Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С развитием ребёнка постепенно происходит и становление речевого общения. Речь формируется в тесной связи со всеми психическими функциями. Чем раньше будут выявлены и преодолены речевые нарушения и другие отклонения в развитии у детей дошкольного возраста, тем лучше будет их дальнейшее развитие.
Когда речь ребенка насыщенна и правильна, тогда его возможности в познании окружающей действительности шире, ребенок понятнее и доступнее выражает свои мысли и желания, взаимоотношения с его сверстниками и взрослыми становятся намного насыщены содержательны и более интенсивно протекает психическое развитие. Любое нарушение речи у ребёнка может негативно сказаться на его поведении и деятельности в той или иной степени. Дети, у которых есть дефекты в произношении, начинают понимать свои недостатки и комплексуют, когда вступают в контакт с людьми.
Актуальным вопросом в логопедии является изучение особенностей произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией, так как именно состояние звукопроизношения и фонематических процессов является фактором, который оказывает непосредственное влияние на возникновение социальных контактов. Благодаря этим контактам уточняются и формируются представления ребенка об окружающем мире.
Проблемы дизартрии у детей наиболее подробно описана такими специалистами в области логопедии, как О. Г. Приходько, Е. Н. Винарская, М. В. Ипполитова, И. Ю. Левченко, В. А. Киселёва, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. М. Шипицына и др. Исследования авторов показывают, что из-за артикуляционных нарушений которые возникают при дизартрии, затруднено формирование кинестезий, необходимых для формирования правильного звукопроизношения, а это приводит к недоразвитию фонематических процессов. Это негативно сказывается на развитие ребенка, а также, на его нервно-психическую деятельность в дошкольном возрасте, а в более позднем возрасте может привести и к школьной дезадаптации. Это происходит, так как данные нарушения оказывают негативное влияние на развитие и формирование всех сторон речи. Снижается эффективность всего процесса школьного обучения детей, вызывая специфические ошибки чтения и письма различного характера.
Специалисты отмечено, что у многих детей к старшему дошкольному возрасту звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка.
Исходя из выше сказанного, нами была определена тема работы: «Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией».
Целью нашего исследования является изучение особенностей произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект обследования – произносительная сторона речи.
Предмет исследования – специфические особенности произносительной стороны речи старших дошкольников с дизартрией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть вопросы развития произносительной стороны речи в онтогенезе;
• Выявить особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией;
• Проанализировать содержание методики исследования состояния произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией;
• Определить коррекционные возможности логоритмики в преодолении недостатков речевого развития у детей.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• теоретические (анализ методической, практической и научной литературы по теме исследования);
• экспериментальные (наблюдение, изучение логопедических рекомендаций).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения произносительной стороны речи
1.1. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
Понятие «произношение речи» или «произношение» включает фонетический дизайн речи и в то же время набор речевых навыков:
- речевые навыки дыхания,
- образование,
- воспроизведение звуков и их комбинаций,
- язычный акцент и фразовая интонация всеми его средствами,
- соблюдение норм орфоэпии (М. Ф. Фомичев ).
Основными составляющими произносительной стороны речи являются интонация (ритмично-мелодическая сторона) и система фонем (речевые звуки).
Интонация - это совокупность звуковых средств языка:
а) фонетически организует речь, расчленяя ее в соответствии со значением фраз на значимые сегменты.
б) устанавливает семантические отношения между частями фразы;
c) сообщает описательную, вопросительную, императивную и другие значения фраз.
г) выражает разные эмоции.
М. Ф. Фомичев подчеркивает, что восприятие и воспроизведение звуков родного языка - это согласованная работа анализаторов рекурсивного и речевого анализа, хорошо развитый фонемный слух позволяет развить четкую диктовку мобильности и тонкости дифференцированной работы артикуляторных органов, обеспечивающих правильное произношение каждого звука .
В логопедии термин «онтогенез речи» используется для обозначения всего периода формирования речи человека, от первых речевых актов до совершенного состояния, в котором родной язык становится полноценным инструментом коммуникации и мышления.
Рассмотрим термин «онтогенез» уже подробнее, а именно:
• обозначим этот период динамического развития детской речи, который начинается с появления первых слов ребенка, и продолжается до разработки детальной фразы;
• изучим эти данные о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционной подготовки: начальная лексика, нарушение силлабической структуры слов, аграматизмы, нарушения звукоизвлечения и некоторые другие .
Знание законов развития речи необходимо для своевременной и правильной диагностики отклонений в этом процессе, для грамотного построения коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевой патологии.
Исследователи различают разные этапы развития детской речи, по-разному называя их и указывая на разные возрасты границ каждого. Например, А.Н. Гвоздев отслеживает последовательность появления в речи разных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет несколько этапов.
Согласно А. Н. Леонтьеву существует четыре этапа развития детской речи:
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный.
Первый этап.
Подготовительный (с рождения ребенка до одного года).
В это время идет подготовка к осмыслению речи. С момента рождения ребенок имеет вокальные реакции: плач, который способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех частей речевого аппарата: респираторного, вокального, артикуляторного .
Через две недели вы уже заметите, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, слушает, когда они обращаются к нему. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельная).
Далее он начинает поворачивать голову к говорящему или смотреть ему в глаза. Вскоре ребенок уже реагирует на интонацию: ласковая анимация, и т.д.
Около 2 месяцев идет путь и к началу 3-го месяца - лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет - это комбинация звуков, смутно сформулированных. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляторные движения губ вокруг людей, и пытается имитировать. Многократное повторение определенного движения приводит к фиксации моторного навыка. С 6 месяцев ребенок, подражая, произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па).
Позже, подражая, ребенок постепенно принимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодию, интонацию. Во второй половине года ребенок воспринимает определенные звуковые комбинации и соединяет их с объектами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он все еще реагирует на весь комплекс воздействия: на ситуацию, интонацию и слова.
Все это помогает создавать временные соединения (запоминание слов и реагирование на них). В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять для взрослых все более разнообразные комбинации звуков. От 10 до 11 месяцев есть реакции на самые слова. В это время особенно важны условия, в которых формируется речь ребенка.
Второй этап - пред дошкольный (от одного года до трех лет).
С появлением первых слов ребенка подготовительный этап подходит к концу и начинается этап формирования активной речи. В это время ребенок уделяет особое внимание артикуляции других. Он очень и охотно повторяет оратора, и он сам произносит слова. В то же время ребенок смешивает звуки, реорганизует их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка обобщены и схематичны.
По тому же слову или звуковой комбинации он может обозначать как объект, так и запрос, а также чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты, это каша; давать кашу; горячая каша. Понять ребенка можно только в ситуации его общения со взрослых. Поэтому эта речь называется ситуационной. Ситуационная речь ребенка сопровождает жесты, мимику. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. Пособие для студ. Вузов. – М.: Эксмо, 2006. – 269 с.
2. Бабина Г. В., Идес Р. Е., Характеристика и коррекция нарушений голоса и дыхания у детей с церебральным параличом // Научные труды МПГУ им. В.И. Ленина. [текст]/ Г.В. Бабина, Р.Е Идес – М.: Прометей, 1996. –С.251-257.
3. Богданова О.А., Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста /Приходько О.Г., Служакова О.И., Челей Н.С. – М.: Русская Речь, 2010. – 97 с.
4. Борисенко М. Г. Диагностика развития ребенка (3-4 года)/ М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб., 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/283845
5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М.: Просвещение. — 1989. 160с.
6. Волкова Л.С. Логопедия /Под ред. С. Н. Шаховской. – 8-е изд., перераб. и доп.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 703 с.
7. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. Москва. — 1961. 471с.
8. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е. Грибова. — М.: Айрис–пресс, 2005. 96 с.
9. Григоренко Н. Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции: диссертация... кандидата педагогических наук [текст]/ Н.Ю. Григоренко. - М., 2005.
10. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Эксмо, 2011. 288 с.
11. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция : учеб.–метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2001. 74 с.
12. Калягин В. А. Логопсихология : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. 320 с.
13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
14. Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. Дефектология. – 1986. – № 2. 64– 71 с.
15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2002. 95с.
16. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи [Текст] / Л.И. Белякова. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
17. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 49 с.
18. Основы логопедии [Текст] / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Изд. Центр Академия, 2002. – 200 с.
19. Основы теории и практики [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. – «КАРО Дельта+», 2004. – 368 с.
20. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения у детей раннего и дошкольного возраста. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [текст]/ Приходько О.Г.— 2009. - № 6. - С. 49.
21. Репин З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии [Текст] / З.А.Репин, В.И. Буйко. – Екатеринбург: Изд-во Литур, 2002. – 207 с.
22. Соботович Е. Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская. – М.: «Просвещение», 2002. – 155 с
23. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 - 7 лет / О. С. Ушакова. – М.: Сфера, 2011. – 272с.
24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. – Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. 239 с.