Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе посредством наглядности
1.1. Анализ понятия познавательные универсальные учебные действия в условиях реализации ФГОС НОО
Современный образовательный процесс в начальной школе регламентируют требования ФГОС НОО. В основе ФГОС НОО лежит системно - деятельностный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного. Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении.
При личностно ориентированном подходе, который тоже является сегодня актуальным, младшие школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении способов развития способностей и активности школьников.
Познавательный интерес и активность детей, которые способствуют развитию самостоятельности и стремлению к самоподготовке, формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного образовательного процесса.
Прежде чем педагогу выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков. В системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС НОО, ученики должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике.
Наличие познавательных способностей позволяет школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность при работе в ученических группах позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранные педагогом средства и методы.
Обучение младших школьников происходит маршрут «педагог – ученик – наглядное пособие». Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников педагоги, относятся к метапредметному результату.
Сегодня очевидно, что сформированные знания, умения и навыки не могут гарантировать ребёнку успешной социализации. ФГОС сегодня помимо предметных знаний регламентирует также знания метапредметные, или универсальные учебные действия (УУД). Под сформированными УУД можно рассматривать всю совокупность обобщённых учебных действий ученика [7].
Под познавательными УУД понимают общеучебные, логические универсальные действия, в том числе, постановку и решение проблем. Школьник должен хорошо понимать какая информация ему необходима. Он также должен быть способен находить недостающую информацию и уметь её анализировать. Формирование УУД происходит благодаря определённым этапам. Ученик должен хорошо представлять, какое именно действие ему предстоит выполнить. Педагогу важно стремиться к тому, чтобы мотивация школьника была устойчивой. Образовательные результаты в виде УУД невозможно сформировать за несколько уроков. Учителю необходимо систематически использовать деятельностный и личностно ориентированный подход в обучении [20]. Можно рассмотреть примеры заданий, которые помогут сформировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
1.Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
На этапе актуализации знаний у детей формируются общеучебные действия. Они учатся структурировать знания и контролировать процесс и результаты деятельности. если при этом использовать средства наглядности, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [11].
Очень продуктивны уроки с использованием визуальных наглядных средств. Также успешно можно использовать аудиовизуальные технические средства. Это, прежде всего, мастерское чтение текстов, применение мимики и жестов, использование соответствующей атрибутики и бутафории и др. Многие из этих средств дети в состоянии изготовить сами. Дети с большим удовольствием создают различные самодельные пособия, таблицы, рисунки и др. Это способствует развитию речи детей, планированию собственной деятельности, умения работать по плану и др. Учитель часто использует в образовательном процессе различного рода дидактические игры. Дети проявляют большой интерес к созданию наглядности при участии в дидактической игре. В данном случае целесообразно говорить о том, что учителю важно использовать такого рода наглядность в игровых технологиях.
Благодаря средствам наглядности учитель может с детьми провести предварительный анализ текста, или это поможет детям перевести текст на язык символов, или наоборот. Дети могут работать с различного рода моделями и сопоставлять полученные результаты с реальностью. Педагоги практики отмечают, что правильно используемая наглядность в начальной школе позволяет успешно формировать не только знания, умения и навыки по учебному предмету. Это также позволяет успешно формировать все группы УУД, личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Использование наглядных средств обучения обладает силой способности делать любой сложный объект более понятным и доступным. Применение наглядных средств обучения подразумевает совместную работу учителя и учеников при основательном изучении исследуемого предмета, объекта или явления.
Удобство использования наглядных средств обучения заключается в том, что они позволяют выразить основную мысль, или идею при помощи условных знаков. К примеру, при составлении схемы, важное значение приобретает выбор графического элемента, и способа композиционного объединения блоков схемы [14].
Применение наглядных средств в процессе обучения, формирует учебную деятельность младших школьников и облегчает усвоение учебного материала. Это приводит к существенной концентрации внимания детей и укрепления их знаний. Это всегда дает возможность ученикам видеть целостную картину события или явления. Целостное усвоение школьниками учебной информации в виде наглядности, обеспечивает перестройку многих их психических процессов.
Они в первую очередь взаимосвязаны с запоминанием школьниками структурно и логически взаимосвязанных частей учебной информации. С помощью наглядных средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. – 480 с. – ISBN 978-5-7638-4045-2. – Текст: непосредственный.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с. – ISBN 978-5-496-00013-2. – Текст: непосредственный.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 72 с. – ISBN 5-7695-0816-7. – Текст: непосредственный.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 15.03.2024). - Текст: электронный.
5. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 15.13.2024). - Текст: электронный.
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с. - ISBN 978-5-7555-4085-1. – Текст: непосредственный.
7. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46 c. – ISBN 978-5-490-22413-2. – Текст: непосредственный.
8. Клепинина, З.А. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246 с. – ISBN 978-5-534-10513-0. – Текст: непосредственный.
9. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников / Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с. – ISBN 978-5-2245-4045-5. – Текст: непосредственный.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47. – ISBN 978-3-1618-4044-7. – Текст: непосредственный.
12. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-499-34813-8. – Текст: непосредственный.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования / О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 343 с. - ISBN. – Текст: непосредственный.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Матюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008. -354 с. – ISBN 978-8-433-00019-9. – Текст: непосредственный.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47. – ISBN 5-7786-0815-8. – Текст: непосредственный.
16. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. - 180 с. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
17. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / Н.О. Мостова, И.Н. Агафонова, 2015. – 193 с. – ISBN 978-5-491-69013-7. – Текст: непосредственный.
18. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2017 – №4. – С.27-30. – ISBN 5-7790-0867-4. – Текст: непосредственный.
19. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова / Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39. – ISBN 978-5-491-00613-4. – Текст: непосредственный.
20. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / Л.Г.Петерсон – Москва: 2009. – 40 с. – ISBN 978-1-495-15013-4. – Текст: непосредственный.
21. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39. – ISBN 978-5-499-66313-1. – Текст: непосредственный.
22. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34. – ISBN 5-5542-4677-9. – Текст: непосредственный.
23. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков // - Москва: – 2012. -157 с. – ISBN 978-5-492-01413-8. – Текст: непосредственный.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2.4- С.45-49. – ISBN – ISBN 5-5542-4677-1. – Текст: непосредственный.
25. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И. Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 15.03.2024). – Текст: электронный.