 Коммуникативная компетенция
6 Социально-трудовая компетенция
7 Компетенция личностного самосовершенствования [17].
Итогом работы любой общеобразовательной школы является выпускник, который сам определяется в жизни, выбирает дальнейшее профессиональное образование, получая профессиональную квалификацию.При условии сформированности ключевых компетенций, выпускнику обеспечена успешная социализация личности и профессионального самоопределения.
1.2. Особенности формирования ключевых компетенций при изучении геометрического материала
Формирование ключевых компетенций – одна из задач, которую ставит перед общеобразовательной школой, определяющей современное качество содержания образования, модернизация российского образования [18].
Качества, необходимые выпускнику для успешной социализации личности и профессионального самоопределения, можно успешно формировать в начальной ступени обучения. В начальной школе можно эффективно организовывать обучение любому предмету, включая математику, с использованием компетентностного подхода. Этот подход является важным аспектом личностного и социального развития обучающихся.
При формировании ключевых компетенций, у учащихся формируется система знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной работы и личной ответственности, объединенная в универсальную целостную структуру.
Развитие ключевых компетенций при изучении геометрического материала, начиная с 1 класса.
Ценностно-смысловая компетенция:
Ученику необходимо ясно представлять, что и как он изучает в настоящее время и на последующих занятиях, и как он сможет применить усвоенные знания в будущем. Для развития этого вида компетенции можно применять следующие приемы.
1. Непосредственно при изучении нового материала учитель объясняет учащимся тему, а младшие школьники формулируют к ней вопросы, которые начинаются так: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем». На все вопросы младшие школьники активно ищут ответы. Выделяется и оценивается самый интересный вопрос. В результате младшие школьники четко представляют, последовательность изучения материала. Кроме того, данный прием позволяет им понять не только цель изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всем разделе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. – 2007. – №3. – С. 151-170.
3. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. – Воронеж, 1996.
4. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно- ориентированного обучения // Педагогика. – 2003. – №4. – С. 41-45.
5. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. – С. 58-65.–http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/
6. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
8. Иманова, О.А. Развитие деятельностной и креативной компонент медиакомпетентности учащихся старших классов средней полной школы средствами мультимедийных технологий / О.А. Иманова, О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. – 2009. – №5. – С. 106-109.
9. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.3-12.–http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm
10. Леднев В.С. Содержание образования. - М.: Высшая школа, 1989.
11. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
12. Оспанов Т.К., Кочеткова О.В. Методика обучения математике в начальных классах по учебникам нового поколения. – Алматы: Атамұра, 2005. – 256 с.
13. Погорелов, А.В. Геометрия: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
14. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины / авт.-сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. – М. 2006.– http://didacts.ru/dictionary/1008/word/kompetencija-obrazovatelnaja
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – http://www.eidos.ru
16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003. – №5. – http://www.eidos.ru
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 – 256 с.
18. Стратегия модернизации содержания общего образования материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования, 2001.
19. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 95 с.
20. Шабат Г.Б. Живая геометрия. Компьютер на уроке математики // Медиатека, 1997. – с.51-55
21. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. – 2004 – №2. – С.43.
22. http://center.fio.ru/ - Московский центр интернет образования
23. http://www.geogebra.org- официальный сайт GeoGebra
24. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция ЦОР