Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена научным интересом к подрастающему поколению, формирование и развитие которого осуществляется в условиях напряженной, неустойчивой социально-экономической обстановки. Нестабильность в обществе приводит к росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей и подростков. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, агрессивность, жестокость. Проблема педагогической запущенности вызывает беспокойство педагогов, родителей, общества в целом. Данные обстоятельства актуализируют проведение настоящего исследования. В направлении изучения педагогической запущенности проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, Г.П. Вельским, И.В. Козубовской, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, И.П. Трушиной и другими.
Объект исследования – процесс развития детей и подростков. Предмет исследования – влияние педагогической запущенности на процесс развития детей и подростков.
Цель исследования – охарактеризовать влияние педагогической запущенности на процесс развития детей и подростков. Задачи исследования:
1) раскрыть понятие педагогической запущенности;
2) описать уровни педагогической запущенности;
3) выявить причины педагогической запущенности;
4) доказать необходимость дифференциальной диагностики педагогической запущенности от сходных состояний.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (обобщение педагогического опыта).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие педагогической запущенности
Проблема педагогической запущенности относится к числу междисциплинарных, поскольку недостатки воспитания приводят к тому, что человек, слабо интегрированный в социум, плохо представляет нормы, регулирующие поведение окружающих. Отсюда он постоянно нарушает границы между «можно» и «недопустимо», наносит вред другим и самому себе. Вот почему феномен педагогической запущенности требует всестороннего осмысления. Слово «запущенный» является производным от «запускать», а то, в свою очередь, от «пустить». В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И Далем, сказано: «запускать или запущать – покидать в небрежении, бросать без ухода, на произвол судьбы» [10]. В этом же источнике отмечается, что использование слова связано как с объектами, так и субъектами: «Сад запущен, одичал. Запустить лес, запретить рубку. Ребенок этот вовсе запущен» [10].
Говоря иначе, запущенный – это оставленный. Педагогика и психология достаточно давно используют определение «педагогически запущенный» для характеристики детей и подростков, чье поведение отклоняется от возрастных норм, с большим трудом или вообще не поддается управлению. Несмотря на его активное использование, к настоящему времени не только не выработано более или менее общего подхода к его интерпретации, но также фиксируется параллельное использование других, например: «социально-педагогически запущенный», «дети с отклонением в нравственном развитии», «учащиеся с проблемами», «трудновоспитуемый», «трудный подросток». Об этом свидетельствует содержание методических пособий, диссертационных исследований, публикаций в журналах.
Для доказательства различного подхода к содержанию понятия «педагогическая запущенность» обратимся к ряду источников. Вначале – к словарно-справочной литературе. Так, в «Педагогическом словаре», изданном под редакцией В.И. Загвязинского предложено следующее определение: это «устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании» [20, с. 259]. В словаре предложено различать понятия «трудновоспитуемость» и «педагогическая запущенность» [20]. В представлениях составителя «Словаря терминов по общей и социальной педагогике» А.С. Воронина, педагогическая запущенность – это «состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками, проводимой в семье, дошкольном учреждении, школе» [8, с. 31].
С состоянием также связывает интерпретацию понятия автор учебно-методического пособия «Социальная педагогика» А.К. Лукина. Она пишет: «Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, при котором ребенок не может нормально освоить образовательную программу школы при отсутствии физиологических и психологических нарушений» [14, с. 220]. В учебнике Р.С. Немова «Психология» под педагогической запущенностью предлагается «иметь в виду неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную преходящими, устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали» [15, с. 116].
Помимо словарно-справочной и учебной литературы, мы ознакомились с содержанием публикаций в журналах по педагогике и психологии. Как показал анализ статей, в большинстве понятие педагогической запущенности связывается с отклонением от нормы. Например, в работе Е.В. Бахадовой «Проблема социализации детей и подростков с педагогической запущенностью» указано: «Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы» [5, с. 221]. Проводя разграничение между педагогической запущенностью и психическими отклонениями, которые могут быть «замаскированы» под нее, Е.В. Бахадова подчеркивает, что первая, пусть и с трудом, но поддается исправлению.
Сходные определения встречаются в публикациях Т.В. Ивановой [13] и О.С. Амосовой [2]. Иной подход выявлен в других публикациях. Так, с точки зрения автора работы «Социальная адаптация подростков как фактор устранения педагогической запущенности», написанной Д.А. Дягилевым, «под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности, которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно-воспитательной работы» [11, с. 185]. По убеждению Р.В. Овчаровой, чье исследование называется «Социально-педагогическая запущенность детей, ее генезис и динамика», содержание раскрывается так: это «последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности всей совокупности факторов при доминировании психолого-педагогического» [17, с. 107].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Азамова Д.Ш. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей // Вопросы педагогики. – 2017. № 6. – с. 7-8.
2) Амосова О.С. Педагогическая и социальная запущенности как первопричины десоциализации учащейся молодежи // Вестник Владимирского государственного университета им. Столетовых. – 2016. № 23(43). – с. 132-136.
3) Артемьева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: краткий конспект лекций. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. – 44 с.
4) Бахадова Е.В. Личностные характеристики детей и подростков с педагогической запущенностью: канд. психол. наук. – М., 2013. – 28 с.
5) Бахадова Е.В. Проблема социализации детей и подростков с педагогической запущенностью // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2012. № 15(95). – с. 218-232.
6) Вассерберг В.В. Организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации подростков с педагогической запущенностью // Человек и образование. – 2017. № 3 (52). – с. 142-146.
7) Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
8) Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ, 2006. – 135 с.
9) Горбунов А.В. Неврология. Принципы дифференциальной диагностики педагогической запущенности и когнитивных нарушений. Часть 1 // Академический журнал Западной Сибири. – 2014. № 1 (50). Т. 10. – с. 24-25.
10) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovardalja. net/word.php?wordid=9686. – Дата обращения: 12.06.2018.
11) Дягилев Д.А. Социальная адаптация подростков как фактор устранения педагогической запущенности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. № 5 (24). – с. 184-186.
12) Зайцева О.Ю. Феномен непринятия в группе сверстников старшего дошкольного возраста // Инновационные технологии в науке и образовании: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс», 2015. – с. 217-218.
13) Иванова Т.В. Социальная и педагогическая запущенность подростка как проблема современного общества // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2011. № 4. – с. 142-148.
14) Лукина А.К. Социальная педагогика: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов. – Красноярск: СФУ, 2011. – 305 с.
15) Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Книга 2. Психология образования: учебник для студ. вузов. – ВЛАДОС, 2014. – 496 с.
16) Овчарова Р.В. Проблема диагностики и коррекции социально-педагогической запущенности детей и подростков // Педагогическое образование в России. – 2010. № 1. – с. 52-56.
17) Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей, ее генезис и динамика // Психология трудного детства: материалы Международной научно- практической конференции. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – с. 103-113.
18) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование; Оникс, 2012. – 1376 с.
19) Орлов Ю.Б. Причины и факторы, порождающие социально-педагогическую запущенность подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2009. № 2. – с. 317-321.
20) Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. вузов; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
21) Пурин В.Д. Важнейшие факторы, провоцирующие проявление педагогической запущенности // Альманах современной науки и образования. – 2008. № 10 (17): в 2-х ч. Ч. I. – с. 141-143.
22) Рыбоконь Р.А. Методика оценки начальной стадии социальной запущенности детей и подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. № 67. – с. 438-442.
23) Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей. – М.: Учитель, 2014. – 143 с.
24) Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников. – М.: Наука, 2007. – 156 с.
25) Чернов И.В. Унификация понятия «педагогическая запущенность» // Молодой ученый. – 2016. №11. – с. 1577-1580.
26) Чурсина М.И. Научные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности // Наука и образование: новое время. – 2016. № 2. – с. 909-914.