Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена той ролью, которую играет самосознание в жизни личности. В наиболее общем виде самосознание – это осознание самого себя, своих качеств и свойств; также это особое чувство, которое проявляется в осознании человеком того факта, что он живет и в настоящее время существует. Благодаря самосознанию люди конструктивно взаимодействуют друг с другом, осуществляют какую-либо деятельность, строят планы и реализуют задуманное. Развитие и формирование самосознания возможно при условии субъект-субъектного взаимодействия, когда передается опыт восприятия окружающего мира, реагирования на происходящее, использования предметно-вещного мира. Вполне очевидно, что такой опыт закладывается на этапе дошкольного детства как наиболее сензитивный этап развития личности.
Проблемой самосознания занимались многие исследователи в рамках философской, психологической, педагогической и социальной наук, на что указывает содержание работ Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Н.Л. Белопольской, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноковой и др.
Объект исследования – самосознание в детском возрасте. Предмет исследования – процесс развития и формирования самосознания в детском возрасте.
Гипотеза исследования – проведение педагогической работы, направленной на развитие и формирование самосознания у детей, будет эффективным, если:
организовать индивидуальные занятия, содержание которых позволяет оказывать влияние на когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферу личности дошкольников;
отобрать материалы для проведения занятий таким образом, чтобы он давал возможность дошкольникам определить отношение к самим себе, осуществляемым ролям с учетом пола, к своему будущему (как принятие социальной позиции школьника).
Цель исследования – описать опыт педагогической работы, направленной на развитие и формирование самосознания у детей. Выдвинутая гипотеза и обозначенная цель позволили сформулировать следующие задачи:
1) осуществить анализ примерных образовательных программ по развитию и формированию самосознания детей;
2) осмыслить отражение проблемы развития и формирования самосознания у детей в научной литературе;
3) организовать и провести исследование уровня самосознания у детей;
4) представить опыт развития и формирования самосознания у детей, обобщить итоги исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (формирующий педагогический эксперимент).
Теоретическая значимость исследования заключается в осуществлении анализа примерных образовательных программ дошкольного образования в контексте решения проблемы развития и формирования самосознания детей. Данная информация может стать полезной заведующим и методистам дошкольных образовательных организаций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке занятий, содержание которых позволяет оказывать влияние на когнитивную, эмоциональную, поведенческую сферу детей с целью развития и формирования у них самосознания. Данная информация может стать полезной воспитателям детских садов, работающим в подготовительных группах.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 25 источников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Анализ примерных образовательных программ по развитию и формированию самосознания детей
Самосознание личности закладывается на этапе дошкольного детства. Оно необходимо не только для восприятия человеком самого себя, осознания своих чувств, осмысления окружающей действительности, но и для эффективного осуществления деятельности, обеспечивающей материальное благосостояние и духовное развитие. При значимости данного вопроса не все образовательные программы дошкольного образования уделяют данному вопросу должное внимание. Для подтверждения сказанного обратимся к текстам нескольких документов. Так, в программе «Вдохновение», изданной под редакцией И.Е. Федосовой, говорится лишь о начальном этапе его проявления: «Примерно в возрасте 18 месяцев, как только начинает формироваться самосознание, маленькие дети в состоянии не только ощущать эмоции других, но и присоединяться к ним. У детей развивается эмпатия» [4, 70].
В программе представлена таблица, содержание которой должно стать ориентиром для определения норм возрастного развития. Согласно тексту анализируемого документа, подтверждением развития самосознания является то, что ребенок узнает себя в зеркале. В норме обозначенный показатель проявляется в возрасте от полутора до двух лет [4]. Более обстоятельно динамика самосознания отражена в программе «Золотой ключик». Она издана под редакцией Г.Г. Кравцовой. В этом документе обозначены предпосылки формирования самосознания. В раннем детстве, когда ребенок научается манипулировать предметами, родители показывают ему, как осуществлять ключевое действие с ними для получения результата.
Например, если нанизать кольца на стержень, то получится пирамидка. Благодаря научению младенец привыкает выделять самое главное, а по мере взросления переносит усвоенный способ действий на другие предметы. На третьем году жизни ребенок пытается имитировать действия, принимая на себя роль: «я – самолет», «я – лошадка», что закладывает предпосылки когнитивного развития: «На этой основе происходит становление самосознания ребенка – новообразования этого возраста» [12, 21].
С помощью таких игр малыш учится понимать, где заканчивается он сам (образ «Я» в совокупности телесных представлений, чувственной сферы) и начинается нечто другое, то есть «не-Я»). Ближе к трем годам наступает возрастной кризис, когда ребенок заявляет о своей самостоятельности, начиная «говорить о себе от первого лица: "Я пойду гулять", "Я хочу спать", а раньше он говорил: "Миша пойдет гулять", "Миша хочет спать"» [12, 21]. Данный факт свидетельствует о развитии самосознания, более умелой ориентации среди окружающих.
К вопросу о развитии самосознания в данной программе возвращаются только при характеристике старшего дошкольного возраста. Это связа
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедханова Р.А. Психологические особенности развития самосознания детей дошкольного возраста // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. – Тамбов, 2015. – с. 20-22.
2. Белобрыкина О.А. Психологический практикум «Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с
3. Борозинец Н.М. Развитие самосознания как условие формирования психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2003. – 21 с.
4. Вдохновение. Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. И.Е. Федосовой. – М.: Национальное образование, 2015. – 368 с.
5. Вознюк А.В. Новая парадигма дошкольного образования: монография. – Житомир, 2017. – 254 с.
6. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.
7. Детский сад 2100. Основная образовательная программа дошкольного образования. Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М: Баласс, 2016. – 528 с.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 321 с.
9. Дмитриева Л.Г. Психолого-педагогические условия развития самосознания единственных в семье детей на этапе вхождения в образовательную среду // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. - № 2(67). – с. 72-76.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
11. Едиханова Ю.М. Механизмы, закономерности, факторы и условия развития самосознания детей // Успехи современной науки и образования. – 2017. - № 6. – с. 91-95
12. Золотой ключик. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2014. – 168 с.
13. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Л.А. Парамонова. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
14. Ищенко Т.В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте // Молодой ученый. – 2016. - №19. – с. 350-352
15. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Пол и гендер. Серия: Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2016. – 687 с.
16. Костева А.С. Изучение уровня развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. – Уфа, 2017. – с. 259-261.
17. Кржечковский А.Ю. Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. - № 5. – с. 72-79.
18. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, 2007. – 176 с.
19. Наконечных В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) // CREDE EXPERTO: Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. - № 1. – с. 358-369.
20. Нежнова Т.А. Беседа о школе // Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе / Е.В. Кирейчева. – Киев: Педагогическая пресса, 2000. – 94 с.
21. Развитие самосознания в онтогенезе: сб. материалов респ. науч.-метод. конф. – Брест: БрГУ, 2013. – 111 с.
22. Тагильцева Н.Г. Искусство в развитии самосознания детей: монография. – Екатерибург, 2016. – 109 с.
23. Тимофеенко Е.С. Динамика развития структурных компонентов самосознания детей 5 – 7 лет // Психологический Vademecum: Витебщина Л.С. Выготского: сб. науч. статей. – Витебск, 2016. – с. 180-185.
24. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2015. – 235 с.
25. Халиуллина Г.Г. Развитие самосознания и становление самооценки у детей дошкольного возраста // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях: сб. науч.-практ. конф. – Казань, 2016. – с. 422-425.