Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Колорит и применение его изобразительных и выразительных свойств в живописи
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса детей. Существующая в образовательных организациях система работы с детьми в области изобразительной деятельности предусматривает развитие чувства цвета, как одного из условий, необходимых для развития творчества и личности ребенка в целом [13].
Под колоритом понимают композицию цвета и хроматический (цветовой) строй (Рисунок 1).
Рис.1. Что такое колорит.
Колорит рассматривает характер использования цветовых отношений и согласованность тонов хроматического ряда. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным (Рисунок 2). В построении колорита картины большое значение имеет соотношение холодных и теплых цветов. В одних случаях теплые и холодные цвета выражены довольно сильно, к примеру, сочетание голубого и оранжевого. В других случаях цвета содержат сложные холодноватые и тепловатые оттенки, образуя очень тонкие и гармоничные цветовые отношения.
Рис.2. Различие колорита по сочетанию цветов.
Чтобы дети научились понимать, что такое колорит и каковы его особенности, в творческой образовательной среде им необходимо создать некоторые педагогические условия. Для этого важно определить условия развития чувства цвета у детей в процессе занятий живописью. Педагогу необходимо раскрыть понятие и роль чувства цвета в изобразительной деятельности. Ребёнок при этом должен изучить особенности цветовосприятия [8].
Развитию чувства цвета у детей будут способствовать следующие условия:
-проведение с детьми систематических занятий по ознакомлению со свойствами цвета;
-побуждение детей воспринимать и понимать красоту окружающего мира посредством целенаправленных наблюдений за явлениями и объектами в природе;
-ознакомление детей с произведениями живописи с целью обогащения представлений о возможностях цвета в передаче замысла художника;
- использование дидактических игр и упражнений с детьми, обогащающих опыт восприятия цвета и развивающих чувство цвета.
В процессе творческой работы ребёнок демонстрирует активную художественно-творческую деятельность. Дети успешно применяют в своих живописных работах полученные знания о свойствах цвета.
Проблема изучения творческих способностей субъектов, в том числе, изобразительная деятельность детей всегда интересовала ученых, педагогов и психологов, но подобного рода личностные качества не возникают сами по себе.
Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности школьников. Поддержка талантливых и одарённых детей всегда было одной из наиболее значимых задач в системе российского образования.
Эта работа не должна быть спонтанной. Планомерная и упорядоченная работа с детьми проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели. Можно говорить о том, что развитие творческих способностей, в том числе, ощущение колорита, является важнейшей задачей образования.
Для этого необходимо, чтобы в организации была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для ребёнка Детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе внеурочной деятельности [19].
Отдельные учёные не признают врожденность способностей и не отрицают при этом природных предпосылок к развитию способностей. В современной психологии сформулированы различные подходы к исследованию способностей человека.
Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход, когда подчеркивается различие людей в их способностях. При этом в образовательном и творческом процессе всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно - деятельный подход определяет способности субъекта как совокупность свойств личности влияющих на эффективность его деятельности [5].
Педагог рассматривает прежде всего такие показатели творческой деятельности ребёнка, как абстрактность и оригинальность, творческая мотивация и воображение, наглядно-образное мышление и эмоциональное переживание. Это могут быть различные показатели для каждого вида творческой деятельности, но при этом, все они взаимосвязаны между собой. Учителю важно научить ребёнка адекватно оценивать свои способности, причём, любые.
На процесс развития творческих способностей детей будет влиять самооценка. Все вышеперечисленное факторы могут обеспечить развитие творческих способностей. Действовать они будут лишь при создании соответствующих условий:
-организационно – педагогических;
-социально-психологических;
-индивидуально-психологических и др.
При этом всегда важно создавать для детей психологически благоприятный микроклимат и творческую среду. В.С. Юркевич отмечает, что для успешного развития творческих способностей необходим уровень интеллектуального развития выше среднего [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2014. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е.А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 20.03.2024).
8. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 20.03.2024).
9. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108 (дата обращения: 20.03.2024).
10. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017. - 80с.
11. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 20.03.2024).
12. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
15. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
16. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 20.03.2024).
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
18. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 20.03.2024).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017. – 334 с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
21. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 20.03.2024).
22. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 104-106.
23. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 20.03.2024).
24. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 20.03.2024).
25. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37 с.