Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Разработка темы имеет особую востребованность в наше время. Это объясняется основным образом тем, что детей, страдающих разными речевыми отклонениями, становится все больше. Соответственно, нужно развивать методологический аппарат коррекционного воздействия на данную категорию детей.
Ринолалия − нарушение тембра голоса и произношения, обусловленное анатомо-физиологическими недостатками речевого аппарат. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация значительно отличается от нормы. При типичной фонации во время произнесения всех звуков речи, помимо носовых, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой, что приводит к чрезмерному резонированию носовой полости по сравнению с ротовой.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. Вопросы профилактики дисграфии рассматривали такие ученые, как Е. И. Алябьева, В. Н. Бельтюков, Н. М. Борозинец, Н. А. Гвоздев, И. И. Ермакова, А. Г. Ипполитова, Е. А. Люц, Н. В. Обухова, Ю. С. Рогожина, М. Н. Титова, Т.С. Шеховцова отмечали что часто голоса детей с ринолалией бывают охриплым, а при ларингоскопии выявляется гиперемия и гипертрофия голосовых складок.
Объект исследования – дисграфия у старших дошкольников с открытой врожденной ринолалией.
Предмет исследования – содержание работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников открытой врожденной ринолалии.
Цель исследования – теоретически обосновать принципы, методы коррекционной работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с открытой врожденной ринолалией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме профилактики дисграфии у старших дошкольников с открытой врожденной ринолалией.
2. Определить принципы и методы логопедического обследования старших дошкольников.
3. Определить содержание логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с открытой врожденной ринолалией.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов: теоретический, который включал в себя анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОТКРЫТОЙ ВРОЖДЕННОЙ РИНОЛАЛИЕЙ
1.1. Становление механизмов речи в онтогенезе
В современной логопедии под термином «онтогенез речевого развития» понимают закономерности овладения всеми ее компонентами, особенности формирования речевой системы у человека. К началу относится появление первых слов, но некоторые специалисты относят и к проявлению речевых реакций (гуление, лепетание). Понимание этих особенностей важно для составления коррекционно-логопедической работы и выявления дизонтогенеза у ребенка.
Существует несколько классификаций, предложенных известными логопедами и лингвистами. Наиболее популярная периодизация была составлена А. Н. Гвоздевым [4], который подробно описал овладение ребенком частями речи. Они также часто ссылаются на закономерности, выявленные А. Н. Леонтьевым [11]. На основании знаний об онтогенезе нормальной речи логопеды могут определить ее нарушения у детей.
А. Н. Леонтьев выделил 4 основных этапа развития речи в онтогенезе, которые начинаются с рождения и охватывают школьный возраст. Их краткое описание представлено ниже[4].
Подготовительный этап.
В период от рождения до года создаются предпосылки для овладения компонентами языковой системы. Первые голосовые реакции – крик и плач, которые способствуют развитию дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.
В возрасте нескольких недель малыш начинает прислушиваться к голосам окружающих людей и реагировать на них. К концу 1-го месяца он уже успокаивается, когда слышит колыбельную. В первые месяцы появляется комплекс оживления: улыбка, двигательные движения конечностей в ответ на появление родственников. Появляется реакция на интонацию взрослого.
В 2 месяца появляется гуление, а к 3-4 месяцам наступает стадия лепета. С 5 месяцев ребенок пытается повторить артикуляцию взрослых. С 6 месяцев в речи появляются слоги. Подражая, малыш осваивает все основные элементы просодической стороны речи.
В период от 6 месяцев до года ребенок различает определенные звуковые сочетания и сравнивает их с предметами или действиями. Постепенно малыш повторяет за окружающими все более сложные сочетания звуков. Конец периода знаменуется появлением первых слов и активацией коммуникативной функции речи. В это время родителям очень важно создать ребенку благоприятные условия для освоения языковой системы [2].
Стадия развития до трех лет.
В возрасте от года до трех лет дети обращают особое внимание на артикуляцию окружающих. Ребенок повторяет за взрослыми и пытается произносить все более сложные слова. В его речи смешения, замены и искажения фонем происходят за счет правильных артикуляционных моделей, не сформировавшихся в силу возраста.
От года до 1,5 лет речь детей носит ситуативный (контекстный) характер. Понять, чего хочет ребенок, можно только приняв во внимание ситуацию. Малыш активно использует невербальные средства общения. Начиная с 1,5 лет речь приобретает более обобщающую направленность. Он начинает понимать указания взрослых. С 2 до 3 лет происходит активное накопление словарного запаса.
К началу 3-го года жизни осваиваются простые грамматические категории. Происходит переход от односложных высказываний к простым фразам с нарушением норм соглашения. Постепенно ребенок осваивает навык грамматического соединения слов в предложении. К двум годам он почти полностью овладел категориями единственного и множественного числа; появляются падежные окончания. Понимание речи опережает возможности ребенка по произношению.
Дошкольный период развития.
У многих детей звукопроизношение искажается, поскольку органы артикуляции еще не готовы к сложным конструкциям. Совершенствует навык самоконтроля над своей речью и окружающими; формируются фонетико-фонематические процессы.
Словарный запас продолжает расти: к 4–6 годам дети используют примерно 3000–4000 слов. Значение слов уточняется, но иногда они употребляются не в соответствии с их значением. В 4-5 лет происходит явление словотворчества, в ходе которого происходит формирование языкового смысла.
Развивается грамматический строй и связная речь. Предложения становятся более сложными и более распространенными. В 4 года в речи детей преобладают сложные конструкции предложений. В возрасте 5 лет предложения составляются с учетом грамматических связей слов. Ответы детей похожи на небольшой рассказ. Начинается овладение монологической формой речи; короткие сказки дошкольник может пересказывать без помощи взрослых.
К концу дошкольного периода полностью формируется правильное звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы и контекстная речь.
Школьный период.
Его продолжительность – от 7 до 17 лет. Отличительной особенностью является сознательное усвоение речи. Осваиваются навык звукового анализа и грамматические правила родного языка. Основная роль отводится письменной речи. Ребенок учится осознанно использовать приобретенные речевые навыки.
Закономерности нормального речевого развития по А. Н. Гвоздеву
Предложенная схема основана на особенностях появления частей речи и грамматических категорий у детей. А. Н. Гвоздев выделяет два этапа [4]:
• использование аморфных слов;
• владение грамматическими категориями.
Логопеды при построении коррекционной работы опираются на эти закономерности онтогенетического развития речи.
Аморфные корневые слова.
А. Н. Гвоздев начинает рассматривать приобретение системы родного языка с года и 8 месяцев, когда у малыша уже появляются первые слова. Этот этап делится на два подпериода, каждый из которых имеет свои особенности.
• Одно слово – ребенок использует только отдельные слова, которые действуют как предложения. Некоторые из них служат для выражения его желаний и чувств. В это время он активно использует мимику и жесты. Первые слова не имеют четкой грамматической формы: он употребляет их в одном звуковом образе в разных контекстах («би» – машина, езда и т. д.).
Большую часть из них составляют существительные, звукоподражательные комплексы и лепет. Всего словарь ребенка в этот период содержит около 29 таких аморфных слов. Четко произносит гласные, губно-губные, переднеязычные, заднеязычные, Сь, Ль. Слоговая структура состоит из одного ударного слога или двух одинаковых.
• Второй подпериод характеризуется объединением слов в одно словосочетание, но оно грамматично. Несклоняемые существительные и глаголы выступают в форме повелительного наклонения («выпить», «дать» и т. д.). Слоговая структура усложняется: малыш учится произношению двусложных слов. Появляется Хь, Ц, И, иногда может пропускать звук в начале или конце слова. Малыш также осваивает произношение групп согласных, которые появляются в середине некоторых слов.
В этот возрастной период формируются предпосылки для успешного овладения ребенком компонентами языковой системы. Он начинает использовать простейшие формы частей речи и звуков с простой артикуляцией [3].
Освоение грамматической структуры предложений.
Этот длительный период начинается в 1 год 8 месяцев. и длится до 6 лет. Ребенок осваивает все грамматические навыки; Слоговой строй и звукопроизношение полностью формируются к 5-6 годам. Дети активно занимаются словотворчеством. Это явление вызвано попытками освоить нормы родного языка без знания грамматических правил.
Первый период
Первые формы слов (1 год 8 месяцев – 2 года). Малыш объединяет 3-4 слова в предложение. Он осваивает умение согласовывать существительное в именительном падеже с глаголом, появляются начальные признаки подчинения прилагательного. Сама фразовая речь отличается грамматичностью [5].
Начинает склонять слова по падежам (именительный, винительный, предложный); добавляет уменьшительные суффиксы; появляются новые формы глаголов; часто опускает префиксы.
В этот период появляются первые прилагательные, но ребенок употребляет их без согласования с существительным. Появляются наречия и местоимения (говорит о себе в 3-м лице); частицы. В трехсложных словах ребенок пропускает предударный слог, а в четырехсложных словах слоговая структура чаще всего сохраняется.
Появляются артикуляционные структуры N, T, D. Большинство групп согласных заменяются одной фонемой.
Второй период
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев. изучаются окончания и к предложениям добавляются союзы. Распространенной ошибкой является замена окончаний и использование их в одном значении. Появляются суффиксы, дательный и творительный падежи. Начинает склонять глаголы по лицам и временам, но может смешивать роды.
Количество прилагательных увеличивается, но при их употреблении ребенок нарушает нормы согласия. Форма множественного числа употребляется только в именительном падеже. Изучаются личные местоимения; наречия, которые используются для сравнения. Появляется больше предлогов и сложных союзов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бельтюков В. Н. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 21-38.
2. Бельтюков В. Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977. С. 3-71.
3. Борозинец Н. М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2008. 224 с.
4. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. СПб, 2007. 472 с.
5. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков : книга для логопеда. М., 1996. 143 с.
6. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М., 1984. 143 с.Каракулова Е. В. Коррекция системного недоразвития речи с учетом формирования эмоциональной сферы у дошкольников : учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2012. 130 с.
7. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. М., 1983. 80 с.
8. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006. 320 с.
9. Каракулова Е. В., Обухова Н. В. Фонологоритмическая работа с детьми раннего возраста при врожденных расщелинах губы и неба // Специальное образование. 2019. № 1. С. 27-40.
10. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М., 2007. 318 с.
11. Леонтьев А.Н. и современная психология: сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / МГУ, 1983. -287 с.
12. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М., 2011. 462 с.
13. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. М., 2020. 608 с.
14. Люц Е. А., Алябьева Е. И., Титова М. Н. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Новые горизонты науки: стратегии и направления развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2024г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/8491-printsipi-organizatsiya-i-metodika-logopedich
15. Обухова Н. В., Рогожина Ю. С. Этапы логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющими врожденную расщелину губы и неба // Специальное образование. 2019 № 2. С.128-145.
16. Обухова Н. В. Логопедическая работа с детьми с врожденной расщелиной губы и неба в младенческом возрасте : учебное пособие. Екатеринбург, 2020. 100 с.
17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие : с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е. А. Стребелева и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. М. , 2004. 164 с. Прил. (268. с. ил.).
18. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ - М.: Гос. учеб.-педагогическое изд. Министерства Просвещения РСФСР, 1959. - 476 с.
19. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. Екатеринбург, 2008. 140 с.
20. Репина З. А. Нарушения письма у школьников с ринолалией : Учеб. пособие. Екатеринбург, 1988. 90 с.
21. Репина З. А., Филатова И. А. Формирование фонематической системы языка у детей с ринолалией: учебное пособие. Екатеринбург, 2020. 80 с.
22. Репина З. А. Ринолалия. Екатеринбург, 2016. 77 с.
23. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1989. 223 с.
24. Харькова Л.В., Дубинина А.И., Яковенко Л.Н., Носко С.А. Принципы логопедического обучения при раннем хирургическом восстановлении нёба //Дефектология, 1999, № 6 , с. 21 - 24.
25. Хмелькова, Е. В. Логопедический практикум (Общее недоразвитие речи) : учебно-методическое пособие / Е. В. Хмелькова, Е. В. Хмелькова. — Киров : ВятГУ, 2018. — 96 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147145 (дата обращения: 17.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
26. Шабалина Т.И. Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с ринолалией // Дефектология. - 2002. - № 2. - С. 83.
27. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.00 / Акад. пед. наук СССР, Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - М., 1987. - 34 с.
28. Юрова Р.А. Формирование связной речи у детей-ринолаликов дошкольного возраста //Дефектология, 1996 № 2.