Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1.Организационные вопросы профильного исторического образования в старших классах 5
1.1.Понятие профильного образования 5
1.2.Учебные приёмы, применяемые при профильном историческом образовании в старших классах 8
Глава 2.Пути решения современных проблем профильного исторического образования в старших классах 12
2.1.Проблемы, относящиеся к классово-урочной деятельности 12
2.2.Проблемы организации элективных курсов 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Осмысление системы исторического образования как социально-педагогического феномена предполагает уточнение таких аспектов проблемы, как ценности и цели образования, характер социального заказа на историческое образование, миссия педагогов-историков, критерии результативности образования и др.
Средствами формирования гражданской идентичности россиян, молодежи являются образовательная и мемориальная политика как направления реализации исторической политики. Под исторической политикой обычно понимается политический феномен, набор практик, способов, методов, с помощью которых политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить в массовом сознании определенные интерпретации исторических событий. В этом контексте разработка концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей историко-культурный стандарт, также является актом исторической политики.
При осмыслении феномена исторического образования полезно уточнить смысл наиболее общего понятия «история» применительно к процессу исторического образования. Под «историей» обычно имеют в виду исследования и описания прошлого как особая профессиональная сфера деятельности (историческая наука), а также образы прошлого в общественном сознании (коллективная историческая память). Эти понятия часто рассматриваются как синонимы. Однако эта точка зрения тоже является дискуссионной. Среди исследователей нет единства в вопросе о соотношении «истории» и «исторической памяти». Одни рассматривают эти понятия как синонимы, другие их противопоставляют.
Изучение истории имеет целью наиболее точное отображение прошлого. В исторической науке с течением времени события утрачивают непосредственную актуальность, что позволяет историкам претендовать на объективность научного исследования этих событий. Иная закономерность характерна для исторического сознания и исторической памяти. Устная традиция передачи информации о прошлом мифологична по своей сути и направлена на некритическое восприятие образов прошлого. При этом память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Воспоминания о прошлых событиях воспроизводятся через призму настоящего
В условиях освоения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, стандарта второго поколения), который включает не только предметные, но и личностные и метапредметные требования к результатам образования, вопрос о приоритетах, целях и задачах системы исторического образования актуализируется. Каждому педагогу предстоит осмыслить новые требования к педагогической деятельности, к профессии учителя и, соответственно, внести коррективы в свою повседневную педагогическую практику. Внедрение профессионального стандарта педагогической деятельности потребует от каждого педагога актуализировать свою педагогическую позицию.
Объектом исследования является преподавание истории в старших классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – профильное историческое образование в старших классах.
Цель исследования – характеристика основных проблем профильного исторического обучения в современной старшей школе. В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение понятия профильного образования;
2. Характеристика учебных приёмов, применяемых при профильном историческом образовании в старших классах;
3. Анализ современных проблем относящиеся к классово-урочной деятельности и к организации элективных курсов в условиях профильного исторического образования.
Глава 1.Организационные вопросы профильного исторического образования в старших классах
1.1.Понятие профильного образования
Профильное обучение – прежде всего средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Переход к профильному обучению предполагает следующие цели:
- обеспечить углублённое изучение отдельных предметов образовательной программы полного общего образования;
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностью построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию различным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Закон РФ «Об образовании» создал правовую базу для вариативного образования, многообразия типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.
Профильные общеобразовательные предметы -это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, математика, обществознание, пра
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2013.- 63 с.
2. Баранов, П.П. Профильное обучение истории: характер, объекты, содержание внутришкольного контроля/П.П. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 3. С. 56-61.
3. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс: Пособие для учителя / Л.С. Бахмутова. М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2003. 352 с.
4. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе / А.Г. Каспржак. - М. : Новая школа, 2004. - 160 с.
5. Ларина, Л.И. Элективные курсы по истории в профильной школе / Л.И. Ларина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 9. - С. 9-16.
6. Лернер, П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П.С. Лернер // Профильная школа. - 2004. - № 3. С. 12-17.
7. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. М., 2006.
8. Стрелова О.Ю. Год российской истории как политический и педагогический проекты: перспективы продолжения в сфере исторического образования и подготовки преподавателей истории // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Мат-лы Все- рос. науч. конф. / Отв. ред. проф. Я.Г. Солодкин. Нижневартовск, 2013.
9. Стрелова О. Что такое карты-анаморфозы? // Просвещение. Общественные науки. 2012. № 2.
10. Стрелова О.Ю. История в школе остается «полем битвы» за прошлое, потому что «войны памяти» не утихают // Проблемы современного образования. 2013. № 6.
11. Функ, Р.В. Программа элективного курса «История представительной власти в России» / Р.В. Функ // Образование в современной школе. - 2013. - № 12. - С. 24-31.