Фрагмент для ознакомления
2
Практико-ориентированный характер обучения является одной из главных задач современного образования – не только приобрести знания, но и дать учащимся всесторонний опыт, самостоятельно определить цели обучения, разработать способы их достижения, развить навыки контроля и рационально оцениваем свои достижения. Это требует создания определенных условий в образовательной практике, особенно в учебно-исследовательской деятельности, для вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность.
В современной школе при организации расширенной образовательной деятельности или формировании ее отдельных компонентов активно используются методы обучения, способствующие формированию знаний и исследовательских умений.
Цель учебно-исследовательской деятельности – научить обучающихся функциональным исследовательским навыкам, развить навыки мышления через универсальный способ понимания действительности и вида исследования.
Проблема формирования учебно-исследовательских навыков озвучена в трудах В.И. Андреева, Л.Б. Богоявленской, А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.Я. Савченко и др.
Образовательная и исследовательская деятельность - это организмы конкурентной когнитивно-творческой деятельности, характеризующиеся целью, активностью, видимостью, мотивацией и сознанием учащихся, которые приводят, в частности, к формированию когнитивных мотиваций, учебно-исследовательских навыков, новых форм знаний или субъективной деятельности учащихся.
Традиционное образование в современных школах сегодня основано не на самостоятельных, творческих методах поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение знаний, полученных уже имеющимися. Благодаря такому воспитанию в значительной степени теряется главная черта исследовательского поведения ребенка - поисковая активность. В результате теряется любопытство, способность мыслить самостоятельно, что в конечном итоге делает процессы самообучения, самообразования и, следовательно, саморазвития практически невозможными.
Проанализировав имеющуюся литературу, мы выявили противоречие:
- между ценностью развития учебно-исследовательских навыков обучающихся основной школы и развитием неадекватной системы условий, методов и приемов познания в этой области для практики в образовательном процессе изучения школьного курса биологии.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить развитие учебно-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках биологии?
Актуальность проблемы, а также изложенное выше противоречие определили тему исследования: «Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии».
Цель исследования – разработка методики организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии.
Объект исследования – процесс развития учебно-исследовательских навыков обучающихся на уроках биологии.
Предмет исследования – особенности методики организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии.
Гипотеза исследования: организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках учебного предмета «Биология» будет эффективной, если будет осуществлена работа на развитию учебно-исследовательских навыков у обучающихся в рамках каждого урока биологии.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «учебно-исследовательская деятельность обучающихся»;
2. Провести литературный обзор по проблеме организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
3. Проанализировать действующий ФГОС ООО в рамках организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии;
4. Определить уровень сформированности учебно-исследовательской обучающихся основной школы на уроках биологии;
4. Разработать и оценить эффективность методики организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме исследования; тестирование; педагогическая беседа; изучение и анализ документации; изучение и обобщение передового педагогического опыта и др.
Практические методы исследования: педагогическое наблюдение; измерение; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что учителя биологии могут использовать в своей непосредственной практике положения и выводы, полученные в данной работе, а также применять предложенный нами комплекс методов для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии
1.1 Сущность понятия «учебно-исследовательская деятельность» в психолого-педагогической литературе
Актуальной проблемой является подготовка молодого поколения, способного самостоятельно приобретать новые знания, нестандартно мыслить и искать информацию в новых, необычных условиях. Создание условий для личностного развития и творческой самореализации каждого гражданина России, воспитание поколения людей, способных к эффективному труду и непрерывному обучению, предусмотрено государственным документом «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года» [1].
Под «учебно-исследовательской деятельностью» обучающихся понимаются навыки и умения последних использовать технику соответствующего научного метода познания в условиях решения задач, в процессе выполнения научно-исследовательской задачи [4]; интеллектуальные, практические навыки, необходимые для выполнения работы или ее части, а также систему навыков воспитательного труда [11]; способность обучающегося выполнять мыслительные и практические действия, соответствующие его научно-исследовательской деятельности, и подчиняться логике научного исследования, опираясь на знания и умения, приобретенные в процессе изучения основ наук [12]; сложное психическое творение (синтез интеллектуальных и практических действий, усвоенных и фиксированных форм деятельности), составляющее основу готовности учащихся к познавательному поиску [17]; черта личности, характеризующая способность личности осуществлять поисково-преобразующую деятельность в процессе обучения, а также способность приобретать новые знания, умения и навыки, способствующие ее развитию [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2021. - №1. – С. 24 – 33
2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М. : Высш.шк., 2014. - 240 с.
3. Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: Социально- философские и психолого-педагогические аспекты / Г. А. Балл. - М.: Листа, 2016. - 184 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей / Д.Б. Богоявленская. - М. : 2022. - С. 40– 50
5. Виноградова, Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. / Л.П. Виноградова. - Комсомольск-на -Амуре, 2014. - 21 с.
6. Громова, Т.И. Критерии сформированности исследовательской деятельности / Т.И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. - М.: НИИ школьных технологий, 2022. - 612 с.
7. Грунина, Г.М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся / Г.М. Грунина // Завуч. Все для работы. - 2017. - № 13. - С. 18 – 23.
8. Зачесова, Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей / Е.В. Зачесова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. - 612 с.
9. Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2018. - 385с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
11. Карлащук, А.Ю. Формирование исследовательских умений школьников в процессе решения прагматических задач с параметрами : Автореф. Дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Карлащук Анжелика Юрьевна. Киев. – 2011. - 19 с.
12. Карпов, А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты // Педагогика. 2021. - № 3. - С. 20 – 30
13. Кобзарева, Т. А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы / Т.С. Кобзарева, И.Г. Судак. - Волгоград. : Учитель. - 2015. - 166 с.
14. Комарова, И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. - СПб. : Каро, 2019. - 128с.
15. Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
16. Кривобок, Е. В. Исследовательская деятельность школьников: программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок. - 2-е издание. Волгоград: Учитель, 2018. - 138 с.
17. Кузнецова, В. Д. Исследовательская деятельность младших школьников в учебном процессе. – 2020. - [Электронный ресурс] / В.Д. Кузнецова// Исследовательская деятельность. URL: http://mousosh- 48.ru/files/issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.pdf (дата обращения: 31.03.2024).
18. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии /Д.Г. Ленитесь. – Москва-Воронеж, 2012. - 288 с.
19. Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся : Сборник статей / А.В. Леонтович // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М. 2021. - С. 114.
20. Лутцева, Е. А. Структура уроков технологии разных типов. – 2019. - [Электронный ресурс] / Е.А. Лутцева // Педагогические технологии. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-urokov-tehnologii-raznyh-tipovkakovmehanizm-postroeniya-metodicheskih-shem-problemnyh-urokov-tehnologii (дата обращения: 30.03.2024).
21. Макротова, Г.В. Школа исследовательской культуры: учебное пособие / под редакцией И. Ф. Исаева. Белгород. : БелГУ, 2007. - 300с.
22. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М. : Просвещение, 1998. - 291с.
23. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М . : Эгвес, 2019. - 176 с.
24. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. С. Обухов // Народное образование. – 2018. - №10. - С. 158 – 161.
25. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. - М.: Поометей МПГУ, 2016. - 224 с.
26. Онисимова, О. И. Некоторые аспекты и особенности научно-исследовательской деятельности как образовательной технологии / О.И. Онисимова // Отечество. - 2022. - №7. - С. 12-18.
27. Поддъяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте : Дис. д-ра психолог. наук. 19.00.07 / Поддьяков Александр Николаевич Москва, 2011. – 350 с.
28. Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2020. - С.45.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Феде рации от 17 мая 2012 г. № 413).
30. Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии в 7-9 класса / М.Н. Цвыр URL: https://www.n-asveta.by/dadatki/2020/tsvyr.pdf (дата обращения 31.03.2024).
31. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: Метод. Пособие / В. С. Анохин, Л. Д. Бурко, Г. И. Захаревская и др. – Минск: БелЭн, 1998. – 208 с.