Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Программа фенологических наблюдений и методические указания могут служить пособием по фенологии для учителей начальных классов. Фенологическая работа в школе должна строится в тесном сочетании с учебным процессом и различными формами внеклассной работы. Такими формами могут быть создание фенологического кружка, опытничество на пришкольной территории, сбор ботанических и зоологических коллекций, участие в заготовках растительного сырья, работа на школьной метеоплощадке и т.д.
Многолетняя повторяемость наблюдений является важным условием изучения природы. Это условие должно считаться непременным в организации фенологических наблюдений в школах, независимо от того, для чего они проводятся – в целях учебно-воспитательной работы или в целях привлечения учащихся к накоплению фенологических данных для решения научно-практических задач фенологии.
Основные задачи фенологической работы в школе:
расширить и углубить знания учащихся о природе родного края;
научить раскрывать закономерности в развитии природы;
способствовать экологическому образованию;
воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней;
развивать наблюдательность, любознательность, интерес к изучению природы;
способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Но, как показывает опыт, фенологическая работа в школе лишь тогда становится результативной и полезной, когда учитель постоянно руководит ею, привлекает к наблюдениям всех учащихся.
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений, учащиеся могут получить представление о синхронности развития растений, их реакциях на условия окружающей среды. Способны в дальнейшем устанавливать причины, обусловливающие темпы развития, выявлять надёжные фенологические указания сроков проведения различных сезонных работ (например, по борьбе с вредителями, уходу за садом, сбору лекарственных растений и т. п.).
Фенологические наблюдения дают преподавателям экологии ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, географии и биологии.
Объект исследования - сезонные наблюдения школьников.
Предмет исследования – формирование знаний о сезонных явлениях у младших школьников.
Цель исследования – изучение формирования сезонных явлений у младших школьников.
Цель работы определяет ее задачи:
изучить сезонные влияния на земле;
исследовать УМК ПНШ;
рассмотреть формы формирования знаний о сезонных являениях у младших школьников.
Теоретико-методологической базой исследования стали исследования таких авторов, как Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, Н.Н. Баранский, P.M. Кабо, Ю.Г. Саушкин, B.C. Преображенский, А.В. Даринский, Ю.А. Веденин, В.П. Максаковский.
Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования: изучение методической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение опыта работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий успешного формирования сезонных знаний у школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения, 2 глав и списка использованной литературы.
1.Причины сезонных явлений на планете Земля
Сезонные изменения на поверхности Земли проявляются в виде закономерно чередующихся сезонных явлений природы. Каждой территории свойственны свои сезонные явления и свои календарные сроки их наступления. По годам эти сроки непостоянны. Общеизвестны понятия «ранняя» и «поздняя» весна, «ранняя» и «поздняя» осень. Ежегодные колебания сроков наступления сезонных явлений природы нередко значительны 41, с. 32.
Жизнедеятельность живых организмов (растений и животных) зависит от нескольких факторов: периодически прибывающей и убывающей длительности светлого времени суток, годового хода температуры и др. Длительность светлого времени суток – величина более или менее постоянная для каждого календарного дня в определенном месте Земного шара. Например, если день – светлое время суток, 1 сентября продолжается 15 ч. 49 мин., то такой же длины день 1 сентября был в предыдущем и будет в последующие годы. На севере области – в Подосиновце, Пинюге светлое время дня 1 сентября длится дольше – 16 ч.
На юге области в Вятских Полянах этот день короче, чем в Кирове – 15 ч. 30 мин., а в Москве еще короче – 15 ч. 25 мин. Самый длинный день в г. Киров – 21 июня. Он продолжается здесь 19 ч 45 мин. Начиная с этого времени, светлое время суток становится короче.
Самый короткий день в г. Киров 8 ч. 57 мин. – 21 декабря. После 21 декабря длительность светлого времени суток постепенно увеличивается.
Весной и осенью при одинаковой температуре воздуха фенологические наблюдения имеют противоположную направленность. У большинства птиц весенний удлиняющийся день вызывает развитие половых желез и появление половых инстинктов.
Осеннее сокращение дня вызывает линьку, накопление запасов жира и стремление к перелету. Если выращивать сеянцы березы в теплице при высокой температуре и естественном освещении, осенью они впадают в состояние покоя и сбрасывают листву. То же происходит и с другими растениями, не только с березой.
При искусственном круглосуточном освещении или при продолжительности дня более 15 ч. сеянцы березы в теплице растут непрерывно и листвы не сбрасывают. При сокращении освещения до 10–12 ч. в сутки рост сеянцев прекращается, они сбрасывают листву и переходят в состояние зимнего покоя.
Реакция организмов на продолжительность дня (фотопериодизм) – важное приспособление, регулирующее сезонные явления у самых различных организмов. Если длительность светлого времени суток – величина более или менее постоянная для каждого календарного дня в определенном месте Земного шара, то годовой ход температуры подвержен значительным колебаниям. 1 сентября может быть теплым или холодным. Это зависит не от длительности светлого времени суток, а от того, какие воздушные массы пришли на данную территорию: холодные – из Арктики, теплые и влажные – с Атлантического океана или теплые и сухие – из жарких пустынь юго-востока.
Поэтому и будут колебаться сроки сезонных явлений. Например, в 1975 г. черемуха зацвела в Кирове 4 мая, на 18 дней раньше обычного, в 1945 г. – только 12 июня, в 1941 г. – даже 15 июня, в 1991 г. – 8 мая (на 14 дней раньше обычного).
Как видно, два основных фактора воздействуют на живые организмы, вызывая осеннее угасание жизненных процессов, а весной усиление и повышение жизнедеятельности, забегание вперед в теплые периоды и отставание в сроках развития – в холодные. В процессе естественного отбора все организмы, обитающие на данной территории, за столетия и тысячелетия приспособились к происходящим на ней сезонным изменениям и сами включились в периодическую ритмику природы.
У каждого организма выработался свой цикл развития, обязательно связанный и согласованный с циклами развития других организмов данной местности. Например, фиалки зацветают в окрестностях г. Кирова рано (около 29 апреля), когда нежные цветки хорошо заметны среди бурой прошлогодней травы, пока не поднялась окружающая их травянистая растительность и не скрыла от шмелей, пчел, бабочек, которые опыляют цветки. Цикл развития фиалок приспособлен к опылению насекомыми именно в этот ранний период весны. Он выработался в процессе естественного отбора в данной местности.
Еще пример. Развитие майского жука происходит в зем
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Н.Л., Куприянова М.К. Фенологический мониторинг / Н.Л. Абрамова, М.К. Куприянова // Биология в школе. – 2000. - №3. – С. 78
2. Беспалов А.Ф., Гаранин В.И., Цветков С.А. К динамике герпетофауны Западного Предкамья / А.Ф. Беспалов, В.И. Гаранин, С.А. Цветков // Герпетологический вестник. - 2000. - № 3-4. - С.3-9.
3. Белоха П.Н. Учебник всеобщей географии. Курс первый / П.Н. Белоха. – СПб.: Питер, 2004. – 218с.
4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Питер, 2005. – 439с.
5. Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий в школьном курсе физической географии: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / С.В. Васильев. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987. – 128с.
6. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 218с.
7. Галахов Н.Н. Роль фенологии в решении некоторых задач физической геграфии / Н.Н. Галахов // Труды фенологического совещания (29 ноября – 4 декабря 1957г) – Ленинград, гидрометеорологическое изд.,1960 – С. 70 – 74.
8. Гаранин В.И. Амфибии и рептилии в питании позвоночных / В.И. Гаранин // Природные ресурсы Волжско-Камского края. Животный мир. - Казань. Изд-во КГУ. 1976. - С.86-111.
9. Гаранин В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско-Камского края. / В.И. Гаранин. - М.: Наук, 1983. - 175 с.
10. Гаранин В.И., Даревский И.С. Программа изучения амфибий и рептилий в заповедниках / В.И. Гаранин. // Амфибии и рептилии заповедных территорий. Сб.науч.трудов. - М. 1987. - С.5-8.
11. Гаранин В.И., Коврига В.А., Хайрутдинов И.З. Герпетофауна Раифского участка ВКГПЗ: состояние и перспективы / В.И. Гаранин // Роль особо охраняемых природных территории в сохранении биоразнообразия и социальном развитии регионов. Материалы второй республиканской научно-практической конференции 23 – 24 мая 2002 г. – Казань: Изд-во Отечество. – 218с.
12. Гаранин В.И., Попов В.А. К методике количественно учета земноводных / В.И. Гаранин // Охрана природы и биогеоценология. - Казань. - 1977. - С. 53 - 69.
13. Григорьев В.Н. Математические алгоритмы в биологии и их программирование / В.Н. Григорьев // Методические указания к практическим занятиям по курсу «Биология». - Казань. - 1999. - 36 с.
14. Даринский А.В. Методика преподавания географии: Учебное пособие для студентов географических специальностей пединститутов / А.В. Даринский. – М.: Просвещение, 2005. – 329с.
15. Жукова Т.И. Влияние антропогенных воздействий на численность и структуру популяций озерных лягушек / Т.И. Жукова // Антропогенные воздействия на природные комплексы и экосистемы. – Волгоград, 1978. – С. 93-103.
16. Замалетдинов Р.И. Использование показателя флуктуирующей асимметрии для оценки состояния популяций зеленых лягушек урбанизированных территорий / Р.И. Замалетдинов //Вопросы герпетологии. – М.: Пущино, 2001. – С. 105 – 106.
17. Замалетдинов Р.И., Хайрутдинов И.З. Полиморфизм зеленых лягушек на урбанизированных территориях / Р.И. Замалетдинов // Фундаментальные и прикладные проблемы популяционной биологии. – Нижний Тагил, 2002. – С. 68-69.
18. Захаров В.М. Асимметрия животных / В.М. Захаров. – М.: Наука, 1987. –161 с.
19. Ищенко В.Г. Динамический полиморфизм бурых лягушек фауны СССР / В.Г. Ищенко. – М.: Наука, 1978. –148 с.
20. Красная книга Республики Татарстан. – Казань: Природа. 1995. - С.96-101.
21. Кузьмин С.Л. Популяционные аспекты трофологии земноводных // Итоги науки и техники ВИНИТИ: Сер. Зоология наземн. Позвоночных / С.Л. Кузьмин. т.17. - М., 1989. - С.52-100.
22. Методика изучения сезонных явлений природы / Под ред. Н.А. Аксёновой. - М.: МЦ РГО, 1993. – 328с.
23. Минин А.А. Фенология Русской равнины: материалы и обобщения / А.А. Минин. - М.: Академия, 2000. – 217с.
24. Павлов А.В., Замалетдинов Р.И. Животный мир Республики Татарстан. Амфибии и рептилии. Методы их изучения / А.В. Павлов, Р.И. Замалетдинов. - Казань, 2002. - 92 с.
25. Пестов М.В., Маннанова Е.И., Ушаков В.А.и др. Амфибии и рептилии Нижегородской области. Материалы к кадастру / М.В. Пестов, Е.И. Маннанова, В.А. Ушаков. - Нижний Новгород. 2001. - 178с.
26. Попов В.А., Лукин А.В. Животный мир Татарстана. Позвоночные / В.А. Попов, А.В. Лукин. -Казань: Татарское кн. Изд, 1988. - 248 с.
27. Порфирьев В.С. Растительность Раифы. Труды Волжско-Камского заповедника / В. С.Порфирьев. – Казань: Изд-во КГУ. - С.106-136.
28. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / Под ред. Бариновой И.И.. Герасимовой Т.П- М.: Просвещение, 2006. – 218с.
29. Соломин В.П. Теоретико-методические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествознания педагогического университета / В.П. Соломин. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 127с.
30. Сухов В.П. Деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В.П. Сухов. – Уфа: Изд. БГПИ, 2010. – 216с.
31. Учителя географии о методах обучения и воспитания школьников: Сб. статей. / Соств. И.С. Матрусов, М.В. Рыжаков – М. Просвещение, 2003. – 312с.
32. Терентьев П.В. Лягушка / П.В. Терентьев. – М.: Советская наука, 1950. – 344 с.
33. Терентьева Е.Ю. Комплексные фенологические показатели фитоценозов и их использование при организации феномониторинга (диссертация на соискание уч. ст. к. б. н.) / Е.Ю. Терентьева. – Екатеринбург, 2000. – 216с.
34. Тертышников М.Ф. Прыткая ящерица как консумент и продуцент. Среда обитания прыткой ящерицы / М.Ф. Тертышников // Прыткая ящерица. Монографическое описание вида. - М. Наука. 1976. - С.292-302.
35. Хайрутдинов И.З. К изучению герпетофауны восточной части Раифского участка ВКГПЗ / И.З. Хайрутдинов // Третья конференции герпетологов Поволжья: Материалы региональной конференции. – Тольятти, 2003. – 92 с.
36. Чубинишвили А.Т. Морфогенетическая и цитогенетическая характеристики природных популяций зеленых лягушек гибридогенного комплекса Rana esculenta в естественных условиях и подверженных антропогенному воздействию. Автореф. дис… степени канд. биол. Наук / А.Т. Чубинишвили. – М.: 1997. – 19 с.
37. Шляхтин В.Г., Голикова В.Л. Методика полевых исследований экологии амфибий и рептилий.- Учебное пособие / В.Г. Шляхтин, В.Л. Голикова. - Саратов. Изд. СГУ, 1986. - 78с.
38. Шульц Г.Э. Общая фенология / Г.Э. Шульц . - Л.: Наука, 1981. – 216с.
39. Шульц Г.Э., Шамраевский В.Б. Фенологические наблюдения. Практическое руководство к производству наблюдений над сезонными явлениями живой природы / Г.Э. Шульц . - Л.: Наука, 1971. – 178с.
40. Фирсов Г.А., Фадеева И.В., Булыгин Н.Е. Парк и дендрарий Санкт-Петербургской лесотехнической академии как научный центр биологической и экологической фенологии / Г.А. Фирсов, И.В. Фадеева, Н.Е. Булыгин // Промышленная ботаника. 2009. Вып. 9. – 178с.
41. Федотова В.Г. Современное состояние отечественной фенологии / В.Г. Федотова. // Природная среда. - 2009. - № 4. – С. 32
42. Яновский С.А. Программа организации и ведения фенологических наблюдений: Методическое пособие / С.А. Яновский. - М.: Экосистема, 2005. – 218с.