Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном информационном обществе важность овладения информатикой и компьютерными навыками неизмерима. Развитие технологий и всеобщий доступ к интернету требуют от образовательного процесса новых подходов к обучению. Использование интерактивных онлайн-платформ становится одним из современных и эффективных методов обучения информатике в основной школе.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью адаптации образования к быстро меняющимся технологиям и требованиям современного мира. Интерактивные онлайн-платформы представляют собой обучающие ресурсы, где ученики могут применять теоретические знания на практике, решать задачи, участвовать в виртуальных проектах и получать обратную связь от учителя. Это позволяет максимально эффективно развивать навыки в области информатики, а также стимулирует учеников к самостоятельному и активному обучению.
Для решения задач школьного образования и соответствия его современным требованиям в России реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», направленный на создание и внедрение в школе цифровой образовательной среды. В рамках проекта ведётся работа по развитию цифровых сервисов и образовательного контента школьной системы образования, а также оснащения её современным оборудованием.
Согласно ФГОС, учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа — по 1 часу в неделю, что свидетельствует о вытекающих организационных и методических проблемах:
– низкая частота взаимодействия педагога с учениками, которая приводит к ослаблению контроля образовательного процесса по информатике;
– малое количество часов, и начиная лишь с 7 класса, приводящее к высокой интенсивности обучения и требующее больше времени на самостоятельную работу учащихся;
– несоответствие технической и технологической оснащённости школьных кабинетов информатики высоким темпам развития информационно-коммуникационных технологий.
Существующие ограничения организационного и технологического характера приводят к ситуации, в которой школьники не имеют достаточных временных и технологических ресурсов для закрепления теоретических знаний и отработки практических навыков работы в области информатики и информационных технологий, несмотря на повышение их роли в жизни современного общества (А. А. Богуславский).
Актуальность рассматриваемой проблемы, её практическая значимость определили выбор темы исследования: «Использование интерактивных онлайн-платформ для обучения информатике в основной школе».
Таким образом, определена проблема исследования: недостаточность использования интерактивных онлайн-платформ для обучения информатике.
Цель исследования заключается в изучении возможностей и эффективности использования интерактивных онлайн-платформ для обучения информатике в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования: использование интерактивных онлайн-платформ для обучения информатике в основной школе.
Гипотеза исследования: предположение о том, что использование интерактивных онлайн-платформ для обучения информатике в основной школе положительно влияет на мотивацию учеников, уровень активности обучающего процесса и позволяет достичь лучших результатов в овладении компьютерными навыками. А также, что использованию интерактивных онлайн-платформ в нынешней программе уделяют мало учебного времени.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) выделить интерактивные онлайн-платформы в обучении информатике в школе;
2) исследовать возможности интерактивных онлайн-платформ для обучения информатике;
3) изучить принципы отбора и адаптации материалов на интерактивных онлайн-платформах;
4) изучить возможности организации и разработки уроков с использованием интерактивных онлайн-ресурсов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: теория и методика обучения информатике и ИКТ в школе (Л.Л. Босова, И.А. Калинина, Н.В. Матвеева, А.В. Могилев, К.Ю. Полякова, М.А. Плаксина, И.Г. Семакина, Н.Д. Угринович), теория и практика использования интерактивных онлайн-платформ в обучении информатике в школе (Е.В. Данильчук, Н.Ю. Куликова, А.Н. Сергеев).
Методы исследования: теоретические – анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; контент-анализ, моделирование; эмпирические – изучение педагогического опыта, использование интерактивных интернет-платформ в обучении школьников.
Структура курсовой работы: исследование состоит из титульного листа, содержания, введения, основного текста, который разбит на определённые главы, а главы – на параграфы, подведённого заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных онлайн-платформ в обучении информатике
1.1. Интерактивные онлайн-платформы в обучении информатике
в школе
Интерактивные онлайн-платформы играют значительную роль в обучении информатике в школе. Они предоставляют уникальные возможности для учащихся и учителей в области цифрового образования.
Функционирование цифровой образовательной среды в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений развития образования. В рамках федеральной проекта «Цифровая образовательная среда» [Минпросвещения России] национального проекта «Образование» проводится работа по созданию и развитию цифровых образовательных сервисов и образовательного контента. Одной из таких образовательных платформ является Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа»), которая должна использоваться с 1 января 2023 года во всех школах Российской Федерации при реализации общеобразовательных программ согласно изменениям ФЗ №273 «Об образовании», внесённым в декабре 2021 г. [Постановление Правительства РФ №1241 от 13 июля 2022. «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа»].
ФГИС «Моя школа» – это цифровая образовательная платформа, предоставляющая учащимся и педагогам возможность взаимодействия в онлайн-режиме. С её помощью учащиеся могут изучать различные предметы, включая информатику, в интерактивной и увлекательной форме. Платформа обеспечивает доступ к учебным материалам, заданиям, тестам и другим образовательным ресурсам, позволяет коммуницировать с педагогами и другими учащимися, а также оценивать свои знания и умения [Постановление Правительства РФ №1241 от 13 июля 2022. «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа»].
Интерактивные онлайн-платформы, такие как ФГИС «Моя школа», имеют множество преимуществ для обучения информатике. Они обеспечивают доступность образования в любом месте и в любое время, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения. Учащиеся могут изучать материалы и выполнять задания в удобном для них темпе, повторять трудные темы или продвигаться вперед, если уже освоили материал.
Также ФГИС «Моя школа» позволяет персонализировать образовательный процесс, учитывая особенности и потребности каждого ученика, а также повышает мотивацию к обучению с помощью разнообразных интерактивных игр и заданий.
Более того, использование интерактивных онлайн-платформ в обучении информатике способствует развитию компетенций XXI века у учащихся, таких как цифровая грамотность, критическое мышление и сотрудничество. Поскольку информатика является основой для овладения навыками в сфере цифровых технологий, использование современных платформ помогает учащимся стать активными участниками цифровой экономики и подготовиться к получению будущей профессии и жизни в современном обществе.
Таким образом, интерактивные онлайн-платформы играют важную роль в обучении информатике в школе. Они способствуют доступности образования, персонализации обучения и развитию компетенций XXI века у учащихся. ФГИС «Моя школа» – пример такой платформы, которая открывает новые возможности для эффективного и интересного обучения информатике.
Интерактивные онлайн-платформы играют важную роль в обучении информатике в школе. Они предоставляют учащимся уникальную возможность получить качественное образование, расширить свои знания и умения в этой области.
Одно из главных преимуществ использования онлайн-платформ в образовательном процессе – это доступность. Обучение посредством таких платформ позволяет учащимся из разных регионов и сообществ получать качественное образование в области информатики. Они могут получить доступ к интерактивным урокам, учебным материалам, заданиям и тестам, не выходя из дома или школы. Это особенно важно в ситуациях, когда ученикам необходимо избегать присутствия в школе, например, в случае пандемии или неблагоприятных погодных условий.
Второе преимущество использования интерактивных онлайн-платформ – это возможность индивидуализации обучения. Платформы могут предлагать уроки и задания, адаптированные к уровню и потребностям каждого учащегося. Они могут предоставлять инструкции, объяснения и подсказки, помогающие ученикам разобраться в трудных вопросах. Также платформы могут предлагать дополнительные материалы и задания для более глубокого изучения темы или для достижения высоких результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбузов С. С. Технологии подкастинга как средство активизации учебной деятельности школьников при обучении компьютерным сетям // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7 - С. 30-35.
2. Босова Л. Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2016. - 288 с.
3. Воробьёв Г. А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - 168 с.
4. Газейкина А. И., Кувина А. С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. -2012. - №6. - С. 55-59.
5. Зайцева Ж. Н., Говорский А. Э. Интернет-учебник - виртуальная среда обучения // Труды VIII научно-практической конференции «Открытое обрахлвание России XXI века». - М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
6. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения / О.А. Ильченко. Дис. ... канд.пед.н.: 13.00.08. - М., 2002. - 190 с.
7. Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике 10-11 классы. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 222 с.
8. Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании. Автореферат диссер. на соискание уч. степени докт. пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 46 с.
9. Лапенок М.В., Макеева В.В Формирование индивидуальной траектории обучения в информационно-образовательной среде школы // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7. - С. 37-43.
10. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.
11. Наливалкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. - 2012. №1 (4). - С. 101-103
12. Овсянникова Н.П. Эффективность информационно-образовательной среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - №5. - С. 7-13.