Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Педагоги всегда ведут поиск наиболее эффективных способов для наилучшего обучения школьников. В настоящее время поиск новых методов обучения, связанных с интерактивными образовательными платформами приобретает на практике всё большее значение.
Это связано с личностно ориентированным и системно - деятельностным подходом, регламентируемым ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного обучения. В ФГОС СОО отмечено, что в рамках реализации предметного содержания курса «Технология», необходимо обеспечить обучающихся приобретением опыта практической преобразовательной деятельности.
В 10-11 классах старшие школьники занимаются продолжением изучения технологий современного производства, конструированием, сферой услуг. Задачей образовательной области технология развить и углубить компетентности и предметные компетенции, которые осваивали школьники в основной школе.
Под цифровой культурой понимают готовность и способность субъекта получать образование, которое реализуют с использованием цифровых технологий: компьютеров, сети Интернет, электронных сервисов и различных образовательных программ и др.
Чаще всего в этом контексте рассматривают дистанционное образование, когда ученик и педагог не взаимодействуют и весь учебный материал ученик осваивает самостоятельно, или удалённое образование, когда ученики и преподаватель встречаются в заранее заданное время по определённой ссылке и занимаются конкретным предметом. Чаще всего цифровое образование реализуют в смешанном формате.
Современные образовательные технологии всё быстрее внедряются в нашу жизнь. Это ориентирует субъектов на постоянное совершенствование своих знаний, умений и компетенций. Наиболее важно сегодня умение каждого ученика критически оценивать любую предлагаемую информацию, в том числе, учебную. Это может касаться как её достоверности, так и её логики.
Тенденции внедрения современных цифровых технологий становятся обыденностью, но за ними нужно успевать. Одной из современных образовательных технологий на этапе цифровизации образования, является технология перевёрнутого класса.
Её относят к инновационному методу обучения при котором теоретический материал изучается школьниками самостоятельно до начала урока с помощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций), а высвобожденное время на уроке направлено на решение учебных проблем, сотрудничество субъектов, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.
Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования школьников, учителя успешно используют технологию перевёрнутого класса, или технологии смешанного обучения.
Цель работы: изучить и обосновать целесообразность формирования цифровой культуры у старшеклассников на уроках технологии.
Объект: образовательный процесс на уроках технологии в условиях цифрового обучения.
Предмет: средства и способы применения цифрового обучения и формирование цифровой культуры на уроках технология у старшеклассников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия цифровая культура школьников в условиях реализации ФГОС СОО.
2. Изучить средства и способы формирования цифровой культуры у старшеклассников на уроках технологии.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования цифровой культуры у старшеклассников на уроках технологии.
4. Предложить методические рекомендации по формированию цифровой культуры у старшеклассников на уроках технологии.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы формирования цифровой культуры у старшеклассников на уроках технологии
1.1. Анализ понятия цифровая культура школьников в условиях реализации ФГОС СОО
Современный этап развития общества характеризуется процессами
цифровой глобализации. Это происходит во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Исследователи М.И. Максеенко, С.С. Смирнов и др., рассматривают процессы цифровизации и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. Они раскрывают преимущества и перспективы цифрового образования, в том числе, затрагивают проблемы использования новых технологий в образовательном процессе и проблемы качества современного образования.
Под цифровой культурой старшеклассников понимают сформированный комплекс знаний и компетенций в той или иной образовательной области, полученный посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), цифровых инструментов, средств мультимедиа и др., при этом сочетаемый, с критическим мышлением субъекта. Такого рода процессы осуществляются в условиях самоорганизации, самообразования и самосовершенствования личности, с учётом индивидуального подхода и личностно ориентированного обучения.
Под цифровизацией в целом понимают преобразование информации в цифровую форму. Цифровизация подразумевает тренд эффективного мирового развития образовательной среды [6]. Сегодня наиболее частым примером при использовании цифрового обучения рассматривают технологию перевёрнутого класса, которая может быть реализована для любой образовательной области и для любого уровня сложности обучения.
Под технологией перевёрнутого класса понимают инновационную концепция обучения, которая сочетает в себе аудиторные занятия с учителем и онлайн-обучение. Знакомство учеников с новым материалом происходит дома. На уроках ученики отрабатывают практические навыки и умения на основе полученных самостоятельно знаний. Если освоение знаний по каким-либо причинам затруднено, педагог оказывает школьникам любую необходимую помощь.
Методика перевернутого класса меняет местами урок и домашнюю работу. Технологии перевёрнутого класса часто называют смешанными технологиями обучения, поскольку в них всегда присутствуют элементы самостоятельной работы школьников, элементы дистанционного обучения, практическая работа в классе и наличие какой-либо онлайн платформы.
Такой подход позволяет каждому ученику заниматься в своем оптимально подобранном темпе и использовать наиболее близкие ему каналы восприятия информации. Ключевыми составляющими модели перевернутого класса являются:
-онлайн-платформа для коммуникаций в связи с учебным контентом;
-интерактивные инструкции и тренажеры по работе с учебным материалом;
- обеспечение систем мониторинга для обратной связи субъектов.
Применение новых цифровых технологий раскрывает педагогу новые возможности в преподавании своей дисциплины. А.М. Алексанков подразумевает под цифровизацией образования предоставление учащимся качественного программного обеспечения и информационных систем, благодаря которым они смогут иметь доступ к образовательным ресурсам всего мира, к электронным библиотекам, к результатам современных научных экспериментов и исследований и др. [3].
Чтобы всё это стало системой и заработало в комплексе, вначале необходимо обеспечить образовательные организации современной техникой, в частности современными компьютерами с доступом к сети Интернет. Главной целью процесса цифровизации образования является обеспечение наиболее эффективной отдачи всеми субъектами образования. Ключевые задачи цифровизации в образовании сегодня следующие [22]:
1. Использование цифровых технологий в образовательном процессе.
2. Взаимодействие всех уровней образовательной среды:
управленческой, информационной, учебной.
3. Предоставление для совместного использования цифровых ресурсов
и доступа к ним в облачных ресурсах всем участникам образовательных
отношений.
4. Обучение и непрерывное развитие в рамках повышения квалификации учителей образовательных организаций по применению цифровых технологий в образовательной деятельности.
5. Формирование комплекса цифровых образовательных ресурсов.
6. Коммуникация и обратная связь внутри цифровой образовательной среды.
7. Обеспечение роста уровня мотивации к профессионально-
ориентированному использованию цифровых технологий всеми субъектами образования.
8. Разработка и моделирование инновационных условий развития через
внедрение цифровых технологий в образовательный процесс.
9. Оказание информационных и консультационных услуг по
использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными
ресурсами.
10. Аккумуляция, систематизация и распространение информации по
использованию цифровых и облачных технологий в цифровой
образовательной среде образовательной организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, А.А. Новые образовательные технологии как механизм повышения качества знаний [Текст] / А. А. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – No16. – С. 400-403.
2. Атутов, П.Р. Роль технологического обучения в политехническом образовании школьников [Текст] / П.Р. Атутов, В.А. Поляков. – Москва: Пресс, 2016. – 128 с.
3. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – No 10. – С.299-303.
4. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
5. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
6. Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения школьников [Текст] / Л.П. Блощицина. - Начальная школа: плюс До и После. - 2003. - с.87
7. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 03.04.2024).
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский. - СПБ.: СОЮЗ,2006.-146 с.
9. Выгонов, В. В. Практикум по технологическому обучению: уч.
пос. для студ. [Текст] / В. В. Выгонов. – Москва: Академия, - 2014. – 250 с.
10. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии [Текст] / Э. М. Галямова, В. В. Выгонов. – Москва: Академия, 2013. – 340 с.
11. Гвоздева, Е.Е. Практико-ориентированные подходы к обучению.
Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального
образования [Текст] / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. – 2014. – No 6.3. – С. 21-25.
12. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 03.04.2024).
13. Давидчук, А.Н. Развитие у школьников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. – Москва: Педагогика, 2016. – 536 с.
14. Джуир, А.Л. Основы методики художественного конструирования: учеб. пособие [Текст] / А.Л. Джуир. - М.: Прогрес, 2007. - 236с.
15. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 03.04.2024).
16. Жакун, В. В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС / В. В. Жакун. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 948-950. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28101/ (дата обращения: 03.04.2024).
17. Жестков, В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии / В. В. Жестков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8.5 (112.5). - С. 19-22. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28628/ (дата обращения: 03.04.2024).
18. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. - М.: Речь, 2011. – 101с.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Просвещение, 2000. - 141с.
20. Лутцева, Е.А. Технология: Школа России [Текст] / Учебник для начальной школы 3 класс / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. - М.: Просвещение, 2017. – 75 с.
21. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей: метод. пособие [Текст] / А.В. Никитина. – М.: Издат. центр «Академия», 2011. – 54 с.
22. Новиков, Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 838-840. - URL: https://moluch.ru/archive/87/16628/ (дата обращения: 03.04.2024).
23. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 231.03.2024).
24. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный
ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 03.04.2024).
25. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL:
https://moodle.org/ (дата обращения: 03.04.2024).
26. Теплов, Б.М. проблемы индивидуальных различий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html (дата обращения: 03.04.2024).
27. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся: учеб. пособие [Текст] / И.А. Шипулина. – М.: Издательство «Начальная школа: плюс – минус», 2012. – 389 с.