Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации творческой деятельности студентов вуза культуры
1.1. Творческое развитие студентов вуза культуры
Исследование творческого развития не является новым. Важный шаг в изучении творческого развития личности был сделан еще в эпоху Просвещения. Такие великие мыслители как Ж.-Ж. Руссо, А. Вольтер, И. Гердер раскрывали тему взаимосвязи идей независимого развития личности с проблемами человечности нового времени.
Позже данной проблеме было уделено особое внимание в рамках философско-лингвистической концепции бессознательного творчества, авторами которой были Н.А. Бердяев, Б.А. Лезин, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня [21].
Проблема творческого развития берет свое начало со времен Аристотеля, но, несмотря на столь долгую историю, в настоящее время для решения данной проблемы сделано сравнительно немного. При этом развитие творчества тесно связывают с двумя основными факторами:
Врождённые способности
Приобретённые умения в ходе социализации.
Понятие «способности» было введено Платоном и до сих пор является предметом различных, в том числе и педагогических, исследований. Для того чтобы определить наличие у человека способностей к какой-либо деятельности, следует обратить внимание на два основных критерия: скорость усвоения и качество результата. Принято считать, что человек является «способным», если он быстро усваивает навыки, необходимые для какого-либо вида деятельности, анализирует и воспроизводит знания и умения, добиваясь оптимальным путем выдающихся, то есть превосходящих средний уровень сверстников, осваивающих такую же деятельность, результатов.
Если сопоставить понятия «творческие способности» и «творческое мышление», мы получаем, исходя их описанных выше данных, качественные возможности индивида к выражению своих новых идей в процессе создания чего-либо нового.
С творческим развитием связано понятие познавательного потенциала. При проведении теоретического анализа научной литературы можно встретить несколько вариантов определения познавательного потенциала. Так, согласно мнению В. Шапаря, познавательный потенциал определяется интеллектуальным развитием. Интеллект здесь является «ограничителем» потенциальных творческих достижений. Он дает возможность уловить взаимосвязи в мире и творчески преобразовать действительность [17]. Однако как уже было отмечено ранее интеллект не является ключевым условием для возникновения новой и культурно феноменальной идеи, и более того, согласно современным представлениям об интеллекте, выделяют разные типы интеллекта – эмоциональный, социальный, аналитический и т.д., отражающие «способности» к решению задач соответствующего типа.
Е.М. Бородина считала, что неотъемлемой составляющей проявления познавательного потенциала является креативность. В данном подходе делается акцент на способность находить новые и неожиданные пути для разрешения проблемных ситуаций. Ключевым является положение о том, что творческое мышление не зависят от интеллектуального уровня и особенностей личности [4].
Первоначально считалось, что креативность – это уровень интеллекта, а уровень интеллекта сопоставляли с уровнем развития креативности. Однако при использовании теста Торренса была выявлена небольшая корреляция между креативностью и интеллектом испытуемых. С течением времени научные исследования выявили, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенной степени. Те, кто имели высокий уровень интеллекта, имели более низкие показатели уровня креативности.
Креативность не принято сводить сугубо к уровню интеллектуальных способностей человека, ее рассматривают как комплекс психологических характеристик. Были выделены детерминанты, влияющие на эти характеристики: воображение, интуиция, потребность личности в самоактуализации. Воображение — это психический процесс, отвечающий за создание новых синапсов между активными нейронами, то есть мозговая основа генерации новой идеи. Интуиция или чутьё это способность принимать решения в ситуации неопределённости, то есть на основании несуществующих или недоступных данных. И наконец, оба эти внутренние процесса не раскроются в полную силу без соответствующей мотивации [4].
Проанализировав научную литературу, посвященную изучению проблем творческого развития, можно выделить несколько направлений:
1. Исследования общепсихологической и концептуальной направленности. В них описываются основные механизмы и закономерности творческой активности, а также основные черты познавательного потенциала с точки зрения психологического аспекта. Данные исследования проводили такие ученые, как С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и др.
2. Экспериментально-эмпирические исследования творческой активности и познавательного потенциала дифференциально-психологического типа. Здесь акцент делается на описание индивидуально – психологических черт личностей и их взаимосвязи с творческой деятельностью. Согласно психоаналитической модели, творчество непосредственно противопоставляется осознанной деятельности. Основной акцент делается на бессознательное. В данном подходе творческие способности и творческая деятельность неразрывно связаны со стремлением человека реализовать свои бессознательные желания. Например, авторы художественных произведений через образы и символы выражают свои личные чувства и переживания. Познавательная активность в этом подходе оценивается не с позиции интеллекта и креативности, а как мышление помогает выйти за рамки требуемого. Однако этот подход не будет рассматриваться нами как основной, так как чувства и переживания осознаваемы, и понимая их, человек может творить осознанно, понимая настроение и выражаемые через произведение чувства, в соответствии с идеей – вся совокупность обозначается как творческий замысел [6].
По Н.Г. Морозовой творческая активность и познавательный потенциал включают в себя:
1. Оригинальность замысла и действий, то есть качественную характеристику деятельности индивида;
2. Способность вербализовать нестандартные идеи, создать качественно новый продукт, то есть активируется воображение;
3. Проявление инициативы творчества, то есть наличие мотивации к самоактуализации;
4. Высокий художественный смысл, то есть культурный контекст творчества. Можно говорить о перечисленных детерминантах как о составляющих сложной творческой деятельности.
Процесс развития творческой активности у детей направлен на формирование и улучшение специальных навыков, развитие таких характеристик как оригинальность, проявление инициативы, овладение различными техниками и их совершенствование [13]. Отечественные психологи [5, 11, 14], на основе глубокого изучения истории и культуры, определили следующие составляющие творческой активности:
1. Творческая фантазия. Это такой процесс, при котором индивид образно схватывает некую тенденцию или закономерность, при этом это происходит до того, как сформировалось целостное представление о нужном объекте. Кроме этого, оно вписывается в логику построения, не идя в разрез.
2. Способность видеть целое ранее частей.
3. Преобразовательный характер творческих решений. Человек способен при решении проблемной ситуации сделать выбор из нескольких путей решений, отказавшись от стереотипов. Выбор заключается в самостоятельном нахождении нового.
4. Экспериментирование. Включает целеполагание и сознательность. Индивид выстраивает свою среду таким образом, чтобы в контексте ситуации рассмотреть предмет с разных сторон, обнаруживая как изменяются свойства изучаемого предмета. А также производит анализ и синтез в искусственно созданных условиях [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 228 с.
2. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). М.: МГУ, 1996. С. 11- 15.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 264 с.
4. Бородина, Е. М. Влияние депрессии на проявление творческих способностей личности // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. 2017. С. 209-212.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. / Л. С. Выготский – Мн.: Современное слово, 1998. – 480 с
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.
7. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т.16, №2.
8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
9. Ковалевская, Е.В. Личностные предпосылки самоопределения в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ковалевская Екатерина Владимировна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Псков, 2017. - 24 с.
10. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
11. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144 с. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / А. М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 127 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 352с.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
15. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2017. – 688 с.
16. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002. 24 с.
17. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
18. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
19. Теряев, О.В. О развитии музыкальных способностей в контексте современной культуры //
Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2020. № 1 (32). С. 91-101
20. Тун Сяохуа, Цуй Яньтао. Креативность как универсальная черта личности// /В сборнике: Музыкальное образование и наука в современном мире. Москва, 2019, Издательство «Перо».
21. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
22. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.28-37.