Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С момента утверждения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования России начался переход от авторитарного образования к личностно - ориентированному. В рамках этого перехода происходит поиск новых подходов к развитию личности, среди различных способов и приемов можно выделить наиболее популярный из них - участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
Олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач, так как уже на этапе подготовки к ним создается особый микроклимат между преподавателями и учащимися, тесная связь, основанная на более доверительных отношениях. Это не только способствует укреплению авторитета учителя, но и в значительной мере формирует отношение ребят к учебному процессу в целом. Участие в олимпиадах стимулируют позитивное отношение к учебе не только на начальных этапах обучения, но и на протяжении всей последующей жизни.
Русский язык в современных условиях является связующим звеном для всех народов России. Именно поэтому изучение русского языка должно осуществляться на новом уровне, с использованием новых технологий, приемов и методов.
Олимпиады по русскому языку являются средством, способствующим развитию интереса к предмету, активности и инициативности школьников в ходе подготовки к ним. Развитие активности в процессе подготовки к олимпиадам по русскому языку формируют свой уникальный, особенный внутренний мир детей.
Олимпиады по русскому языку помогают таким направлениям развития одаренных школьников как:
- самосовершенствование,
-саморазвитие,
- творческое развитие,
- умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Цель работы: охарактеризовать использование олимпиад по русскому языку в условиях ФГОС.
Для достижения цели решался ряд задач:
- определение места русского языка как учебного предмета в школе,
- рассмотрение значения олимпиад по русскому языку для изучения предмета,
- характеристика структуры заданий и методики подготовки к олимпиадам по русскому языку в условиях ФГОС.
1Олимпиады по русскому языку в условиях ФГОС и их место в системе учебного предмета
1.1 Место русского языка как учебного предмета в школе
Русский язык в школе является одним из главных предметов, на изучение которого отводится много часов учебного времени. Изучается русский язык с 1 по 11 класс, что имеет очень большое значение для каждого школьника, потому что:
- способствует нравственному воспитанию учащихся,
- развивает патриотизм,
- приобщает к богатству русского языка,
- развивает речь, формирует коммуникативные навыки,
- учит детей свои мысли и чувства передавать с помощью языка,
- способствует формированию речевой деятельности,
- помогает осмыслению структуры и механизмов языка,
- способствует развитию мыслительных операций: синтезу, анализу, абстрагированию,
- позволяет научиться познавать мир посредством языка;
- формирует личностные качества: трудолюбие, аккуратность, целеустремлённость.
Главными целями русского языка как предмета являются:
- воспитание и развитие личностных качеств ученика,
- привитие любви и уважения к русскому языку,
- формирование языкового вкуса,
- развитие практики речи,
- формирование языковых умений и навыков.
Углубленное изучение русского языка предполагает не увеличение масштаба изучения путем добавления новых тем, необходимо повышение уровня аналитического подхода.
Изучение русского языка, которым ученики уже пользуются для общения предполагает как теоретическое исследование, так и решение практических задач, которые приводят к повышению уровня языковой культуры учащихся.
1.2 Значение олимпиад по русскому языку для изучения предмета
Интерес к русскому языку должен воспитываться разными формами работы:
- урочной,
- внеурочной,
- внеклассной.
Большое значение в популяризации изучения и исследования русского языка имеют предметные олимпиады.
Олимпиада – это своеобразное соревнование на лучшее знание языка и литературы. Она прочно вошла в жизнь учащихся русских и татарских школ. Учащиеся с удовольствием принимают участие в этом массовом мероприятии. Они проверяют на олимпиадах свои знания, меряются силами, узнают много нового.
Олимпиады дают возможность выявить языковое чутье, самостоятельность, находчивость их участников, помогают обнаружить творческие способности учащихся, а также их знакомство с научно-популярной литературой по языку.
Современная парадигма образования предусматривает переосмысление задач всей системы образования, в т. ч. олимпиадного движения, которое должно стать мощным фактором непрерывного совершенствования и развития личности учащегося в процессе его обучения и воспитания.
Олимпиады являются наиболее распространённой формой работы с одарёнными детьми, а ведь их выявление в условиях ФГОС является первостепенной задачей. Это связано с главной задачей образования, обеспечить общество личностями, которые мыслят нестандартно, неординарно, имеют возможность осуществления научного поиска.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арсентьев А.В. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 2015. 123 с.
2. Бондаренко С.М. Секреты русской речи.- М.: Просвещение, 2013.-145 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 – 4. – М.: Просвещение, 1989.-367 с.
4. Камчатнов А.М. История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века. – М. :Академия, 2005.- 267 с.
5. Норман Б.Ю. Олимпиада по русскому языку.-М.: ЮНИТИ, 2012.- 145 с.
6. Орг А. О.Олимпиады по русскому языку: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005.- 187 с.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. 2-е изд., испр. – М.: Наука, 2011.- 165 с.
8. Русский язык в задачах и ответах./ под. ред. А.Т. Воронина, А.В. Егорова.-М.: Наука, 201005.- 245 с.
9. Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М.: Просвещение, 2008 –287 с.