Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Тема саморегуляции не переста-ет быть актуальной и сегодня, поскольку человек ежедневно сталкивается с массой стрессорных факторов, которые негативно влияют на его эмоцио-нальное состояние, нервную систему, здоровье и работоспособность. Что-бы успешно «идти» по жизни, человек должен контролировать свои эмо-ции, поэтому важно перейти в состояние, подходящее для той деятельно-сти, которую он выполняет. Эмоции влияют не на то, что происходит, а на то, как то, что происходит, воспринимается.
Рубинштейн писал, что каждый психический процесс вовлечен во взаимодействие человека с миром и служит для регулирования его дея-тельности, его поведения. Мир вокруг нас меняется все быстрее и быстрее. Поэтому нагрузка на людей, знающих его законы, постоянно возрастает.
Приспосабливаясь к ним, человек должен быть не только здоров, чтобы поддерживать свою работоспособность, но и обладать духовными силами, чтобы двигаться вперед. Чтобы повысить эффективность любого занятия, вы должны уметь объективно оценивать свои эмоции и научиться управлять ими. Человеческая жизнь - это многообразие форм деятельно-сти, в структуре которых формируется самосознание и, следовательно, са-моопределение. Саморегуляция буквально переводится как порядок, то есть саморегуляция - это преднамеренное и организованное воздействие субъекта на собственную психику с целью изменения ее свойств в желае-мом и ожидаемом направлении.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия саморегуляции эмоцио-нальных состояний человека.
Объектом исследования является процесс саморегуляции эмоцио-нальных состояний человека.
Предметом исследования являются основы и принципы саморегу-ляции эмоциональных состояний человека.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для саморегуляции эмоциональных состояний человека.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие эмоции;
- изучить феноменологию эмоций;
- детально проанализировать виды эмоциональных состояний;
- дать оценку приемам саморегуляции эмоционального состояния как важному ресурсу психологического здоровья личности;
- проанализировать эмоциональность в структуре темперамента че-ловека.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Понятие эмоции
Последние десятилетия ознаменовались растущим интересом ученых к изучению эмоций во всех социальных и когнитивных научных дисципли-нах, предметом изучения которых в той или иной степени является лич-ность и ее внутренний мир.
Постоянный интерес исследователей и прежде всего психологов к эмоциям обусловлен, с одной стороны, физиологическим и психологиче-ским значением этого явления и сложностью его природы и, следователь-но, объективными трудностями изучения этого явления, с другой: Рубин-штейн С.Л. 1984, Шингаров Г.Х. 1971, Рейковский Я. 1979, Изард К. 1999. Традиционно интересна проблема эмоций и для лингвистов, о чем свидетельствуют многочисленные современные публикации на эту тему: Апресян Ю.Д. 1999, Буянова Л.Ю./ Нечай Ю.П. 2006, Мягкова Е.Ю. 1990, Маслова В.А. 2007, Телия В.Н. 1987, 1991, Шаховский В.И. 1987, 1996, 1998, 2008, M.Schwarz-Friesel 2007, Hülshof T. 1999, Ортони А./ Клоур Д./Коллинз А. 1995 и т.д.
При этом, несмотря на внимание отечественных и зарубежных линг-вистов к проблеме взаимодействия языка и эмоций, она выступает, по мне-нию В.Н. Телия, одной из самых «разнородных» областей исследований, которая в настоящее время распределена между стилистикой, семантикой и прагматикой языка.
Анализ специальной литературы выявляет множество научных кон-цепций, претендующих на исчерпывающее объяснение сущности эмоцио-нального явления и в то же время противоречащих друг другу. Рассмот-рим некоторые из них более подробно.
Человеческие эмоции имеют психологические, философские, биоло-гические, физиологические и лингвистические аспекты, каждый из которых изучается и интерпретируется по-своему в соответствующей научной обла-сти. Кроме того, этот психологический феномен также изучается такими науками, как социология, этика, медицина, биохимия и литературоведение. Очевидно, разнообразие позиций и подходов объясняет обилие и беспоря-дочность терминологии в работах на тему эмоций. Из-за своей многомер-ной природы эмоциям как научному объекту не может быть дано универ-сального толкования. Поэтому эмоциональность как психический процесс требует комплексного подхода к ее изучению, объединения усилий ученых разных специальностей.
Только понимая результаты изучения отдельных аспектов эмоцио-нальности различными науками, можно получить полную картину этого объекта в его лингвистическом выражении. Этимологически термин «эмо-ция» в русском переводе означает «психическое возбуждение (гнев, страх, радость и т.д.), психическое переживание, возникающее у человека и жи-вотных в результате воздействия внешних и внутренних раздражителей» [12].
«Эмоции (от латинского emoveo – возбуждающий, шокирующий) - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с ин-стинктами, потребностями и мотивами, которые отражают значение явле-ний и ситуаций, воздействующих на индивида для реализации его жизне-деятельности, в форме непосредственного переживания (удовлетворения, возбуждения и т. д.).
В Большой советской энциклопедии указывается, что эмоции - это внутренние реакции животных и личности на взаимодействие как внешних, так и внутренних аспектов, которые могут проявляться в форме удивле-ния, удовольствия, радости, страха и т. д. Согласно исследованиям психо-логов, проявления эмоциональных переживаний очень разнообразны.
В качестве базовых эмоциональных переживаний принято выделять следующие:
- настроение - более или менее длительное эмоциональное состояние, эмоциональный тонус, в котором окрашены все внешние воздействия на человека в зависимости от его индивидуальных особенностей и, прежде всего, темперамента - его собственные эмоции (в узком смысле);
- личное отношение к возникающим и возможным ситуациям, к их деятельности и проявлениям в них;
- чувство – наиболее устойчивый опыт отношения человека к объек-там и явлениям действительности, результат выражения эмоций, связанных с идеей или представлением о непосредственном объекте;
- аффект - в некоторых ситуациях, когда происходит нарушение са-морегуляции в возникающей эмоциональной реакции;
- регуляция функций организма, проявляющаяся в активности ряда его систем (эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигатель-ной и других);
- увлеченность - это сложный психический феномен, в котором эмо-циональные, волевые и когнитивные процессы очень тесно переплетены [15].
Вопрос о различии между «чувством» и «эмоцией» стал традицион-ным в работах, посвященных различным аспектам эмоций. Они рассмат-ривают эмоции как кратковременные переживания - радость, печаль, уны-ние, ужас. В то время как они связывают это чувство со стабильностью, длительностью чувств любви, ненависти, горя, страдания, страха, горечи, сострадания, радости и т. д.
Разница между «чувством» и «эмоцией» объясняется различиями между высшими, чисто человеческими эмоциями (этическими, эстетиче-скими, когнитивными чувствами) и эмоциональными реакциями, в равной степени присущими как человеку, так и животному (голод, жажда, страх, гнев и т. д.). В отличие от удовлетворения эмоций они выполняют функ-ции, необходимые для общественной жизни.
Весь спектр эмоциональных переживаний человека - это область его эмоциональности, основные характеристики которой изучаются различ-ными науками о человеке:
1. В психологии эмоции понимаются как прямые реакции на окру-жающий мир, вызывающие конкретные психические состояния, при кото-рых оцениваемое и личностное отношение говорящего к миру и к себе в этом мире выражается через речь и пародию, а также как «особый класс психологических явлений, проявляющихся в форме непосредственного, предвзятого переживания субъектом жизненно важного смысла этих явле-ний, объектов и ситуаций, проявляющегося в удовлетворении его потреб-ностей... В большинстве философских учений эмоции рассматривались как активные силы, способные направлять мысли и действия человека.
Г.Х. Шингаров понимает эмоции как «два типа явлений: с одной сто-роны, наблюдаемые внешние физиологические реакции (изменения дыха-ния, сердечной деятельности, функций органов чувств и нервной системы и т.д.), с другой - наблюдаемые внешние физиологические реакции (измене-ния дыхания, сердечной деятельности, функций органов чувств и нервной системы.
2. Лингво-культурологическое исследование В.А. Масловой исследу-ет внутренние и внешние особенности человека в языке и культуре, его ха-рактер и поведение, получившие лингвистическую интерпретацию. Автор считает, что эмоции являются одной из самых сложных человеческих си-стем, поскольку практически все человеческие системы – восприятие, фи-зиологические реакции, интеллект и т.д. - участвуют в возникновении, раз-витии и появлении. Они возникают в результате восприятия и созерцания мира. Язык - это не только инструмент культуры, но и инструмент эмоций. Эмоции - это особая форма отношения человека к миру, но нас интересует их лингвистическая интерпретация [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности / К.А. Абульханова. – М.: Наука, 1973 – 235 с.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975 – 347с.
3. Бодров В.А., Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека // Психол. журн. 2000. № 4. С.32-40.
4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А.В. Брушлинский // Психол. журн. –1991. – №6. – С. 3 – 11.
5. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуля-ции // Психол. журн. 1994. Т. 15. №2. С. 3-16.
6. Грищенко, А.С. Идеомоторная тренировка в освоении физиче-ских упражнений / А.С. Грищенко. – Текст : электронный // Право и прак-тика. – 2018. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideomotornaya-trenirovka-v-osvoeniifizicheskih-uprazhneniy.
7. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.
8. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. и др. Саморе-гуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. -- 1989. -- Т. 10, № 2. -- С. 121-133.
9. Зобков А.В. Личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный период от старшего школьного к студенческо-му возрасты // Развитие и современное состояние психологических иссле-дований в системе модернизации образования. - Иваново, 2003.
10. Зобков А.В. Саморегуляция объективных проявлений отноше-ния старшеклассников к учебной деятельности // Субъектность в личност-ном и профессиональном развитии человека. - Казань: КСЮИ, 2004.-С.95-97. -0,19п.л.
11. Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодёжи // Психология личности и образ жизни. -- М.: Наука, 1987.
12. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуля-ции. М., 1991.
13. Киреева, М.В. Проблема позитивного мышления в отечествен-ной и зарубежной психологии / М.В. Киреева, О.Н. Грибанова. – Текст : электронный // Вестник евразийской науки. – 2014. – №4 (23). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-pozitivnogo-myshleniya-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii.
14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Леонид Александрович Китаев-Смык. – М. : «Наука», 1983. – 368 с.
15. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фак-тор субъектного развития // Вопросы психологии, 2004. № 2. - С. 128-135.
16. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной ак-тивности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 5 – 12.
17. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции дея-тельности и поведения // Психология личности в социалистическом обще-стве: активность и развитие личности / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1989. – С. 56 – 79.
18. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности / А.И. Крупнов // Системные исследования свойств лич-ности. – М.: Наука, 1994. – С. 9 – 23.
19. Ланина, Н.В. Отрицательные эмоции как психологический ре-сурс для развития осознанности / Н.В. Ланина. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otritsatelnye-emotsii-kak-psihologicheskiy-resurs-dlya-razvitiya-osoznannosti.
20. Либина А. В. Совладающий интеллект : человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. – М. : Эксмо, 2008. – 400 с.
21. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции лично-сти / В.И. Моросанова // Вопр. психол. – 1991. – №1. – С. 19 – 27.
22. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М.: Изд-во «Ака-демический проект», 2000. – 432 с.
23. Психология профессионального здоровья / Под ред. Г.С. Ни-кифорова. – СПб: Речь. – 480 с.
24. Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье. – Рига : Виеда, 1992. – 109 с.
25. Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситу-ациях / Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. – [2 изд., испр., доп.]. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 292 с.
26. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии / O.K. Тихомиров. – М.: Мир, 1992. – 137 с.
27. Черкевич, Е.А. Система психологических механизмов саморе-гуляции психических состояний личности / Е.А. Черкевич. – Текст : элек-тронный // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-psihologicheskih-mehanizmov-samoregulyatsii-psihicheskih-sostoyaniy-lichnosti.
28. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете дости-жений современной нейро-науки / Н.И. Чуприкова // Вопр. психол. – 2004. –№ 2. – С. 104 – 118.
29. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.:Питер, 2008. – 256 с.