Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Словообразование - самостоятель-ный раздел лингвистики, изучающий образование слов из родственных или, другими словами, однокоренных слов и описывающий формально-семантическую связь между производящим словом и производным. Исполь-зуя вторые слова, словообразование исследует функции и роли морфем, рас-сматривая их через призму формы и семантики слова.
В современной лингвистике ученые обращают внимание на компрессив-ное словообразование как на личностный феномен. Компрессивное словооб-разование часто используется в разговорной речи, прежде всего потому, что, как известно, оно лишено стремления к удобству, а также своей краткости и выразительности. Случайно рожденное, производное от сжатия слово прове-ряется в разговорной речи, а затем систематизируется и фиксируется в словах. В настоящее время накоплен большой теоретический материал в области изу-чения унификации. Их исследование имеется в работах Т.Г. Винокура, И.П. Глотова, М.Д. Докулила, А.Н. Кожина, В.А. Кудрявцева, В.В. Лопатин, В.М. Мокиенко, Л.И. Осипова, А. Сопира, М.В. Тузова, Д.Н. Шмелева, Н.А. Янко-Троицкая и др.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия для использования ком-прессивного способа словообразования в русском языке.
Объектом исследования является процесс использования компрессив-ного способа словообразования в русском языке.
Предметом исследования являются основы и принципы использования компрессивного способа словообразования в русском языке.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий использования компрессивного способа словообразования в русском языке.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие словообразования;
- изучить виды словообразования в русском языке;
- детально проанализировать компрессию как способ образования но-вых слов;
- проанализировать компрессивные способы словообразования в совре-менном словотворчестве;
- дать оценку усечению как способу компрессивного словообразования.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по русскому языку, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, пяти пара-графов, заключения и списка использованной литературы.
§1. Понятие словообразования
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел лингвистики, изучающий этот процесс.
Почему слова образуются в языке? Образование новых слов может пре-следовать несколько целей: первая цель - выявить реалии действительности путем сведения синтаксических конструкций к одному слову (которое вы-ключено); вторая цель - переключиться на другую синтаксическую позицию определенного значения (например, существительные, имеющие значение действия, такого как пение образовано из глаголов, которые могут использо-ваться в качестве подлежащего сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование также может служить для выражения сти-листических характеристик слова и эмоциональных оценочных компонентов значений [12].
Словообразование, наряду с заимствованием, является важнейшим спо-собом обогащения словарного запаса русского языка. Авторское словообра-зование часто встречается в устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях: носитель языка придумывает и конструи-рует слова, которых нет в языке, ради языковой игры, которая придает его тексту большую выразительность. Чаще всего новые корни слов не изобрета-ются, а создаются новые словообразовательные производные в соответствии с имеющимися в языке словообразовательными моделями.
Основными задачами словообразования как отрасли лингвистики явля-ются следующие:
1) определить, является ли слово производным от современного языка (синхронно),
2) определить, от чего и как образовано это производное слово.
Основные понятия словообразования:
- производная основа,
- производящая основа,
- средство словообразования,
- способ словообразования,
- процессы, сопровождающие словообразование.
Производный базис - это базис, формально сформированный и мотиви-рованный в смысле другого базиса (критерия мотивации): таблица - это таб-лица, таблица – «маленький стол».
Производящая основа - это основа, наиболее близкая к производной, с помощью которой производная основа мотивируется и интерпретируется.
Средства и метод словообразования. Средством образования нового слова может быть словообразовательная морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание - одновременное соединение приставки и суффикса с об-разующей основой и т.д.).
Онако есть и другой способ образования нового слова: некоторые опе-рации выполняются с производящей основой (основами), которые являются средствами создания нового слова, при этом словообразовательные морфемы не используются. Среди этих операций можно выделить следующие:
1) сокращение производственной базы как средства создания нового слова (в пределах одной и той же части слова) специалист спец;
2) добавление компонентов производящих основ с возможной аббреви-атурой, сопровождающейся жесткой фиксацией их последовательности в производном слове, а также с одним ударением: универсальный мага-зин универмаг;
3) изменение частичной принадлежности слова: прилагательное чай имеет формы мужского, среднего, женского рода единственного и множе-ственного числа, а существительное чай имеет только формы женского рода единственного и множественного числа [15].
Для образования нового слова могут одновременно использоваться словообразовательная морфема и операциональный инструмент, например: земля + делать земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балабас Н. Н. Усечение как средство пополнения словарного со-става французского языка (на материале современной французской прессы) // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2015. № 3. С. 54–60.
2. Барт М. В. Компрессивное словообразование в современном рус-ском компьютерном жаргоне // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2009. № 2 (4). С. 55–60.
3. Захарова Л. А., Шуваева А. В. Словарь молодежного сленга (на материале лексикона студентов Томского государственного университета) : учеб.-метод. пособие. Томск : Изд. дом Том. гос. ун-та, 2014. 126 с.
4. Зеленин А. В. Компрессивное словообразование в эмигрантской прессе (1919–1939 гг.) // Вопросы языкознания. 2007. № 4. С. 98–128.
5. Земская Е. А. Активные процессы в русском словообразовании нашего времени // Acta Neophilologica. 2006. № 8. С. 9–21.
6. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М. : Просвещение, 1973. 304 с.
7. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разго-ворная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М. : Наука, 1981. 276 с.
8. Земская Е.А. Русский язык конца XX столетия. – М.: 2000. – 473 с.
9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Наука, 2011. – 323 с.
10. Зимина Л.О. Компрессивное словообразование в рекламе. – М., 2016. – Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/kompressivnoe-slovoobrazovanie-vreklame.pdf (дата обращения: 16.03.2024).
11. Казимова Э.А. Активизация суффикса -и- в современном слово-творчестве // Мир науки, культуры и образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 570–573.
12. Казимова Э.А. Гендерная модель речевого поведения при выра-жении экспрессии в русском языке // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер.: 2: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 34, вып. 2.
13. Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: очерки о русской лексике и лексикографии. – М.: Знак, 2008. – 283 c.
14. Лазарева Ю. А. Усечение в современной речи : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 16 с.
15. Лебедев П.П. Особенности функционирования компрессивного словообразования в речи спортивных тележурналистов. – М., 2014. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/philology/45939.php (дата обращения: 15.10.2021).
16. Маринова Е. В. Усеченные субстантивы в современной русской речи: «свое» и «чужое» // Язык в движении: К 70-летию Л. П. Крысина / отв. ред. Е. А. Земская, М. Л. Каленчук. М. : Языки славянской культуры, 2007. С. 385–399.
17. Минеева З. И. Препод и чел: новые усечения // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 221– 229.
18. Николина Н. А. Активные процессы в современном словопроиз-водстве // Современный русский язык: функционирование и проблемы препо-давания : сб. тр. конф. / отв. ред. А. А. Уразбекова. Будапешт : Российский центр науки и культуры, 2019. С. 274–279.
19. Николина Н. А. Активные процессы в сфере усечения // Научное наследие Б. Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкозна-ния (к 100-летию со дня рождения Б. Н. Головина) : сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. / ред. Т. Б. Радбиль. Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2016. С. 336–339.
20. Осипова Л. И. Активные процессы в современном русском слово-образовании (суффиксальная универбация, усечение) : дис. … д ра филол. наук. М., 1999. 506 с.
21. Петрухина Е.В. Новые явления в русском словообразовании. – М., 2011. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/philology/45939.php (дата обращения: 16309.2024).
22. Рацибурская Л. В., Самыличева Н. А., Шумилова А. В. Специфика современного медийного словотворчества : учеб. пособие. М. : ФЛИНТА, 2015. 136 с.
23. Ряжских Е. А. Явления разговорно-речевого словообразования в русской художественной прозе ХХ столетия : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2007. 24 с.
24. Санджи-Гаряева З. С. Усечение как способ словообразования в разговорной речи // Актуальные проблемы русского словообразования. Са-марканд : [б. и.], 1972. Т. 2. С. 242–253.
25. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы // Исследования по славян-ским языкам. – Сеул, 2001. – № 6. – С. 177–202.
26. Соловьева Н. А. Усечения в современной англоязычной прессе : автореф. дис. … канд. филол. наук. Пятигорск, 2009. 22 с.
27. Тумакова Е. В., Домнина Д. В. Окказиональное отсечение как ак-тивный способ современного словообразования // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2013. № 1. С. 130–135.
28. Устименко И.А. Явление семантической конденсации в языке и речи // Теория языкознания и русистика: наследие Б.Н. Головина. – Н. Новго-род, 2001. – С. 317–319.
29. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1968. 312 с.
30. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Сло-вообразование. Морфология. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
31. Щербакова А.В. Тенденции экономии и точности в современном немецком письменном языке. – Тамбов: ТГУ, 2001. – 335 с.