Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого.
Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Дети с особыми потребностями, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, часто испытывают трудности в развитии эмпатии и сопереживания к окружающим. Однако, эти навыки являются важными для успешной адаптации в обществе и учебе.
Степень разработанности: данная тема рассмотрена в работах многих ученых, прежде всего, следует назвать работы, связанные с онтогенезом эмоциональной сферы (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, А.В. Зосимовский, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, И.М. Якобсон); работы психофизиологов (Н.К. Анохин, В.С. Мерлин, П.П. Павлов, Н.В. Симонов); работы педагогов (И.Н. Болдырев, О.С. Богданова, В.М. Коротков, И.С. Марьенко, В.И. Петрова, И.Ф. Харламов, Е.А. Шовкомуд, Е.В. Шорохова, Н.Е. Щуркова и др.).
Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве с ОВЗ занимались многие отечественные психологи (А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, В.В. Абраменкова, А.А. Рояк, А.Б. Николаева, Т.П. Гаврилова и др.). Исследования показали, что в дошкольном детстве закладываются основы эмоционально-нравственной культуры детей.
Анализ психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Н.П. Аникеева, А.Д. Кошелева, А.В. Запорожец и др.) позволил определить понятие эмпатии относительно данной работы как способности ребенка понимать психическое состояние других людей, сопереживать им, эмоционально откликаться.
В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения – самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации эмоций.
Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность, улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.
Существенную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка играет умение правильно воспринимать и оценивать эмоции другого человека. Современные дошкольники не всегда способны не только осознавать и контролировать свои эмоции, но и распознавать эмоции других людей. Поэтому актуальным остается на настоящий момент не только изучение особенностей восприятия эмоций детьми дошкольного возраста, но и разработка коррекционно-развивающих программ, способствующих развитию у детей восприятия эмоций и формированию сопереживания и сочувствия.
Противоречие возникает в развитии умения сопереживать у детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии, в связи с необходимостью адаптации методов обучения и воспитания к их особым потребностям и возможностям.
Проблема исследования: каковы особенности воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения сопереживать окружающим людям?
Объектом исследования является воспитание и проявление сопереживания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Предметом исследования являются особенности воспитания сопереживания у старших дошкольников с ОВЗ.
Гипотеза исследования: определенные педагогические условия и работа способствуют воспитанию у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения сопереживать окружающим людям.
Целью работы является изучение особенностей воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения сопереживать окружающим людям
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «сопереживание» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения сопереживать.
3. Выявить роль сопереживания в воспитании детей с ОВЗ.
4. Провести диагностику умения сопереживать у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
5. Выделить педагогические условия и провести работу по воспитанию у детей дошкольного возраста с ОВЗ умения сопереживать окружающим людям.
6. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении средств развития эмпатии у детей дошкольного возраста с ОВЗ по результатам анализа соответствующей психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении наиболее эффективных средств развития эмпатии у детей дошкольного возраста с ОВЗ и использовании полученных данных в практической работе воспитателей и психологов в детском саду.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ, 2020.- 416 с.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2020. 624 с.
3. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2018. - 21 с.
4. Бондарь М. В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. 2010. №1. – 544 с.
5. Вербовская В. С. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника: проблемный анализ в теории и практике // Современное дошкольное образование: сборник научных статей по материалам международной НПК / научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства, 2015. - 176 с.
6. Венгер А. Л., Петровский А. В., Карпенко Л. А. Психология развития. Словарь. М.: Академический Проект, 2005. - 780 с.
7. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
8. Гоношенко Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. 2019. №4 – 455 с.
9. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2014. - 364 c.
10. Карабанова О. А. Возрастная психология. М.: Айрис–пресс, 2015. 240 с.
11. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 840 c.
12. Кольцова И. Н., Ревягина Т.А. Духовно-нравственное воспитание в образовательном процессе ДОО // Нижегородское образование. 2015. №3. – 145 с.
13. Кондрашова Н. В., Мялькина В. А. Воспитание гуманных чувств как одна из важных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в современном детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т.15. – 166 с.
14. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс, 2008. - 736 с.
16. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 2022. - 124 с.
17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика, 1996. - 171 с.
18. Подласый И. П. Продуктивная педагогика кн. для учителя. М.: Народное образование, 2003. - 496 с.
19. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального образования, преподавателей, психологов / Под ред. В. А. Петровского. 2-е изд. М.: Аспект пресс, 2019. - 152 с.
20. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. М.: Педагогика, 2016. - 176 с.
21. Ратнер, Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. - М.: Владос, 2014. - 176 c.
22. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2002. 304 с. 53. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том I (А-Л) / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
23. Смирнова Е. О., Холмогорова В. А. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. Средний и старший дошкольный возраст // Педагогика. 2019 – 344 с.
24. Ткачева, Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющимими трудности в обучении: моногр. / Т.А. Ткачева. - М.: Гном, 2015. - 176 c.
25. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.